Барабанщик Олег Бутман представляет в Доме Музыки большой состав с арфой

0
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: архив редакции
GD

anons26 июня в Театральном зале Дома музыки барабанщик Олег Бутман представляет джазовый проект с арфой — «Магия джаза». Участники: Олег Бутман, барабаны; Наталья Смирнова, рояль/ клавишные/ вокал; Аннэя, арфа; Константин Сафьянов, саксофон; Салман Абуев, труба; Алексей Полубабкин, гитара; Павел Протасов, контрабас. Специальные гости: Игорь Бутман, саксофон; Анжелика Фролова, вокал.

Аннэя
Аннэя

Аннэя — потомственная арфистка, выпускница Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Помимо участия в различных экспериментальных проектах, она известна авторской музыкой, в которой сочетаются этнические мотивы, электронные ритмы и джазовые гармонии. Кроме того, Аннэя — вокалистка, была участницей шоу «Голос». Олег познакомился с ней еще в 2005 году, во время работы над симфоджазовым проектом. Когда спустя десять лет у Натальи и Олега родилась идея сделать большой состав c арфой, выбор Олега был очевиден.

Олег Бутман, Наталья Смирнова
Олег Бутман, Наталья Смирнова

Перед концертом Олег Бутман и Наталья Смирнова дали интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

Расскажите, пожалуйста, о вашем новом проекте. Как он возник, в чём его специфика?

Олег Бутман: Специфика этого большого проекта — мы называем его «большой проект», поскольку это уже не трио, не квартет, не квинтет, а септет — в том, что в центре его находится необычный для джаза инструмент, а именно арфа. Лет десять назад в Нью-Йорке я познакомился с потрясающим арфистом, настоящим джазовым музыкантом, виртуозом Эдмаром Кастаньедой, которому не был нужен ни басист, ни пианист: он играл и за бас, и за рояль. Я был под большим впечатлением. С этого момента мои представления об этом инструменте поменялись. И когда я в одном из симфо-джазовых концертов услышал, как играет арфистка Аннэя, возникла идея сделать проект с арфой. Мы сыграли уже несколько концертов, и скоро будет первый большой концерт в Доме музыки. Аранжировки сделаны для ансамбля, в котором звучат труба (Салман Абуев), саксофон (Константин Сафьянов, он будет играть и на флейте), гитара (Алексей Полубабкин) и арфа. И Павел Протасов на контрабасе. Это яркий проект, он включает известные джазовые мелодии, наши авторские композиции, будет и этническая музыка — Аннэя ещё и поёт, так что у нас будет звучать голос не только Натальи Смирновой-Бутман, но и её.

Наталья Смирнова-Бутман: Перед тем, как писать аранжировки, мы, конечно же, изучали в интернете, в YouTube, кто как использует арфу. Но не нашли почти ничего, кроме фламенко. В основном арфисты играют без баса, малыми акустическими составами, чаще всего с кахоном, то есть не с полной барабанной установкой. Я считаю, что основная особенность нашего проекта именно в том, что звучит типично джазовый состав. С трубой, саксофоном и гитарой арфу ещё не соединяли. В этом проекте нужно было распределить роли между тремя гармоническими инструментами — роялем, гитарой и арфой. Не было смысла давать арфе роль гитары, а значит, нужно было придумать для неё разные краски. Арфа — специфический инструмент. Например, арфист не может пользоваться педалью так же, как пианист, во время игры на арфе часто возникают «грязные моменты»: если арфист играет быстрые пассажи, он не может их быстро «погасить», снять звук. Это необходимо учитывать при создании аранжировки, нужно давать музыканту время, чтобы он успел снять, нужно понимать, что в определённые моменты лучше вообще не давать арфе звучать. Я надеюсь, что мы продолжим работу над проектом, добавим ещё струнных инструментов, потому что арфа с ними хорошо сочетается.

Надо ли понимать, что в этом проекте арфа выступает в не очень типичной для себя роли?

Н.С.-Б.: Да. Нам повезло, что Аннэя знакома с джазовой гармонией, склонна к импровизированию. В некоторых случаях мы даём ей свободу обыгрывать аккорды по-своему. Тем самым она создаёт свои, неожиданные краски.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Олега Бутмана и Натальи Смирновой 

А какие будут вокальные номера?

Н.С.-Б.: Аннэя будет представлять этническую музыку. Она очень интересуется этим направлением. Недавно она ездила в Непал на фестиваль — мечтала об этом всю жизнь — и как раз оказалась там в тот момент, когда произошло землетрясение. Три дня она жила на горе, где проходил фестиваль, внизу всё трясло, много людей погибло, но все, кто был на горе, спаслись. В нашей программе она споёт русскую народную песню «Отдавали молоду», которую мы тоже аранжировали для нашего состава, и русскую колыбельную, это уже Анина аранжировка. Я буду петь джазовые стандарты — «A Night in Tunisia» и «Fever». В «Fever» получилась интересная аранжировка: на протяжении всего номера идёт контрапункт у контрабаса и арфы, к которому добавляется фанковый грув гитары.

