Игорь Зисер фото: архив автора |
![]() |
Сразу замечу, что не я автор лозунга (или, как сейчас, говорят «слогана») «Казань — фабрика джазменов», а один из ведущих советских джазовых музыковедов Аркадий Петров (1936-2007), и всё нижеследующее посвящается тем казанским музыкантам 60-х годов прошлого века, кто дал ему повод для такого утверждения.
![Аркадий Петров](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser2.jpg)
Казань по многим причинам потеряла свою былую «джазородную» функцию, хотя и сейчас время от времени, натужась, рождает отменных джазовых музыкантов. Но было, было! В апреле 1967 г. в городе Куйбышеве (ныне Самара) состоялся джазовый фестиваль. Как и всё, что делалось нового и оригинального в том году — запуск гидростанции, выпуск нового фильма или создание нового сорта копченой колбасы — он был посвящён 50-летию советской власти. На почетной фестивальной грамоте, выписанной моему брату Олегу Зисеру, незабвенный джазовый златоуст, добрейший Аркадий Евгеньевич Петров собственноручно начертал и подписал «Казань: фабрика джазменов!»
Так как в этом году мы отмечаем 100-летие октябрьского переворота, то уважаемая грамота в этом году тоже отмечает юбилей — ей 50 лет! На фестиваль Олег Зисер был командирован в составе джаз-оркестра Студенческого театра миниатюр (СТЭМ) казанского авиаинститута, как со-руководитель оркестра, вместе с Анатолием Василевским. А грамота эта замечательна, конечно, автографами членов фестивального жюри: Аркадия Петрова и Владимира Фейертага, его подпись выше под коротким: «Ура Казань!».
Истоки этой славы, конечно же, уходят в историю казанского джаза, важнейшая глава которой началась за 20 лет до куйбышевского фестиваля, в 1947 году, когда в городе появился оркестр Олега Лундстрема (об этом подробнее см. часть 2 очерка «Синкопы джазовой судьбы»).
А вот первым «фабричным продуктом», ставшим наследником славных «шанхайцев», был молодой выпускник Казанской консерватории тромбонист Николая Филиппов.
![Николай Филиппов](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser3.jpg)
Именно его в 1955 году, по причине нехватки в составе тромбонистов (из «шанхайцев» остались только Григорий Осколков и Александр Маевский), Олег Леонидович пригласил в оркестр. Тогда Николай еще учился в консерватории (окончил в 1957 г.), но в оркестре официально был оформлен с 1956. Работал у Олега Лундстрема до 1960 г., затем осел в Москве, работая в различных симфонических оркестрах, а к джазовой деятельности вернулся в 1982 г. как преподаватель Гнесинского училища. Прославился как исполнитель партии тромбона в «Озорных частушках» Родиона Щедрина.
ДАЛЕЕ: продолжение заметок о казанской джазовой сцене 1960-х
В этой заметке я опираюсь в основном на личные воспоминания, так как стал играть в казанских джазовых составах (в основном это был оркестр СТЭМа КАИ) с начала 60-х годов. Начну с коллективной фотографии, где запечатлены несколько известных джазовых музыкантов. Это рекламное фото для гастрольного коллектива, сопровождавшего в 1965 г. певца Владимира Степанова (солиста казанского оперного театра).
![Лев Шер — клавиши, Сергей Киселёв — саксофон, Юрий Ветхов — ударные, Леонид Янков — труба, Валентин Сухой — бас](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser4.jpg)
Итак, за ударной установкой Юрий Ветхов по кличке «Рыжий» (пусть это не шокирует читателей: я считаю джазовый сленг неотъемлемой частью джазовой субкультуры и в дальнейшем буду приводить клички музыкантов, которые в те времена часто заменяли им имена и фамилии). Приехав из Минска, в конце 50-х он учился в Казанском музыкальном училище, отличался прекрасной техникой и развитым музыкальным мышлением, что и демонстрировал в своих соло. Недолго играл в оркестре СТЭМа (1964-65), в начале 60-х годов играл в оркестре Анатолия Кролла, затем перебрался в Минск. Интересно отметить, что в 1967 г. он играл в трио с Германом Лукьяновым и в этом составе отметился на фестивале в Таллине. А еще в Казани он нашел «девушку своей мечты», ее звали Люся Ермишева, и она пела «под Эллу» в оркестре СТЭМа…
На клавишах — Лев Шер, в 1965 он окончил Казанский мединститут, играл во многих джазовых составах Казани и принимал активное участие в устройстве довольно частых джем-сешнс в те годы.
