Как мы уже сообщали, в феврале концертный зал «Яани кирик» (Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.54 А) отмечает свой пятый день рождения. 20 февраля там с программой «Nordic Sounds» будут играть ведущие эстонские джазовые музыканты — саксофонист Виллу Вески и аккордеонист Тийт Каллусте. А 1 февраля там играл израильский кларнетист Гиора Фейдман со своим трио. Лауреат премии «Оскар» (за тему из кинофильма «Список Шиндлера»), популяризатор клезмера (фолькорной музыки европейских евреев), Фейдман родился в Буэнос-Айресе (столица Аргентины) в 1936 г. в семье эмигрантов из Кишинёва — музыкантов-клезмеров, и с детства впитывал азы этого искусства. Получил также академическое образование в консерватории Буэнос-Айреса. В 1956 Фейдман переехал в Израиль, где выступал в Израильском симфоническом оркестре и преподавал в Иерусалимской академии музыки и танца и университете Бар-Илан. С 1976 года музыкант начал гастрольную деятельность, новаторски соединяя старинную традицию клезмера с джазом, танго, классической музыкой и другими элементами.
На его концерте побывала санкт-петербургская театральный критик Ольга Карпухович — и не смогла не поделиться с читателями «Джаз.Ру» своими впечатлениями. Предлагаем её впечатления вашему вниманию.
Ольга Карпухович фото: Сергей Кириллов |
![]() |
Петербург. Первое февраля. Дождит. Темно и скользко. И тень гриппа. Это не повод остаться дома, это — приговор.
Но в афише написано: «Единственный концерт». А музыканту скоро восемьдесят, и человек играет клезмер, делится тоской и радостью. А радость… Даже не верится, что где-то есть радость.
![Giora Feidman](https://www.jazz.ru/mag/563/giora1.jpg)
В эстонской лютеранской церкви натоплено и шумно, как на школьной перемене. Но на сцене уже два музыканта из трио. Едва различимо из тишины материализуется знакомая мелодия. Свадебная? Праздничная? Скорбная? Всё сразу. Старый человек идёт по залу с кларнетом и наигрывает мелодию. А когда доходит до сцены, мелодия обретает объём, и зал уже дышит как одно целое. У Фейдмана как-то сразу получилось создать атмосферу многолюдного праздника, где все свои. Кто-то тут же включается в игру, кому-то надо чуть больше времени, чтобы освоиться. Но это уже не публика, а соседи, приятели, родня.
![Giora Feidman Trio](https://www.jazz.ru/mag/563/giora0.jpg)
ДАЛЕЕ: продолжение впечатлений с концерта, много ФОТО!
Трио играет всё. Трудно представить более эклектичный музыкальный микс. Аргентина, Нью-Орлеан, Париж, Россия; танго и «купите бублички»; негритянские песни и шансон. Странно, пёстро. Но всё сводится к той самой первой еврейской теме, которая есть метафора жизни, начало и конец всему. А в исполнении клезмеров Фейдману мало равных. Это уже не мастерство, а судьба.
Вопрос, как в столь почтенном возрасте возможен такой звук, остаётся без ответа. А он ещё и на баритон-саксофоне играет — могуче и властно. Он не думает о чистоте стиля. Главное — внятность мелодий.
![Giora Feidman Trio](https://www.jazz.ru/mag/563/giora3.jpg)
Переливается в невероятных соло аккордеон Энрике Угарте, и каждое соло — спектакль, который начинается чашечкой кофе с хрустящим круассаном в парижском кафе, а заканчивается бутылкой рома в порту Буэнос-Айреса. Звуки аккордеона плотные, чувственные. А глуховатый контрабас Гвидо Ягера ворчит на первых прохожих, вмешивается в ругань грузчиков, поскрипывает смычком о подошвы парочек, танцующих в ночи. Кажется, вот уже сложилась картина, но вмешивается Фейдман, и иллюстрация становится его и твоей живой историей. Это момент слушательской сопричастности — сладкий и тревожный. И когда музыкант начинает извлекать из инструмента самые высокие, нереальные ноты, твоему горлу от этого даже немножко больно.
![Giora Feidman Trio](https://www.jazz.ru/mag/563/giora2.jpg)
Виртуоз? Безусловно. Но прежде всего он говорит так, что понимают все. Он начинает тихонько петь, дирижируя залом, — и петь начинают все. И как же не петь, если хочется, если это так естественно. Музыка радости и печали.
Зал поёт, аплодирует, не отпускает. Но когда музыканты всё-таки уходят, музыка не кончается. На моей памяти впервые мелодия длилась дольше, чем играли музыканты. Её напевали зрители.
![Giora Feidman Trio](https://www.jazz.ru/mag/563/giora4.jpg)
Ой, не сразу заметил этот материал. Впервые слышу об этом аккордеонисте.