Певица Нонна Суханова, первая джазовая вокалистка Ленинграда (1934-2014)

6
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

inmemoriam11 июня в Санкт-Петербурге на 81 году жизни после продолжительной болезни умерла Нонна Суханова — ведущая джазовая вокалистка ленинградской сцены 1950-60-х годов. Конферансье тех лет, оправдывая тот редкий для советской сцены факт, что певица исполняет джазовую классику на языке оригинала, говорили со сцены: мол, как выпускницу филологического факультета Ленинградского университета, её обязали петь на английском, чтобы оправдать затраченные на её обучение средства.

Нонна Суханова (фото 1960-х гг. из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова (фото 1960-х гг. из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)

Нонна Суханова действительно раньше всех в Ленинграде официально, открыто запела с профессиональной сцены на английском: до сих пор вспоминают, как она пела «My Melancholy Baby» — песню 1912 г., прославленную в нашей стране благодаря фильму 1939 г. «Roaring Twenties», «Ревущие двадцатые», в советском прокате — «Судьба солдата в Америке». Но прославила её голос как раз песня на русском языке: воплощение «буржуазной культуры» в популярнейшем фильме начала 60-х «Человек-амфибия», лихой буги Андрея Петрова «Эй, моряк», пела именно Нонна Суханова. Правда, в титрах не было её имени, да и на экране была не она — под фонограмму её голоса открывала рот манекенщица Нина Большакова; но на аудиторию безотказно воздействовал голос Сухановой — с пикантной хрипотцой, которой у певицы на самом деле не было: дело в том, что режиссёры Казанский и Чеботарёв заставили её записать подряд десять дублей фонограммы, и в фильм пошёл именно десятый, «охрипший» дубль.

Нонна Суханова (р. 2 апреля 1934) действительно изучала английский язык на филфаке ЛГУ, который окончила в 1957 г. Она начала петь в молодёжном эстрадном оркестре Анатолия Бадхена, выступала с экспериментальным ансамблем Арика Лисковича, была солисткой септета Ореста Кандата и ведущего биг-бэнда Ленинграда — оркестра Иосифа Вайнштейна, сотрудничала с Анатолием Кальварским, Борисом Шафрановым, Станиславом Пожлаковым, Александром Броневицким и другими ленинградскими джазменами. Долгие годы певица работала в «Ленконцерте».

Нонна Суханова с оркестром Иосифа Вайнштейна, 1960-е гг. (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова с оркестром Иосифа Вайнштейна, 1960-е гг. (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)

К сожалению, её джазовые работы — как и вообще значительная часть творческого наследия советского джаза — крайне слабо документированы. В свободном доступе можно легко найти только песенку композитора Александра Колкера «Дождик».

Редакция «Джаз.Ру» выражает соболезнования родным и близким покойной.

Нонна Суханова, 2012 (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)
Нонна Суханова, 2012 (фото из коллекции Владимира Гринберга, С.-Петербург)

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень жалко Уходят ветераны, уходят первые. Ведь Нонна вместе с Гюли Чохели, примерно ее ровесницей, была просто первой действительно джазовой вокалисткой Советского Союза.Это же был еще конец 50-х-начало 60-х.В 1963 г мне довелось организовывть в Самаре (тогда -Куйбышеве) jam-session, в котором кроме местных участвовали музыканты Ленинградского диксиленда (еще с Севой Королевым) и оркестра Анатолия Кальварского, в котором тогда и пела Нонна. Оба состава по счастливой случайности в одно время оказались на гастролях в Куйбышеве и после отработки штатных концертов всю ночь до 6 утра в зале ТЮЗа с удовольствием отдавались любимой музыке. Зрителей не было -- только музыканты и их близкие друзья. Это был полный кайф для всех участников! А НОННА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ ВЕТЕРАНОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЖАЗА. И ОСТАНЕТСЯ ЗАСЛУЖЕННО!

  2. ДЛЯ ИРИНЫ:подробнее о Нонне могут рассказать только ветераны Ленинградского джаза -- тот же упомянутый мною Кальварский или мудрейший джазовый летописец Питера Владимир Фейертаг, или же кто-то из музыкантов первых составов оркестра Вайнштейна : Канунников, Гольштейн, Голощекин. Наверно, увы, больше уже и некому. Возможно кто-то и решится вспомнить былое полувековой давности.

  3. Соболезную и скорблю по поводу кончины Нонны Сухановой. В 1957 году я поступил в ЛИСИ (инженерно-строительный институт), который в Ленинграде справедливо называли джазовой академией.Вот только небольшой перечень имён. Это альтист и будущий бэнд-лидер Игорь Петренко, аккордеонист и в будущем тромбонист Ленинградского диксиленда Анатолий Чимерис, пианист Юрий Черняк, альтист Владимир Герман… У нас также училась Лидия Клемент. В институте часто устраивались танцевальные вечера, где играли самые известные джазовые коллективы, с которыми и выступала Нонна Суханова. Она тогда была единственной (!) джазовой певицей в городе. Её удивительный голос забыть просто невозможно! Колоссальная потеря для всех нас… Всеволод Бессараб, 75 лет, Тюмень.

  4. Я не знаю, кто публиковал фотографии, но все фотографии, за исключением Нонна Суханова у машины, фотографии известного в прошлом , контрабасиста оркестра Иосифа Вайнштейна, Владлена Неплоха. Сегодня 02 апреля с.г. Нонночке Сухановой исполнилось бы 82 года Предлагаю поднять стопочки с огненной за Светлую Память, этой незаурядной певицы, в те далекие времена она считалась певицей N1. Орест Кандат называл её нежно Ноннетта! Борис Алексеев, ведущий джазовых программ на радио ” Эхо Москвы”, говорил, что голос Нонны напоминал голос известной джазовой певицы Джун Кристи и что она очень любила исполнять песню Рамона. С уважением, Владимир Гринберг.

  5. На своем 60-летии Геннадий Гольштейн восторгаясь Ноной сказал:”Как Нона пела “Меланхолик беби!!!” Нона заметила :”Меланхолик беби я никогда не пела!”

Добавить комментарий для Игорь Вощинин Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.