Montreux Jazz Festival 2013. Быть Клодом Нобсом

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

Фото: Montreux Jazz Festival

Авеню Клода Нобса начинается у магазина Yamaha и ведет вниз, вдоль променада и Дворца Конгресса — вниз, почти до самого Фредди Меркьюри. Пожалуй, это самая людная улица города Монтрё, да и всей Швейцарии: каждое лето на протяжении двух недель, пока здесь проходит Montreux Jazz Festival, во всех залах и на открытых террасах здесь не смолкает музыка, а на улицах танцуют и обмениваются впечатлениями десятки тысяч людей со всего мира, сотни музыкантов и журналистов.

Montreux
Montreux
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Напротив фестивальных объектов возвышается знаменитый отель Montreux Palace. В 1977 году, когда фестиваль отмечал 11-летие, здесь открывали мемориальную табличку Набокова. Памятники Элле Фицджералд, Рэю Чарлзу и Майлсу Дэйвису, воздвигнутые по инициативе Нобса, украшают парк на набережной. Каждый год Монтрё прощается с людьми, создавшими его и составившими его славу, но их следы здесь повсюду. 48-й Montreux Jazz в июле 2013 стал мемориальным: его знаменитый основатель погиб минувшей зимой в швейцарских горах, катаясь на лыжах. Таблица с именем Клода Нобса теперь закреплена на стене Дворца Конгрессов, а улица Grand Rue переименована в его честь.

«Я хочу посвятить этот концерт Клоду Нобсу» — минувшим летом эта фраза звучала со сцены каждый вечер. Ее произносили 80-летний Куинси Джонс и 20-летняя Трикси Уитли, ветераны рок-н-ролла ZZ Top, соул-вокалисты Грегори Портер и Чарлз Брэдли, пианисты и басисты, вчерашние выпускники училищ и мэтры. Все они говорили о том, какую потерю понесла современная музыка в лице Нобса. Саксофонист Чарлз Ллойд вспоминал удивительную душевную щедрость и гостеприимство основателя и отмечал его редкий вкус к жизни и музыке; Принс говорил о его умении создать на фестивальных площадках живую, творческую атмосферу, и все — все без исключения — произносили слова благодарности.

Marcus Miller
Marcus Miller

Montreux Jazz Festival — один из серьёзнейших фестивальных брэндов мира, и тем удивительнее, что его гигантская машинерия была в 1967 году запущена силами одного человека — молодого очкастого тур-менеджера, фаната музыки, который однажды просто решил, что в родном городе было бы здорово проводить выступления его любимых музыкантов, и пригласил Джона Ли Хукера лететь на другой континент за 500 долларов. Сам Клод часто вспоминал со смехом, как в 70-х ему приходилось уговаривать американских звезд посетить первые фестивали: Ариту Франклин он буквально подкупил швейцарским шоколадом, а для того, чтобы выполнить бытовой райдер Майлса Дэйвиса и подогнать тому «феррари», пришлось пуститься на авантюрную цепочку соседского бартера, в который, помимо прочего, было вовлечено стадо гусей.

Некоторое представление о личности организатора MJF дает экспозиция «Chalet d’en bus», открытая на задворках Дворца Конгрессов. В полумраке посетителя встречает неоновое лицо Нобса, а на стеллажах, расставленных вдоль помещения, разложены элементы многочисленных коллекций, которыми полнится знаменитое Клодово шале. Редкий винил, музыкальный автомат Wurlitzer, электрические поезда и лампы из цветного стекла вперемешку с фотографиями, наградами, отрывками из любительских съёмок и многочисленных выступлений, записанных в этих стенах. На набережной развёрнута фотоэкспозиция, повествующая о юношеских годах и встречах со звёздами. Всё это, однако, не дает никакого представления о том, какого масштаба человеком был Клод Нобс и кем он стал для Монтрё.

