Саксофонист Виталий Клейнот (1941-2013)

44

1 августа на 72-м году жизни скончался ветеран советского джаза и эстрады, саксофонист, аранжировщик и продюсер Виталий Клейнот.

Выпускник Московского института инженеров транспорта (МИИТ), Виталий Клейнот принадлежал к поколению советских «джазменов-физиков»: в музыкальных училищах и консерваториях джазу до 1974 г. не учили, и множество самых известных джазовых солистов 50-х и 60-х гг. вышли из среды вузовского студенчества. Виталий Клейнот дебютировал ещё студентом, играл с тогдашними московскими звёздами, активно тянувшимися к самым передовым достижениям американского джаза — трубачом Андреем Товмасяном, пианистом Вадимом Сакуном. Затем начал руководить ресторанными составами в МОМА, Московском объединении музыкальных ансамблей — государственной организации, которая контролировала всю ресторанную (клубной тогда практически не было) сцену в Москве. Его игра звучит на пластинках с записями выступлений звёзд московских фестивалей «Джаз-66» (с ансамблем, где на трубе играл Андрей Товмасян, а пианистом и номинальным руководителем был молодой Борис Фрумкин, ныне — руководитель Оркестра им. Олега Лундстрема) и «Джаз-68».

Кафе Молодёжное, 1960-е: с трубой - Валерий Пономарёв, с саксофоном - Виталий Клейнот
Кафе Молодёжное, 1960-е: с трубой — Валерий Пономарёв, с саксофоном — Виталий Клейнот

У Клейнота был свой, ни на кого не похожий звук: хотя этот звук не был профессиональным, как у Гараняна или Зубова, тем не менее у него был свой звук, «клейнотовский». Импровизировал «Клей» весьма изобретательно… — Так писал о своём музыкальном партнёре середины 60-х годов трубач Андрей Товмасян.

Георгий Гаранян, Виталий Клейнот, начало 1970-х
Георгий Гаранян, Виталий Клейнот, кафе «Печора», 1969

В 1971 г. ведущий московский джаз-клуб «Кафе Молодёжное» на улице Горького, 41 (ныне 1-я Тверская-Ямская) был перепрофилирован на модный у молодёжи джаз-рок, и основным составом этой «точки» стал Ансамбль Виталия Клейнота — мощный обширный коллектив, собранный по образцу популярных тогда американских ансамблей так называемого «брасс-рока» (т.е. рока с медной духовой секцией) — Chicago и Blood, Sweat & Tears. Там ансамбль Клейнота проработал более двух лет, пока история «Молодёжного» как джаз-клуба не завершилась.

Виталий Клейнот, 1972

С 1973 г. Клейнот работал в самых разных составах МОМА, но главный фокус его интереса сместился в сторону работы с композитором Александром Зацепиным, располагавшим передовой по тем временам домашней студией. В этой студии, привлекая первоклассных солистов, Клейнот около пяти лет записывал музыку Зацепина, и многие из этих треков стали основой советских «хитов» — киномузыки («Иван Васильевич меняет профессию», «31 июня»…) и песен Аллы Пугачёвой (альбом «Зеркало души»).

В конце 1970-х Виталий Клейнот оставил карьеру музыканта-исполнителя и стал, в современных терминах, продюсером — руководителем различных музыкальных проектов (например, в 1978 — ВИА «Шестеро молодых», где дебютировал никому ещё не известный эстрадный вокалист Николай Расторгуев). В основном время уходило на непростую по тем временам работу по добыванию и комплектации звуковой аппаратуры (усилителей, приборов обработки звука, музыкальных инструментов и т.п.), и в этой работе Клейнот знал мало равных в тогдашней Москве. Когда в начале 80-х он создавал варьете в ресторане гостиницы «Советская» (исторический «Яр»), эта «точка» считалась одной из лучших по оборудованию в столице. Именно постоянная работа с музыкальной аппаратурой, которая в СССР официально почти не импортировалась, стоила Клейноту в первой половине 80-х уголовного дела и трёх лет на «химии». Официально это называлось «исправительные работы без лишения свободы», иногда с уточнением «на стройках народного хозяйства»; покидать при этом районы этих «строек» запрещалось.

