Вадим Вядро (1946-2014). Памяти саксофониста

9
Вадим Вядро, 1970 (фото: Михаил Гордин)
Вадим Вядро, 1970 (фото: Михаил Гордин)

Иногда печальные новости распространяются не слишком быстро. Один из самых известных советских саксофонистов начала 70-х Вадим Вядро умер в Нью-Йорке 4 февраля 2014 года, но весть о его смерти пришла в редакцию «Джаз.Ру» от членов семьи музыканта только в начале августа.

Вадим Вядро родился 9 июля 1946 в Риге в семье актёра и писателя Михаила Вядро и певицы (сопрано) Инны Вядро. Музыке учился в Рижском музыкальном училище (с 1964), где овладел кларнетом и играл в студенческом диксиленде. В 1968 г. Вадим поступил в Рижскую государственную консерваторию (ныне — Латвийская музыкальная академия им. Витола), где изучал игру на кларнете, композицию, оркестровку и другие дисциплины, и окончил её в 1972 г. с квалификацией «концертный исполнитель».

Вадим Вядро в 1970-е гг.
Вадим Вядро, 1971

В годы обучения в консерватории Вядро создал свой первый джазовый ансамбль, где играл на тенор-саксофоне: в те годы в официальных учебных заведениях саксофон ещё не преподавали, Вадим овладел им самостоятельно. В ансамбле он играл также на флейте и кларнете. Среди повлиявших на него музыкантов он называл Бена Уэбстера, Джона Колтрейна и Сонни Роллинза.

В начале 70-х Вядро много выступал на джазовых фестивалях по всему СССР со своим рижским квартетом. Квартет Вадима Вядро с Владимиром Болдыревым на барабанах, Борисом Банных на контрабасе и Наумом (Нахумом) Переферковичем на фортепиано на некоторое время стал одним из самых ярких фестивальных проектов советской джазовой сцены.

Вадим Вядро, начало 70-х
Вадим Вядро, начало 70-х. Для приёма на работу директор рижского джазового кафе «Аллегро» заставила его подстричься (в начале 70-х длинные волосы у мужчин считались общественно неприемлемыми)

Привлечённые яркой, свободной и техничной игрой Вядро, многие музыканты из других городов приглашали его в свои проекты: в этот период он записывался как сайдмен с другими музыкантами — например, в составе московского квинтета флюгельгорниста Германа Лукьянова (1972). В этот же период Вядро работал в оркестре Гостелерадио Латвийской ССР.

АУДИО: Квинтет Германа Лукьянова «Равновесие ритма» (запись 1972)

Вадим Вядро — тенор-саксофон; Герман Лукьянов — флюгельгорн; Игорь Бриль — фортепиано; Виктор Двоскин — контрабас; Виктор Епанешников — ударные
Герман Лукьянов, альбом «ДоКАДАНС» (ArtBeat, 2012)

Автор единственного серьёзного англоязычного исследования по истории советского джаза Фредерик Старр писал в своём фундаментальном труде «Красные и горячие: судьба джаза в Советском Союзе»:

— Получивший подготовку в Рижской консерватории саксофонист Вадим Вядро экспериментировал с двенадцатитоновым джазом, завораживая москвичей своей смелостью. Со своим сочетанием изобретательности, технической изощрённости и чистого напора Вядро на годы опережал своих коллег; он озадачивал их и бросал им вызов. В Риге и вообще в Прибалтике различия между стилями были менее выраженными и менее воинствующими, чем в Москве… Постепенно боповый взрыв в Москве и Ленинграде выдохся, и тогда, в 1970-е, прибалтийские новаторы заняли подобающее им место.

В 1972 г. Вадим Вядро участвовал в конкурсе джазовых солистов в рамках международного джазового фестиваля в Праге (Чехословакия), где занял первое место в категории «тенор-саксофон».