![Леонид Янков](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser6.jpg)
Еще один известный не только в Казани, но и во всей России музыкант — трубач Леонид Янков («Бемоль»). К этому времени он окончил Казанское музыкальное училище по классу струнного альта, но в джазе перешел на трубу. В середине 60-х сотрудничал с оркестром СТЭМа и, кстати, выступал в составе оркестра на том самом фестивале в Куйбышеве, о котором была речь выше. С 1974 г. работал в оркестре «Современник» под управлением Анатолия Кролла не только как солист, но музыкальный руководитель и аранжировщик. Вместе с оркестром засветился в бессмертной киноленте Карена Шахназарова «Мы из джаза», так же как ещё один герой казанского джаза тех лет, барабанщик Равиль Садыков. В отличие от Леонида, Равиль после музучилища продолжил образование в консерватории, после окончания которой несколько лет работал в Чехии и даже выступал с джаз-оркестром популярного в те годы Густава Брома. С 1977 года по 1995 играл в оркестре Анатолия Кролла.
![Кадр из фильма «Мы из джаза». Равиль Садыков](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser7.jpg)
Басист Валентин Сухой (Сухарь) играл на контрабасе во многих джазовых коллективах, в том числе в оркестре Анатолия Василевского, и не только в Казани. Меньше всего я знаю о саксофонисте Сергее Киселёве, поскольку в СТЭМе он не играл, и позднее, в 70-е годы о нем уже не было слышно.
ВИДЕО: документальный фильм о СТЭМ КАИ, 1968 (к вопросу о «запрете джаза в СССР»: с 01:56 казанская студенческая самодеятельность бесстрашно играет «In A Mellow Tone» Дюка Эллингтона, пусть и не очень стройно. — Ред.)
httpv://www.youtube.com/watch?v=lackU2v68tc
К цвету казанского джаза 60-х годов, без сомнения, относились и следующие музыканты.
Анатолий Абросимов («Шуба»), ударные инструменты, довоенного года рождения, обладал незаурядной техникой и особой энергетикой.
![Анатолий Абросимов](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser8.jpg)
Со мной, начинающим барабанщиком, был строг, а учитывая его «дворовое» казанское воспитание, можно сказать, что я его не только уважал, но и побаивался. Работал он в ресторанах, а в оркестре СТЭМа появлялся, когда надо было усилить «ударную» линию, например, в зарубежных поездках (Польша, 1964).
Вячеслав Карасёв, саксофонист, тоже представитель старшего, относительно меня, поколения. Он недолго играл в оркестре СТЭМа, затем работал в различных столичных составах, особенно заметно было его сотрудничество с Вадимом Людвиковским: на диске, записанном в 1967 г., есть его баллада в его же исполнении.
Ближе других музыкантов — в некотором смысле мой однокашник, такая яркая личность, как Аркадий Шабашов, тромбонист по кличке «Пахом» или «Паша» (мы с ним учились в одно и то же время в казанских школах и даже были знакомы с одними и теми же девушками). Кстати, клички многим музыкантам стэмовского оркестра давал Валерий Песельник, согласно своей фамилии — вокалист, к тому же человек с незаурядным чувством юмора: его клички намертво прилипали к персонажам, хотя иногда объяснить их происхождение было довольно трудно. Моего брата Олега в оркестре Валерий нарек «Парамон», и так это прозвище к нему и присохло. А я был, как младший брат, «Мелкий Зисер» — от «Мекки-Мессер», так в немецком оригинале звали Мэкки-Ножа — персонажа «Трёхгрошовой оперы» Курта Вайля и Бертольда Брехта, который в американской версии своей титульной песенки, прославленной исполнением Луи Армстронга, стал именоваться «Mack the Knife». Эту песенку часто пел мой брат. Аркадий закончил казанское музучилище, пару лет играл в разных составах в Казани, в том числе, конечно, в оркестре СТЭМа. Он был особенно талантлив, буквально на голову выше всех наших местных джазистов. Поэтому уже в середине 60-х Шабашов стал играть в оркестре Олега Лундстрема — кстати, пару лет у Лундстрема пел и упомянутый выше Валерий Песельник.