В 1985-м в СССР начинается «перестройка», и вновь Виталий Клейнот оказался на гребне волны. В 1985-м совместно с Виктором Лившицем (впоследствии — владелец существовавшего в 2000-е гг. джаз-клуба JVL) он открыл «джазовый салон» во Дворце культуры АЗЛК. В последующие годы Клейнот оставался одним из заметных игроков на московском рынке проката и комплектации звуковой аппаратуры — многие московские джаз-клубы и фестивали 1990-х — 2000-х гг. пользовались его помощью.

В последние годы Виталий Ефимович тяжело болел, лечился в Израиле, перенёс несколько операций. В Израиле он и ушёл из жизни.
АУДИО:
Ансамбль Виталия Клейнота — «Песня радости» (Григорий Шабров)
запись Всесоюзного радио, 1972
Виталий Клейнот (тенор-саксофон), Исайя Кофман (вентильный тромбон), Олег Степурко (труба), Григорий Шабров (ф-но, орган), Виктор Мацуев (гитара), Леонид Плавинский (бас-гитара), Михаил Бранзбург (барабаны)
Запись из чудом спасённой от уничтожения коллекции первого советского джазового радиоведущего Аркадия Петрова. После закрытия его программы «Клуб Метроном» на Всесоюзном Радио в 1973 г. он тайно вынес большую часть записанного им золотого фонда советского джаза 1960-х — начала 1970-х из Радиодома и передал в архив училища им. Гнесиных (ныне Колледж эстрадно-джазового искусства).
По инициативе преподавателя колледжа, джазового трубача и композитора Олега Степурко директор колледжа Ирина Казунина профинансировала оцифровку и мастеринг записей, которые в конце 2000-х сделал тонмейстер студии колледжа – Жан Аликян.
Слушать (13:44, трафик 13 Mb):

реклама на джаз.ру

44 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Масштабный был человек. Очень обаятельный. Общение с Виталием Ефимовичем дало мне многое. Пусть ему будет хорошо…

  2. Помню блистательную игру Виталия Ефимовича в КМ в шестидесятые, познакомился лично в 2000-х. Компетентный и обаятельный человек. Глубоко скорблю…

  3. Не стало Великого и Светлого человека…Это огромная потеря для всех кто с ним был близок и знаком… ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ…

  4. Виталия знал, страшно подумать, более полувека.
    Прекрасный музыкант и отличный товарищ, всегда готовый прийти на помощь. Светлая память…

  5. Ещё раз прозвонил колокол — я знаю, что это и обо мне: «…And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee (John Donne). Поэтому не говорю «прощай»: «До свидания, Виталик». Может еще доведется поиграть вместе в лучшем из миров (а может и с Чарли Паркером …)

  6. Лучшей памятью было бы собрать и издать хотя бы один диск уцелевших записей Виталия Клейнота. Как это было сделано с наследием Романа Кунсмана или Андрея Товмасяна.

  7. Светлая память тебе Виталик! Царствие тебе небесное! Для нас это огромная потеря….

  8. Светлая память.О кончине Клея узнал от своих друзей из Израиля. В шоке. Великий музыкант , великий организатор . Только он мог импровизировать паузами . Очень жаль . Скорблю.

  9. Всегда обожал его игру и чувство юмора.Очень больно!Пока жив,всегда буду помнить тебя Виталик и поминать!
    ЗИХРОНХА ЛЕВРАХА!(БЛАГОСЛОВЕННА ПАМЯТЬ)

  10. Ушёл из жизни МЭТР «САМОПАЛА» конца «СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА».
    Лучший!, импровизатор в музыке и конструктор музыкальной аппаратуры. Философ и идеолог технологий употребления «Русской водки». Отец фразы: «кто со мной не выпьет, тот меня не остановит».
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ, ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ……

  11. Ведь есть же диск «Группа Виталия Клейнота. Возвращение легенды»? Найти его мне не посчастливилось. Олег Степурко писал о нём. Записи, которые были организованы на радио и сохранены Аркадием Петровым.
    А сегодня день памяти Аркадия Евгеньевича. Шесть лет, как его не стало…