На концерте в Доме музыки будут гости: обязательно будет брат Олега, Игорь Бутман, и певица Анжелика Фролова, которая участвовала в шоу «Голос», мы с ней уже выступали: как-то раз не смогла приехать американская вокалистка, пришлось вызывать кого-то на замену, Анжелика смогла выступить с нами, и мы были приятно удивлены, что она хорошо знает джаз, поёт стандарты. Мы с ней для этого проекта делаем джазовую версию песни Майкла Джексона.

Какие клавишные инструменты используются в большом проекте с арфой?

Н.С.-Б.: Будет три разных инструмента — рояль, новые клавиши Roland AUX, «расчёска», этот инструмент мне подарили на выставке NAMM в 2014 году, и клавиши Yamaha S90, инструмент, который я представляю.

Как вы работаете над аранжировками? Сколько времени занимает процесс?

Н.С.-Б.: Сочинение аранжировки занимает очень небольшой промежуток времени, день-два. А вот расписать, особенно на семь человек — на одну композицию уходит месяц. Вот «A Night in Tunisia» я писала месяц. Там было много туттийных мест, это вещь технически сложная, много синкоп. «Fever» я писала две недели. «Отдавали молоду» тоже, наверно, две недели.

На данный момент это самый масштабный ваш проект?

Н.С.-Б.: Да, самый масштабный и самый сложный. Я сейчас предлагаю его всем промоутерам, но если организовывать гастроли, то сразу встаёт вопрос: как везти арфу, и где её достать. У Анны здесь прекрасный инструмент, спонсорский, но он очень дорогой, очень тяжёлый, за ним нужно ухаживать, он очень хрупкий и нетранспортабельный. Её возят два грузчика на минивэне. У неё есть ещё маленькая электронная арфа, но в нашем проекте она использует акустический инструмент, у него больше возможностей. Кроме того, на маленьком инструменте сложнее играть: там нужно все диезы и бемоли переключать руками, на это отдельное время уходит. А на большом акустическом инструменте это регулируется ногами.

Какими ещё проектами вы занимаетесь в настоящее время?

О.Б.: У нас есть дуэт, трио, квартет — это ансамбли, с которыми мы гастролируем по всем городам и странам, это востребованные проекты. Есть у нас планы сделать программу с большим симфоническим оркестром, есть аранжировки, но пока никак не можем собрать людей, ищем спонсоров.

Н.С.-Б.: В этот проект с арфой некоторые композиции пришли из нашего дуэта. Например, известная классическая пьеса «Ave Maria»: мы начали исполнять её вдвоём с Олегом в стиле джангл, а уже потом добавили арфу и весь остальной состав.

О.Б.: У нашего трио сейчас вышла пластинка в Японии, мы хотим, чтобы она вышла и здесь.

Н.С.-Б.: Но изначально этот альбом нас попросили записать именно для японского лейбла. В Японии сейчас большой интерес к российскому фортепианному трио. Причём даже не требовалось, чтобы я пела, просто классическое джазовое фортепианное трио, с классическими мелодиями. Мы решили записать музыку Стиви Уандера, песни The Beatles — у нас есть такие программы, — а также русские песни («Я шагаю по Москве»), тему из «Крёстного отца». Назвали этот альбом «Newborn Standards», потому что мы взяли не джазовые мелодии, но сделали их джазовыми стандартами. Кажется, первый тираж уже распродан.

Говорить с музыкантами о музыкальных направлениях — занятие не очень благодарное. Но всё-таки мне кажется, что ваш дуэт занимает особую нишу на нашей джазовой сцене. В вашей музыке видно влияние современных направлений, она очень ритмизованна — этим вы отличаетесь от многих других джазовых музыкантов.

О.Б.: Мы тоже так считаем. Мы не стараемся играть бибоп, мы вкладываем более современную энергетику в нашу музыку, нас интересует взаимоотношение инструментов, мы хотим, чтобы люди чувствовали этот музыкальный разговор. Нам интересно играть пьесы в причудливых аранжировках, с нечётными размерами.

Н.С.-Б.: Мы интересуемся грувами R&B. Часто работаем с афроамериканскими певицами, не только джазовыми, но и звёздами именно R&B. Джазовый язык и язык R&B очень разные, их довольно сложно совмещать. Но в этом наша специфика.

Интересно, что у вас энергия и пульсация часто достигается акустическим способом, вы не так уж обильно используете электричество. Это сознательный ход?

О.Б.: Конечно. Мы погружаемся в музыку и не сдерживаем себя. Я после каждого концерта выхожу мокрый.

Помимо работы с певицами, в каких проектах вы ещё участвуете?

О.Б.: С нами играют саксофонисты, гитаристы, пианисты. Наталья сейчас ездила с саксофонистом на гастроли в Израиль.

Н.С.-Б.: Ритм-секция была местная, а нас с Уэйном Эскоффери, с которым мы записали наш первый альбом и с которым Олег дружит уже десять лет, пригласили как специальных гостей.

О.Б.: И я там был как гость.

Н.С.-Б.: Олег был самый специальный гость! Он произвёл такое впечатление на барабанщика, что тот сказал, что в следующем году надо будет две установки делать!

А у вас были уже проекты с двумя установками?

О.Б.: Ещё не было. Все хотят, мы уже давно это обсуждаем.

26 июня, 19:00, Театральный зал ММДМ.

Приобретение билетов онлайн

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.