Аркадий был, как это говорится, музыкантом от Бога, кроме тромбона отлично играл на фортепиано и контрабасе, что с удовольствием нам показывал, когда появлялся в Казани в перерывах гастролей с оркестром Лундстрема…
![Аркадий Шабашов. Фото из буклета Оркестра Олега Лундстрема 1970-х гг.](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser10.jpg)
Работой у Олега Леонидовича, с его ограниченным «джазовым пайком», Шабашев особенно доволен не был, семейные дела у него тоже к концу 70-х не заладились, и он, к нашей общей печали, «свалил» в Штаты. Найти работу музыканта, соответствующую своему высокому уровню, поначалу он не смог — но не пропал, а занялся коммерческой деятельностью, в которой тоже проявил талант. В 1980 вернулся к музыке, создав музыкальный коллектив в нью-йоркском ресторане «Националь», а позднее стал менеджером и продюсером популярного дуэта сестер Роуз и одно время даже сотрудничал с Игорем Крутым. Интересно, что и в кино он успел засветиться — играл самого себя в эпизоде нашумевшей ленты 1984 года «Москва на Гудзоне», в которой главную роль — русского саксофониста, сбежавшего в США — играл Робин Уильямс.
Возвращаясь к началу очерка и вспоминая фестивальный оркестр СТЭМа КАИ, который завоевал эту самую юбилейную грамоту, вспоминаю еще одного большого джазового музыканта, который в этом оркестре играл на тромбоне — это Александр Сухих.
![Александр Сухих](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser11.jpg)
Его, пожалуй, сегодня лучше знают в Москве, чем в Казани. Но именно в Казани он в 1969 году, вслед за музучилищем, закончил консерваторию, при этом успевая играть джаз и в малых составах, и в оркестре СТЭМа. Впоследствии, уехав из Казани, в качестве приглашенного солиста-импровизатора и аранжировщика сотрудничал с лучшими оркестрами России и СССР: Анатолия Кролла, Московского Театра эстрады, Гостелерадио, Владимира Василевского. Позднее, с 70-х годов, он в музыкальном училище им. Гнесиных преподаёт джазовый тромбон, гармонию, инструментовку, ансамбль и ведёт учебные оркестры… К сожалению, он недавно ушёл из жизни, оставив множество своих учеников продолжать джазовую линию.
И конечно, особые заслуги в славе казанского джаза 60-х годов имеют братья Василевские, Анатолий и Владимир. Известность Владимира Василевского к концу 60-х годов переросла казанские мерки, он стал звездой московского джаза. До сих пор одним из лучших джазовых оркестров России многие считают оркестр «Звёзды Москвы» Владимира Василевского.
![Владимир Василевский](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser12.jpg)
Родом Василевские из города Плесецка, что в Архангельской области. Увидев в 1958 г. гастролирующий оркестр Олега Лундстрема, Владимир и Анатолий решили, что Казань, в которой оркестр тогда базировался — джазовая столица. Первым в 1960 г. в Казанскую консерваторию поступает Анатолий, а годом позднее в Казанское музучилище переводится младший, Владимир Василевский.
![Владимир Василевский (слева за ударными Юрий Ветхов)](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser15.jpg)
Вот что вспоминает о своем брате Анатолий Александрович:
— Идея поехать учиться в Казань появилась сначала у младшего брата Володи. Я часто думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы я его не послушал и поехал поступать в Ленинград? И прихожу к выводу, что всё сделал правильно. А Володи уже давно нет: он умер в 1988 г., только-только успев получить диплом Казанской консерватории. В своё время он её бросил: талантливый трубач, флюгельгорнист, аранжировщик и композитор, он принял приглашение Юрия Саульского играть в «ВИО-66». Затем работал у Эдди Рознера, в ансамбле «Добры молодцы» с Севой Новгородцевым, возглавлял оркестр «Советская песня». Писал аранжировки для Валентины Толкуновой, Аллы Баяновой, Евгения Мартынова, для эстрадно-симфонического оркестра Юрия Силантьева…
В Казани Анатолия Василевского по праву считают прямым продолжателем дела Олега Лундстрема.
