Михаил Кулль Фото: архив автора |
![]() |
Для сегодняшних московских джазменов и новых поколений почитателей джаза имя Павла Михайловича Барского вряд ли что-нибудь говорит. Это естественно. Музыканты, оставившие свой след в московской истории второй половины прошлого века, и тем более — продолжающие свое творчество, остаются известными и поныне. А вот о людях, усилиями которых в 50-х — 70-х годах были подготовлены и созданы условия, по сути позволившие родиться современному московскому джазу, можно лишь услышать от ветеранов или прочесть в мемуарах. Это группа буквально считанных московских энтузиастов — больших любителей джаза, в советскую эпоху так или иначе привлечённых к общественной комсомольско-профсоюзной, а порой — и к партийной работе. Им удалось воспользоваться возможностью повлиять на судьбу московского джаза. Тогда решалось, быть или не быть джазовым клубам, джазовым фестивалям. В ряду имён этих подвижников наряду с Ростиславом Винаровым, Игорем Абраменковым, Мариной Савиной, Владимиром Дмитерко стоит и имя Павла Барского.
![Павел Барский](https://www.jazz.ru/mag/558/barski1.jpg)
Хотя родители Павла были москвичами, родился он 25 октября 1935 в Харькове, а вскоре мама вместе с сыном возвратилась в Москву. Павел окончил среднюю школу, затем, пройдя курс Московского автомеханического института, получил в 1959 диплом инженера-технолога литейного производства. Дома любили музыку, кумиром был Леонид Утёсов, часто звучавший по радио или с граммофонных пластинок. Патефон познакомил со многими записями зарубежных исполнителей. Эти пластинки были привезены отцом из Кёнигсберга после демобилизации. Первые джазовые потрясения были, разумеется, связаны с выходом на экраны попавшего в СССР в 1944, на волне развития союзнических отношений с США, американского фильма 1941 г. «Серенада солнечной долины», который было удобно много раз смотреть совсем рядом с домом, на Сретенке, в кинотеатре «Уран».
Распределённый по окончании института на московский завод «Борец», Павел активно участвовал в общественной работе, организации кружков. Был секретарем комсомольской организации завода.
![Секретарь Комитета ВЛКСМ завода «Борец» Павел Барский, 1962](https://www.jazz.ru/mag/558/barski2.jpg)
Там же познакомился с выпускником Бауманского института Евгением Геворгяном (в дальнейшем дошедшим до должности главного инженера завода), с которым у Павла во многом совпадали музыкальные предпочтения . Интерес к музыкально-организаторской работе превалировал над специальностью и перешёл в профессиональную деятельность. С 1978 Барский — директор клуба Московского станкозавода им. Орджоникидзе, с 1989 — зав. отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы. Но гораздо раньше, в 1962, райком ВЛКСМ, в подчинении которого была комсомольская организация «Борца», направил Барского на общественную работу в недавно открытое молодёжное кафе «Аэлита», где после очередных «кадровых перестановок» был утверждён новый состав Совета кафе во главе с Владимиром Щербатых.
![Пропуск в кафе «Аэлита», 1962](https://www.jazz.ru/mag/558/barski3.jpg)
ДАЛЕЕ: продолжение юбилейного очерка о Павле Барском
В этот совет и был введён Павел Барский. Занимался организацией тематических вечеров, а будучи поклонником джаза — уделял много времени организации джазовых вечеров и приглашению молодых, тогда ещё малоизвестных музыкантов. Сцена «Аэлиты» навсегда стала сценой джазовой. И кафе, наряду с открывшимся на месяц раньше «Аэлиты» «Молодёжным», стало по сути джаз-клубом. В это время Павел вместе с Ростиславом Винаровым, Алексеем Баташёвым, Игорем Абраменковым и другими активистами входит в состав Общественного совета МГК ВЛКСМ. Их усилиями и инициативой, при покровительстве (или невмешательстве) более высоких партийно-комсомольских организаций, была реализована идея организации московских джазовых фестивалей, начиная с первого, проведённого в кафе «Молодёжное» в 1962, и последующих фестивалей 1965-1968 годов. Павел принимал активнейшее участие в организации и проведении всех этих фестивалей. После 1964, когда «Аэлита» была закрыта, он участвовал в организации новых джазовых клубов в московских кафе «Ритм», «Времена года», «Мелодия и ритм» (председатель общественного совета кафе), «Печора».
