«Архангельск Блюз 2018»: подробный отчёт о самом северном блюзовом фестивале России

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
Наталья Кравченко (видео)
CM

21 и 22 мая в Архангельске в 13-й раз прошёл фестиваль Arkhagelsk Blues. Его проводит в старинном северном русском городе продюсерский центр «Архангельск Джаз» — та же команда организаторов, которая каждый октябрь делает посвящённые передовым, поисковым направлениям импровизационной музыки Международные Дни джаза (бывший Фестиваль Владимира Резицкого). В этом году оба концерта фестиваля «Архангельск блюз» проходили в зале драматического театра им. М.В. Ломоносова.

Blues Summit: Тим Дорофеев, Пётр Ившин, Виктор Колесов, Ксения Федулова, Николай Клишин, Сергей Кузнецов
Blues Summit: Тим Дорофеев, Пётр Ившин, Виктор Колесов, Ксения Федулова, Николай Клишин, Сергей Кузнецов

Фестивали в Архангельске делают люди джазовые: во главе фестиваля стоит полистилистический гитарист Тимофей Дорофеев. Поэтому наряду с чисто блюзовыми артистами — в основном гастролирующими зарубежными гостями, от «корневых» аутентичных американцев до представителей блюзового искусства из более экзотических для этого музыкального направления стран — в программе фестиваля каждый год бывает множество блюзовых проектов российских музыкантов, чаще всего джазовых. Всё это образует, по данному «Джаз.Ру» в репортаже с фестиваля 2016 года определению, «разнообразную и пёструю картину, в которой есть место и корневому блюзу, и блюз-року, и джаз-року, и чему только не — по крайней мере, публике не дают заскучать».

Общий финальный джем фестиваля. Солирует вокалист Константин Седовин, один из организаторов Arkhangelsk Blues.
Общий финальный джем фестиваля. Солирует вокалист Константин Седовин, один из организаторов Arkhangelsk Blues.

Сразу после окончания последнего концерта Тимофей Дорофеев, сидя в опустевшем зале Театра им. Ломоносова, рассказал «Джаз.Ру» об истории и идеологии фестиваля «Архангельск блюз».

…Это, по большому счёту, была авантюра — в хорошем смысле слова. У меня есть традиция: на мой день рождения я собирал музыкантов, мы играли. Играли разную музыку. А потом я решил… У меня был знакомый, он увлекался блюзом. А я с самого начала заболел Джими Хендриксом, потихонечку слушал, изучал блюз. И промелькнула идея: много лет у нас в Архангельске есть джазовый фестиваль, это традиция, а блюзового никогда не было…

ВИДЕО: интервью Тима Дорофеева
httpv://www.youtube.com/watch?v=l5Nwb23O3F8

Дальше всех на «джазовую сторону блюзового искусства» в фестивальной программе склонялся ансамбль, который представили петербургский пианист и клавишник Андрей Кондаков и один из самых необычных джазовых вокалистов США — Джей Ди Уолтер (JD Walter).

Олег Юданов, Андрей Кондаков, Тим Дорофеев, Николай Клишин, Джей Ди Уолтер
Олег Юданов, Андрей Кондаков, Тим Дорофеев, Николай Клишин, Джей Ди Уолтер

В том составе, что сопровождал их на северном блюз-фестивале, играли арт-директор фестиваля, гитарист Тимофей Дорофеев, и ритм-секция легендарной джаз-группы «Архангельск» — басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов.
ВИДЕО: Андрей Кондаков и Джей Ди Уолтер «Between The Bars»
httpv://www.youtube.com/watch?v=W-rALV8SK5c

Андрей и Джей Ди также дали короткое интервью «Джаз.Ру», рассказав на двух языках сразу, что специально подготовили для этого фестиваля особую программу — не такую, как для других совместных выступлений во время этих гастролей.

Олег Юданов, Андрей Кондаков, Тим Дорофеев
Олег Юданов, Андрей Кондаков, Тим Дорофеев

Хотя в ней и нет блюза в чистом виде, но стилистически она взаимопроникает с блюзом — который, по словам Джей Ди, не следует путать с соул-музыкой (и он прав!). Посмотреть это интервью можно в документальном фильме, который «Джаз.Ру» выпустил по результатам фестиваля (см. в конце этого текста).

JD Walter
JD Walter

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Архангельска и целый ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ о фестивале! 

Георгий Стрелков, Тони Реми, Сергей Кузнецов
Георгий Стрелков, Тони Реми, Сергей Кузнецов

Британский гитарист Тони Реми (Tony Rémy) с российским аккомпанирующим составом представил архангельской публике современный джаз-фанк. С ним играли московский барабанщик Пётр Ившин, ярославский исполнитель на губной гармонике и баритон-саксофоне Сергей Кузнецов, опять-таки петербуржец Андрей Кондаков за клавишными со звуком электрооргана в паре номеров и архангелогородцы — басист Георгий Стрелков и Алексей Барандов за перкуссионной установкой. В нескольких номерах к нему присоединилась также вокалистка из Северодвинска Екатерина Колосова.