![Олег Лундстрем и Анатолий Василевский](https://www.jazz.ru/mag/590/ziser13.jpg)
Он в буквальном смысле принял из рук Олега Леонидовича джазовую эстафету — в виде «фирменных» американских джазовых аранжировок, которые с 1961 г., когда состоялась их первая встреча, регулярно получал от Лундстрема для исполнения в оркестре, которым руководил. Первую джазовую вершину Анатолий Василевский покорил вместе с оркестром Студенческого театра Казанского авиационного института, который занял первое место на конкурсе самодеятельных коллективов в Москве в 1965 г.. Затем, в 80-е годы, Анатолий Василевский стал художественным руководителем оркестра при Казанском заводе органического синтеза, впоследствии получившим название «Синтез-Бэнд». В эти годы оркестр завоевал всероссийскую известность, выступая в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, побывав за границей. И наконец, сегодня — это руководство джазовым оркестром Татарской государственной филармонии и оркестром Казанского университета культуры, где усилиями Василевского несколько лет назад открыто эстрадно-джазовое отделение.
В завершении темы привожу список замечательных солистов, участников того самого состава оркестра СТЭМа, которые побудили Аркадия Петрова в 1967 г. на Куйбышевском джазовом фестивале назвать наш город «фабрикой джаза»: пианист Юран Шамсутдинов, саксофонист Вадим Усманов, трубач Виктор Назаров, басист Анатолий Щелоков и барабанщик Валерий Гонюх.
Вот такие воспоминания о джазовых музыкантах Казани пробудила во мне эта старая почётная грамота. Хочу в завершение заметить, что это не историческое исследование, а мои личные воспоминания. Так что, возможно, о ком-то из славных казанских джазовых шестидесятниках я не написал, ограничившись только теми, с кем я сталкивался на своем джазовом пути.
Толя Щёлоков умница ( кликуха КУЛИБИН ) работал в ансамбле Песняры . И сейчас живёт в Минске.
Спасибо за статью. Приятно было читать такие воспоминания, тем более интересно получить информацию об этих упомянутых людях, с которыми мне довелось общаться.
Прекрасная статья, Игорь Григорьевич! Особенно приятно было увидеть видео того времени с настроением и той самой теплой «ламповой» атмосферой!
Я,Васильев Г.П.студент КИСИ 1962-1967г часто бывал на вечерах танцевальных и на факультецких фестивалях в КАИ, конечно это был центр культурной молодежи.по субботам в здание КАИ на пл. Свободы собиралась у входн. дверей громадная толпа желающих потанцевать и послушать совр. зарубежн. песни. Помню С. Каминского с гитарой [а на кладбище все спокойненько],В. Песельника[никто тебя не любит так как я ] ,О. Зисера [а бойна сера, бойна сера синьорита] ,В. Калина [луна,электричка],Горяев [смотри какое небо синее].да и И. Зисера,тогда наверно еще школьника с песнями на англ. языке. Аперед танцами всегда давался концерт со СТЭМовскими номерами-интермедиями и от души гоготали,но студ. годы летят быстро,все защитились и разъехались по распределению,но я всегда помню этот сказочн. период и часто напеваю песню Каминского [ косички блеск веселых глаз, бежит девч. в первый класс]
Спасибо! Очень ценные интересные воспоминания….многих я знала лично…сейчас с некоторыми общаюсь в Москве…тогда была особая атмосфера….а джаз-глоток воздуха…Пишите…и не только о джазе…это действительно интересно..история культурной Казани…уходящая натура…
Мне довелось жить в то время будучи студентом 2 факультета КАИ. Казань и КАИ были для меня открытием, сборником музыкальных и певческих талантов. Это было незабываемое время, которое не забудется никогда . Помню И Зисера, вместе работали на 2 факультете некоторое время. Спасибо ребята за то студеческое незабываемое время.