В том же году он женился на Светлане Ринской, которая училась вместе с ним на отделении фортепиано. У них родился сын Михаил, и Вадим решил эмигрировать вместе с семьёй, так как считал, что за границей у него будет больше возможностей играть джазовый авангард, которому он отдавал себя без остатка.

И в 1974 г. Вадим Вядро оказался в Вене, где начал играть с местными музыкантами, в частности — с трио пианиста Фрица Паэура, с которым несколько раз выступил в венском клубе Jazzland, а также в составе ансамбля Harald Neuwrith Consort на джаз-фестивале в городе Грац. Ожидая разрешения на переезд в США, он играл на многих музыкальных площадках Австрии и Швейцарии, несколько раз записывался с оркестром Австрийского радио и телевидения.

В 1975 Вядро переехал в Нью-Йорк. Первое время он работал в оркестре бродвейской постановки рок-оперы «Jesus Christ Superstar». В 1976 г. он участвовал в записи альбома «Szobel», который выпустил на лейбле Arista Records 18-летний австрийский пианист Херманн Собель. Альбом содержал сложную авторскую музыку Собеля на грани джаза и рока, напоминающую самые непростые работы Фрэнка Заппы периода альбома «Waka/Jawaka»; Вядро играл на этой пластинке (она была впервые переиздана на компакт-диске небольшим лейблом Laser’s Edge только в 2012 г.) на саксофоне, флейте и кларнете. Впоследствии Херманн Собель оставил музыку из-за психического заболевания и, насколько известно, бродяжничал в разных странах мира, но его единственный альбом обрёл культовый статус у ценителей джаз-роковых редкостей 70-х.

ВИДЕО: трек «The Szuite» с единственного альбома Херманна Собеля (на саксофоне — Вадим Вядро)

Вадим Вядро появлялся в поле зрения американской прессы ещё в 1983 г., когда критик New York Times Джон Уилсон одобрительно писал о концерте его трио с контрабасистом Сесилом Макби и барабаншиком Билли Хартом.

Впоследствии музыкальная карьера Вадима Вядро была прервана продолжительной болезнью.

Вадим Вядро. Официальное фото периода переезда в США.
Вадим Вядро. Официальное фото периода переезда в США.

 

реклама на джаз.ру

9 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Доброе время суток! Хочу добавить несколько фактов из творческой биографии Вадима. В его период пребывания в Нью Йорке я получил от него пару писем, где он написал что уже через год по прибытию в Нью Йорк создал свой квинтет- с уже упомянутыми Хартом и Мкби ; пианистом Бенни Ароновым и трубачом (помнится Эккертом, но не уверен). С Билли Хартом я познакомился в Израиле в 77-м году; и он очень хорошо отзывался о его музыке и его игре. Его слова: «Со Стан Гетцем я играю из-за денег, с Вадимом- из-за его музыки!»
    В этот же период Вядро играл в бигбэнде Чарли Персипа, где играл также и Валера Пономарев.
    У Вадика был характер очень самостоятельный и независимый; то что он считал нужным- делал на всю катушку , и до конца , требуя это и от окружащих. Это неминуемо вызывало конфликты; тем более в американской ментальности делать свое дело наилучшим образом и не вмешиваться в дела соседа.
    Светлая память!
    С уважением -Н. Переферкович

  2. С Вадимом Вядро я общался не очень много, но он всегда производил впечатление неординарной личности. Что касается джаза, Вадим был исключительно и оригинально талантлив. Помню джем-сешн с музыкантами оркестра Теда Джонса-Мела Луиса. Вадим сыграл такое соло, что Билли Харпер слушал разинув рот.
    К сожалению его карьера в Америке не сложилась — характер у Вадима был сложный. Музыканты его ценили, но предпочитали не иметь с ним дела. К тому же болезнь давала себя знать.
    Жаль.