Quincy Jones
Quincy Jones

Нобс был двигателем и вдохновителем фестиваля, и в первую очередь — его гарантом. Его именем подписывались совершенно немыслимые контракты и собирались уникальные джемы. Кто еще может похвастаться тем, что его имя упоминается в десятке хитов? Кто заставил Чарлза Мингуса играть дуэтом со всеми музыкантами, которые на тот момент были поблизости? Кто устроил Би Би Кингу джем длиною в ночь?.. Клод сумел добиться огромного влияния при помощи обезоруживающе простых приемов: последовательного выстраивания дружеских отношений с музыкантами и совместной работы над программой каждого сета. В итоге хорошей традицией Монтрё стали дуэты великих с юными; и очень приятно видеть, что эта традиция не прервалась: Куинси Джонса, культуртергера и подюсера, поздравляли с 80-летием стар и млад. Никки Янофски, Альфредо Родригес, Джастин Кофлин и множество других молодых звёзд составили компанию джазовой суперзвезде Хэрби Хэнкоку, а ветеран чикагского блюза Бадди Гай пригласил на свое шоу 13-летнего вундеркинда Куинна Салливана. Даже забронзовевшие «бороды» ZZ Top умудрились открыть публике молодой блюзовый состав — Ben Miller Band, за каких-то три песни, исполненных на швабре и стиральной доске, влюбивший в себя весь зал.

Grace Kelly
Grace Kelly

Нет сомнений, что знаменитый брэнд продолжит свое существование и после Нобса, однако Клод был знаменит своим стремлением неустанно изменять и развивать концепцию Монтрё — и, пожалуй, он был единственный, кто не боялся делать радикальные шаги. «Каждый год я анализирую прошедший фестиваль. Всё, что было хорошо, я оставляю: всё круто, проехали. А всё, что плохо, — всегда меняю», — говорил он. Причем, в понимании Нобса «хорошо» — это категория не жанровая. Так в программе Монтрё еще в 80-х годах появился рок, а позже — диско-вечеринка Freak Out Night, серия Jazz Meets Classic, исполняемая в стенах Шильонского замка, латиноамериканские вечеринки на корабле, состязание биг-бэндов и нью-орлеанский поезд.

Команда MJF сумела сохранить традиции, однако сумеет ли она их приумножить — пока что вопрос открытый. Да, организаторам удалось на 46% поднять продажи билетов, перешагнув стотысячную отметку. Однако некоторые шоу были растиражированы явно излишне: три двухчасовых концерта Принса, два вечера Леонарда Коэна — невзирая на то, что все они были распроданы задолго до начала фестиваля, осталось некоторое ощущение «отсутствия свежих идей». Однозначно неудачным решением было разнести джазовые и рок-концерты, проходившие в Miles Davis Hall, на две площадки: крохотный, похожий на плацкартный вагон, Montreux Jazz Club и огромный, набитый электроникой и залитый пивом, Montreux Jazz Lab. Удельный вес «чистого джаза» в Монтрё и раньше был довольно невысок, однако теперь тому есть грустное подтверждение, выраженное в кассовых сборах. И если раньше джазовые музыканты могли рассчитывать на увеличение своей аудитории за счет приходящего на ночные концерты «молодняка», то теперь они оказались в искусственной изоляции, — а значит, шансов попасть на сцену Stravinsky и быть услышанными тысячами у них еще меньше.

Diana Krall
Diana Krall

И тем не менее, именно маленький зал Montreux Jazz Club стал местом рождения уникальных номеров и генератором сенсаций. Avishai Cohen Quartet c его невозможными версиями evergreen-хитов и дуэтами с саксофонистом Эли Деджибри, великолепная пятерка Johnatan Batiste and Stay Human, заставившая весь зал наблюдать в ходе концерта процесс «препарации» фортепиано, легендарный саксофонист Чарлз Ллойд в компании индийского мастера игры на табла Закира Хусейна и барабанщика Эрика Харланда, техничная корейская вокалистка Юн Сун На в составе «игрушечного» дуэта, дирижирующих подручными средствами участников вечера «Jazz Fank Legends», виртуозный дуэт британского пианиста Гуилима Симкока и русского контрабасиста Юрия Голубева, Маркус Миллер и Рэй Паркер-младший, и, конечно, Трикси Уитли — яркая талантливая блондинка, дочка блюзмена Криса Уитли. Хочется верить, что странный, безумный, но доказавший свою жизнеспособность «эклектичный» подход к формированию программы фестиваля не подведет его организаторов и в будущем. Ведь именно он, как показывает практика, стал залогом развития новых направлений в современном джазе, творческой лабораторией и стартом многих карьер.

George Benson
George Benson

«Это только кажется, что я много и серьезно планирую, — смеётся Клод Нобс с любительской пленки. — На самом деле, я и живу так, как живет любой джазмен: мне до последнего момента интересно, что же у меня получилось, и что там, дальше».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.