Активно помогал джазовой секции Клуба филофонистов, не имевшей собственной базы, предоставляя возможность пользоваться помещениями клубов, к которым Барский имел отношение по работе. А в 1989 г., когда была создана Советская джазовая федерация, Барский стал членом её Центрального совета.
![Поздравление победителя (не атрибутизирован), 80-е гг.](https://www.jazz.ru/mag/558/barski4.jpg)
Основным направлением его деятельности была организация клубной работы, создание клубов по интересам. Им были разработаны методические рекомендации по этим вопросам, издававшиеся Министерством культуры, публиковались статьи в московских газетах. В 1980 г. Барским совместно с Алексеем Баташёвым был разработан проект ЦК КПСС и ВЦСПС «Положение о клубах по интересам и любительских объединениях» (судьбу этого проекта мне не удалось проследить). Преподавал во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры.
![Павел Барский, Алексей Баташёв. По пути в Прагу на джаз-фестиваль, 1971](https://www.jazz.ru/mag/558/barski5.jpg)
В 1992 Павел с семьей переехал в Израиль, где проживает и в настоящее время. Так же, как и ранее, интересуется джазом и всем происходящим в джазовом мире, но прежде всего — в родной Москве. А в Израиле входил в состав Президиума созданной Яковом Айзенбергом «Израильской джазовой федерации», организовавшей проведение нескольких фестивалей локального масштаба.
![«Израильская джазовая федерация»](https://www.jazz.ru/mag/558/barski6.jpg)
Будучи, как и многие немолодые представители «большой алии», в 90-х годах, по его собственному определению, «уборщиком широкого профиля и высокой квалификации», Павел тем не менее увлекся публицистикой, выступал в местной русскоязычной прессе с аналитическими обзорами и статьями. С 1999 и до сегодняшнего дня , несмотря на серьёзные проблемы со зрением, возглавляет дискуссионный клуб «Полемика» при газете «Новости недели».
Я знаком с Павлом буквально с первого моего посещения «Аэлиты» в 1962 г., нас часто сводили общие интересы, но наиболее тесные взаимоотношения возобновились после того, как мы снова встретились в Израиле.
![Михаил Кулль и Павел Барский. Друзья с полувековым стажем, 2005](https://www.jazz.ru/mag/558/barski7.jpg)
И очень приятно, что общность интересов не сократилась, нам есть о чём поговорить, что обсудить, о чем вспомнить. И я желаю, чтобы наше общение, по-дружески тесное, продолжалось еще много лет.
С юбилеем, Паша! И — как принято говорит в Израиле — до ста двадцати!
Паша Барский! Столько лет!
Ваш юбилей достоин уваженья.
Вы молоды своей душой –
Ловите чудные мгновенья!
Искренне, с уважением,
Георгий.
Дорогой Павел!
Присоединяюсь к поздравлениям !
Бодрости духа и побольше встреч с друзьями !!!
Лёня
Паша. Дорогой. Поздравляю. Минимум до 120-ти. И далее- пусть не будет границ Б-жьей милости . Гдалий Левин.
Ретранслирую полученное по email приветствие Игоря Тертычного, знавшего Павла как директора клуба фирмы, где служил молодой специалист Тертычный:
…поздравления юбиляру от работников ЭНИМСа и завода Станкоконструкция (5-й Донской проезд 21б)! Думаю, он меня не помнит. Бодрости духа ему!
Дорогой Паша, от всей души поздравляю с Юбилеем! Здоровья тебе и благополучия! Вспоминаю наше общение в созданном при твоём участии джазовом кафе на улице Строителей в 1974 — 77, замечательные джазовые вечера там, посиделки с тобой, Витей Галустовым, Жорой Панченко. Спасибо тебе за то что ты есть!
Happy Dirthday to Dearest Pavel!!!! Павел, дорогой, я поздравляю тебя с ЮБИЛЕЕМ и от всего сердца желаю тебе того, что наиболее важно и дорого для нас, тех, кто перешагнул этот рубеж и вступил в ЭПОХУ ЗРЕЛОСТИ — ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЯ и еще раз ЗДОРОВЬЯ! Я часто вспоминаю наши дружеские посиделки (в основном — это времена Печоры). Да, не каждому дано быть музыкантом, но я позволю себе утверждать, что любить, знать и продвигать джаз в народ — это тоже великая миссия, и быть джазменом — это тоже дано не каждому. Паша, дай тебе Бог долгих лет жизни и возможность слушать то, к чему у тебя всегда лежалв душа: ДЖАЗ!!! и не только…