  3. Знал Вадима по Риге. Мы уважали друг — друга. Часто общались.Перед отъездом он подарил мне на память ,тогда дефицитную книгу «Сонеты Шекспира» в переводе С.Маршака. Книгу берегу .Светлая память замечательному музыканту. Очень жаль ,что отъезд на Запад — стал для Вадима концом его творческой карьеры.

  4. острый, парадоксальный, упертый, незаменимый, он оставлял ожег на всех, кто занимался джазом! Летом 1964-го я забрел днем на звуки джаза льющиеся с третьего этажа.Я никого не знал в Риге ,зашел в квартиру: человек 25 слушали, а С. Пищиков наяривал неслыханные секвенции-он жил временно в этой квартире, а хозяином был Вадим.Меня усадили за пианино и начался часовой Сомертайм- первый в моей жизни. Вадик жил рядом с консой и мы начали играть вместе . Квинтетом с Вайнером, квартетом в лектори и .Репетировали, снимали, занимались много.Отец купил Вадиму Сельмер 7-ю модель и это толкнуло еще сильнее .Ярослав Янса-свободный Джазмен-собрал нас в квинтет и, будучи взрослым стал возить нас на концерты в Киев,Тарту,Ленинград.Вадим всегда был звездой,он играл на языке, который ошеломлял слушателей.Экспресивный,драматичный -он с потрясающей искренностью играл баллады..В 1967-м году мы выступали в рамках джазфестиваля в Таллине.Вадик знал и любил литературу, особенно редкую.Я думаю, что люди, владеющие такими энергиями,обречены на одиночество. Я скорблю…

  5. Очень жаль! К сожалению, в последнее время все чаще приходится тиражировать этот штамп. На Куйбышевском фестивале в 70-ом (если мне память не изменяет) квартет Вадима Вядро произвел ошеломляющее впечатление. Такой энергетики мы еще со сцены не ощущали. Не обошлось и без курьеза. В программе была пьеса «Совпадение». А Вадим, сам объявляя свою программу, произнес с большой паузой: — «Сов——падение». На следующий день членам оргкомитета пришлось выслушать длинный монолог на тему от куратора)))). R.I.P.

  6. Очень больно что ушел замечательный,выдающийся музыкант с которым я учился в рижской консерватории, потом работал в симфоджазе и играл с ним в концертах.Такой отдачи и отношения к музыки как у Вадима трудно себе вообразить.Спасибо тебе за музыку.

  7. Был счастлив работать с Вадимом с 1970 года до самого его отъезда. Это, практически, была моя школа джаза. Вадик был очень требовательным, порой даже резким на репетициях. Я даже обижался. Но очень скоро понял, что все это было мне на пользу. И до сих пор пользуюсь этой пользой ! Ее мне хватит на всю жизнь. Да, мир джаза потерял очень талантливого музыканта. Конечно эта потеря случилась намного раньше из-за его болезни… А как много он мог еще сделать !!! Сколь пришлось испытать его жене Светлане за все эти годы его болезни ! Склоняю голову и перед ней !

  8. В дополнение к очень теплой статье К.Волошина еще несколько фактов.

    Вадим Вядро всегда пользовался уважением коллег
    по музыкальному цеху. Признанием этого служит факт, что академический композитор Гедерт Раман пригласил его участвовать в исполнении своих произведений и запими их на пластинку. Эта пластинка ыирмы «Мелодия» осталась единственной официальной записью Вядро, выпущенной в СССР.

    Есть ряд неизданных записей, в том числе с Донецкого фестиваля.

    В статье упомянута запись Вядро в квинтете с Германом Лукьяновым. Три пьесы этого квинтета вошли в тройной альбом Г.Лукьянова, недавно изданным лейблом АртБит. Но квинтет записал пять пьес. Три авторства Германа вошли в альбом, а еще две, принадлежавшие перу Вадима Вядро, не вошли.

    Остается надеется, что эти записи когда-нибудь увидят свет.

Добавить комментарий для Борис Банных Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.