      • Нет. Вопрос с авторскими правами на коллекцию Аркадия Петрова, который сделал эту запись (65 минут музыки) в студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи в 1972-м, так и не решён. Ведь юридически эти записи как бы не существуют, Гостелерадио списало их ещё в 1973-м. О коммерческом выпуске речь не идёт, слишком низкое качество сохранившихся материалов. Да и оцифровка делалась около 20 лет назад в качестве, которое даже тогда пригодным для коммерческого релиза назвать было невозможно. Над восстановлением записей нужно серьёзно работать, по авторским правам тоже нужны серьёзные юридические усилия, а это всё утяжеляет финансовую составляющую такого проекта…

  12. Печально, скорбно, обидно… Жизненная рутина затмила что-то важное и нужное в душе. Не прощу себе, что все годы врозь не повидался с ним хоть раз. До сих пор в памяти самые светлые, яркие, жизнерадостные воспоминания моей (и моей жены) молодости, связанные с Виталиком.

  13. виталик-ты был замечательный музыкант и очень хороший человек,светлая память…мы ещё увидимся!

  14. Глубокие соболезнования родным и близким. Мне довелось работать с Виталием как раз в его Кавказской ссылке. Только было это в конце 70-х в Нальчике. Благодаря Юрию Силантьевичу Любашевскому Виталий мог работать музыкантом в оркестре ПКиО.Я играл на бас-гитаре и довольно близко познакомился с Виталием Ефимовичем. Благодаря неимоверной энергии и таланту Клейнота наш оркестр стал буквально на голову выше. А когда по его просьбе в Нальчик с концертом приехала А.Б.Пугачёва , Виталий можно сказать стал местным почётным гражданином. Это было в ноябре 1977 г. Светлая ему память.

    • Да Коля, это было здорово. Виталик был для нас чем то божественным. Сейшены на танцплощадке.
      Водочка в каптерке. Незабываемое общение и соприкосновение с чем-то высоко духовным и в тоже время с чем то очень простым и человеческим. Помню нелегальные четыре концерта в г. Нальчике(по два в день) с А. Пугачевой в Музыкальном театре при полных аншлагах. Прямо от нас она уехала в Зелену Гуру с Арлекино. Мы тогда выступали в первом отделении с Зауром Тутовым. Море водочки и океан шампанского. Но все было в меру и от души. Земля ему пухом и вечная память.

      • И потом, вплоть до его кончины, теплое дружеское и деловое общение в основном в Москве, а последние дни по скайпу с Израилем. Даже водочку по монитору поднимали Вместе. Эх. Нам было что вспомнить.

  15. Господи,только сегодня узнала о том,что Виталия Ефимовича не стало физически…Я лично встречалась с ним только однажды, но запомнила эту встречу на всю жизнь. Я не музыкант, а профессиональный риэлтор, получила запоминающийся урок от музыканта именно по своей профессии. Кто близко знал Виталия Ефимовича не будут удивлены, так как все, что он делал, он делал с душой, вникая в каждую деталь…Со знанием дела и со всей ответственностью он подошел и к ремонту и оборудованию своей Московской квартиры, и, что немаловажно, все документы у него были в полном порядке и лежали в отдельных папочках. Продуманная и сделанная им перепланировка до неузнаваемости преобразила небольшую по площади квартиру, сделав ее зрительно очень просторной, наполненной воздухом. Особенно поражала кухня, где с умом был задействован каждый сантиметр! А буйство красок настраивало на позитивный лад и вызывало желание задержаться в ней подольше. А как он вкусно рассказывал про свою квартиру !!!! Может это и мелочи по сравнению с творческим наследием Виталия Ефимовича, но тот факт , что всё, что он делал, он делал с душой и на совесть, ни у кого не вызывает сомнений. Даже у тех, кто, как я, столкнулся с ним ни как с музыкантом или продюсером, а просто как с интересным человеком. Светлая память!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  16. Помню…люблю…скорблю……
    Твои незабываемые вечера на Каланчевской. То ,чему ты научил меня,все это добрая память о тебе…
    Спасибо тебе Виталий Ефимович, Земля пухом и Царствие Небесное.

  17. На выставке Музыка Москва я подошёл к нему , он стоял уставший и смотрел в одну точку, оперевшись локтями на высокую звуковую колонку , Это я Юрок , сказал я , да вижу что это ты , сказал Ефимыч, и добавил — я так устал , ну его все на….( Он был жуткий матершинник , кто помнит ) больше я его не видел …. но до сих пор эта картина , перед глазами …,,,,, Помним тебя Ефимыч….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя