В Москве выступит норвежский импров-дуэт — вокалистка Сидсель Эндресен и гитарист Стиан Вестерхус

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

anons22 сентября в Культурном центре «ДОМ» выступит дуэт известных мастеров норвежской импровизационной сцены — вокалистка Сидсель Эндресен (Sidsel Endresen) и Стиан Вестерхус (Stian Westerhus) — гитара, электроника. Концерт проводится при поддержке посольства Королевства Норвегия в России. Информационные партнеры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».

Sidsel Endresen, Stian Westerhus (photo © Andreas Ulvo)
Sidsel Endresen, Stian Westerhus (photo © Andreas Ulvo)

Уроженка северного норвежского города Тронхейм, норвежская певица и вокалистка Сидсель Эндресен переехала в Осло в 1976 г. и с этого момента стала одной из самых значительных фигур на норвежской и международной музыкальной сцене. Сидсель — частая гостья на престижных джазовых фестивалях в Скандинавии, Европе, США, Канаде, Китае и Японии. Начав свою карьеру с фьюжн и камерного джаза в 1980-х и 90-х годах, Сидсель уже тогда приобрела «звёздный» статус. Но в середине 90-х Эндресен стало тесно в джазовых рамках, и она довольно быстро переключилась на импровизационную и так называемую «новую» музыку — и в настоящее время Сидсель считается одним из главных в мире исполнителей и исследователей в области вокальной импровизации и так называемых расширенных голосовых техник.

Из «доимпровизационного» периода карьеры Сидсель нужно выделить существовавший в 90-х годах созданный ею квартет с выдающимися норвежскими и британскими музыкантами (Нильс-Петтер Молвер, Джанго Бэйтс и Йон Кристенсен); их альбом «So I Write» вышел на престижном лейбле ECM, с которым Сидсель после этого стала сотрудничать на постоянной основе. А в 1992 началась история её, пожалуй, самого известного партнёрства, продлившейся, к слову, целых 12 лет — дуэта со звездой норвежской джазовой сцены пианистом Бугге Вессельтофтом. Результатом этого сотрудничества стали три альбома.
ВИДЕО: Sidsel Endresen & Bugge Wesseltoft, 1999

На новом этапе карьеры среди тех, с кем работает Сидсель — наиболее интересные норвежские и европейские импровизаторы, занимающиеся «новой» музыкой: Кристиан Валлумруд и Хельге Стен, известный многим под псевдонимом Deathprod (трио Merriwinkle), Фил Минтон, Марк Сандерс и Люк Экс (квартет Speeq), тот же Молвер, Столе Сторлоккен (Supersilent), Хокан Корнстад, Джазовый оркестром Тронхейма и др.. Она также часто выступает соло, много преподаёт как в Норвегии, так и за рубежом, работает на радио, телевидении и в театре, тесно сотрудничает с престижным джазовым фестивалем в Молде и фестивалем экспериментальной музыки Punkt в Кристиансунне.

То, что делает Сидсель на сцене, можно определить как непрерывную глоссолалию, некое зашифрованное сообщение на выдуманном языке, как правило заключённое в мелодическую форму. В её фантастической сказке витает идея необходимости создания некоего нового «надъязыка», который смог бы заменить языки существующие, но на современном этапе развития человечества всё больше становящиеся бессмысленными, поскольку люди в современном мире понимают друг друга все меньше и меньше.

ДАЛЕЕ: подробности о втором участнике дуэта, контактная информация, ВИДЕО 

Во время же выступлений дуэта Сидсель с не менее оригинальным и уже получившим известность 37-летним норвежским гитаристом Стианом Вестерхусом, с которым она часто сотрудничает в последние годы и в дуэте с которым впервые приезжает в Москву, у присутствующих создаётся впечатление, что они попали на другую планету и просто оказались невольными свидетелями очень важного — иногда спокойного, а иногда и крайне эмоционального разговора двух местных жителей. Стиан использует четыре гитарных стека, создавая невероятные стереоэффекты, и множество ножных процессоров — иногда создаётся впечатление, что он буквально танцует на сцене. В своём творчестве Вестерхус умело совмещает композицию (он пишет музыку для симфонических оркестров) с импровизацией, часто использует необычные тембры, не похожие на гитарные. Вестерхус иногда играет эмбиент, реже — фри-джаз, иногда — академический авангард, но с уверенностью можно сказать, что его игра стоит на мировой экспериментально-авангардной сцене особняком. В мае этого года Стиан представлял в Москве свой пятый сольный альбом «Amputation (House of Mythology)» — это был уже второй его визит в российскую столицу: впервые Стиан приезжал в 2015-м, поразив посетителей кинотеатра «Музеон» собственным музыкальным озвучиванием классики советского немого кино — фильма «Арсенал» Александра Довженко (1928).

NEW: Интервью Стиана Вестерхуса

Перед выступлением в Москве обозреватель Джаз.Ру Григорий Дурново взял интервью у Стиана Вестерхуса.


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

Различается ли ваша манера игры в зависимости от проекта, или вы во всех проектах используете различные паттерны и способы звукоизвлечения в разных комбинациях?
— Во всех проектах я играю на одной и той же гитаре с одними и теми же устройствами. Я просто стараюсь вложить себя в музыку, а не передать какую-то мысль или что-то в этом роде.

В чём специфика вашего дуэта с Сидсель Эндресен?
— Играть с Сидсель — это в своем роде всё равно что прикасаться к пустоте. Располагать такой музыкальной свободой страшно, но возможность управлять такой свободой бесценна. Думаю, сильная сторона нашей работы — в том, что мы не выпячиваем себя. Мы вкладываем в музыку все, что у нас есть, — кроме собственного «я». По крайней мере мы стараемся. Подозреваю, что напряжение отчасти возникает там, где наступает предел прочности у наших «я».

Звучат ли в ваших выступлениях с Сидсель Эндресен сочиненные ранее произведения или их фрагменты?
— Нет.

Поёте ли вы сами в рамках совместных выступлений с Сидсель Эндресен?
— Нет.

Кто ваши основные партнеры в настоящее время, если не считать Сидсель Эндресен?
— Весной я выпустил на лейбле House of Mythology сольный альбом «Amputation» и сейчас много выступаю один. Кроме этого осенью я буду играть с группой Lemur. Еще я собираюсь писать произведение для оркестра.

Можете ли вы в нескольких словах описать некоторые группы, в которых играли, — Puma, Fraud, Monolithic, Bladed, BOL? Собираетесь ли вы работать с ними в будущем?
Puma — это моя школа, в этой группе я учился игре и продюсированию. Если бы не было тех экспериментов, которые мы позволяли себе, я бы сейчас занимался чем-то другим. Мы много играли, много ездили в небольшом грузовичке, спали на полу, иногда жили все вместе в одном доме, у нас была паршивая студия, благодаря которой в нашей игре и продюсировании произошли революционные изменения. В общем, это было жуткое время. Потом мы с Эйстейном Моэном из Puma вошли в состав Jaga Jazzist. Это было здорово, хотя я и ушел после записи одного альбома и двух концертов. Затем я в течение нескольких лет много выступал с Нильсом Петтером Мольвером. Это был хороший поворот в образовании. Кроме того, было очень много групп и проектов. Думаю, одним из самых ярких событий в этом ряду было выступление с Supersilent и Джоном Полом Джонсом из Led Zeppelin. Это было очень круто.

Вы играли с индийской певицей Свати Натекар. Был ли у вас еще подобный опыт игры с этническими певцами или музыкантами?
— Нет, думаю, это был единственный раз. Она прекрасна, и голос удивительный. Инструмент, от звучания которого можно сойти с ума!

Какую музыку вы слушали в последнее время? Что произвело на вас особо сильное впечатление?
— Я сейчас не так уж много слушаю. Когда я сам работаю над большими проектами, для этого уже просто не остается места. Я не люблю слушать музыку для того, чтобы черпать из неё вдохновение, мне нравится только отключаться, становиться слушателем и погружаться в звучание.

22 сентября, начало в 20:00. Стоимость входного билета: 1200 рублей
Культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495) 953-7236.

ВИДЕО: Sidsel Endresen & Stian Westerhus
выступление в венском клубе Porgy & Bess (съёмка телеканала MEZZO, 2013)

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.