Екатерина Колосова, Тони Реми
Екатерина Колосова, Тони Реми

При общей виртуозности гитарист, к с сожалению, не всегда справлялся с формой музыкального произведения: то, упиваясь красотой звука гитары, затянет сольную каденцию сверх разумных пределов, то внезапно на ходу «срубит» солиста, уже начавшего было играть заранее согласованную именно на этом месте импровизацию, и сыграет соло вместо него, хотя и так всё время солирует. Но в целом его сет прозвучал богато, ярко и насыщенно.
ВИДЕО: Тони Реми «Little Wing»
httpv://www.youtube.com/watch?v=9u91Pe6jHz0

Ещё одну версию современного блюз-рока представила американская группа Mama’s Bad Boys, ранее также известная как Lamar Chase Band. Собственно, это два опытных поющих блюзовых инструменталиста — гитарист Ламар «Кинг Би» Чейс (Lamar «King Bee» Chase) и басист Отис Рахим Хорнсби (Otis Rahim Hornesby). Они выступали в России в 2008, 2010 и 2013 годах и после пятилетнего перерыва приехали в четвёртый раз, по дороге из аэропорта Талаги в гостиницу со знанием дела показывая друг другу знакомые элементы северных пейзажей и восклицая: «О, берёзы! Берёза — национальное дерево России!»

Mama's Bad Boys
Mama’s Bad Boys

На сцене они выглядят чрезвычайно внушительно: этакий гибрид байкеров, индейцев и ковбоев, да и в пении и игре на своих инструментах знают толк. Подвёл их барабанщик, приехавший с ними впервые: автору этих строк не приводилось ещё слышать за ударными инструментами на профессиональной сцене музыканта, настолько не чувствующего ритмических основ исполняемой музыки — ну, или просто не умеющего эту музыку играть. Поэтому простите, драгоценные читатели — видео не будет, чтобы не расстраиваться. На фото группа гораздо лучше!

The Cards
The Cards

Высокоэнергетичную, близкую к року сторону блюзового искусства — ну а если точнее и честнее, то попросту откровенный хард-рок, слегка окрашенный блюзовыми интонациями — показывала и международная группа The Cards, в которую входят британский гитарист Пол Куинн, нидерландский барабанщик Кун Херфст (Kоеn Herfst) и живущий в Голландии американский басист и вокалист Харрисон Янг. Этот певец — необычайно разносторонний музыкант, сочетающий активную работу в качестве джазового вокалиста с гастролями в составе рок-групп, преимущественно «тяжёлых»: например, он работал клавишником немецкой группы U.D.O. с вокалистом Удо Диркшнайдером и гастрольного коллектива «королевы хэви метал» Доро Пеш. В «Картах» он играет на бас-гитаре, на клавишных и поёт: хорошо поёт, стильно, хотя, опять-таки, его манера далека от блюза в его чистом виде.

Paul Quinn, Harrison Young
Paul Quinn, Harrison Young

И надо сказать, что 66-летний гитарист Пол Куинн (Paul Quinn) тоже не из чернозёма Миссисипи вылез: с 1977 и по настоящее время он играет в одной из самых «тяжёлых» металлических групп Великобритании — Saxon, а The Cards — это так, для души.

Пол, жги! — как бы говорит нам Харрисон Янг.
Пол, жги! — как бы говорит нам Харрисон Янг.

Зато у песен «Карт» есть одно несомненное преимущество перед номерами других блюз-рокеров: песни эти очень короткие!
ВИДЕО: The Cards
httpv://www.youtube.com/watch?v=JjBydXTilTU

И, как обычно, в программе фестиваля были выступления целого ряда российских коллективов. Один из них — это традиционный для архангельского фестиваля «Гитарный саммит» — Guitar Summit.

Guitar Summit
Guitar Summit

«Гитарный саммит», в данной инкарнации (она каждый год меняется) — это Тим Дорофеев — гитара (Архангельск), Виктор Колесов — гитара (Вологда), Ксения Федулова — гитара (Москва), Алексей Барандов — барабаны (Архангельск), Пётр Ившин — барабаны (Москва), Николай Клишин (бас) и Сергей Кузнецов — саксофон, губная гармоника (Ярославль).

Guitar Summit
Guitar Summit

«Гитарный саммит» — это всегда длинная череда героических блюзовых соло на гитаре и иногда на других инструментах. «Встреча в верхах» и на этот раз не обманула ожидания слушателей: соло было много, и были они героические и разнообразные. Плюс поющие участники, Колесов и Федулова, спели по паре номеров — от души и, как полагается в блюзе, на разрыв эмоций.

Guitar Summit
Guitar Summit

Карнавальную сторону блюза представил коллектив из Москвы под названием Dynamic James Blues Orchestra: Макс Баканов — вокал, Александр Евдокимов — клавишные, Виталий Дмитренко — гитара, Борис Васильев — бас-гитара, Кирилл Демахин — саксофон, Павел Беликов — труба и Алексей Барандов — барабаны.

Dynamic James Blues Orchestra
Dynamic James Blues Orchestra

Весёлое, яркое шоу понравилось публике, хотя всерьёз обсуждать его музыкальное содержание нелегко.

Dynamic James Blues Orchestra
Dynamic James Blues Orchestra

И, конечно, не может быть блюзового фестиваля, на котором не звучит исконный, аутентичный блюз. Его в Архангельске показал не просто американец, а самый что ни на есть аутентичный южанин: 80-летний уроженец штата Луизиана — Леон Аткинс, в блюзовом мире известный как Lil’ Jimmy Reed (произносится «Лил Джимми Рид»).

Lil' Jimmy Reed
Lil’ Jimmy Reed

Он родился в 1938-м в в городке Хардвуд на Миссисипи, где только и было, что хлопковые поля, лесопилка и блюзовый клуб. В шесть лет у него уже была самодельная гитара, сделанная из сигарной коробки; в подростковом возрасте он уже играл на гитаре и губной гармонике в тавернах и «джук-джойнтах» в Батон-Руже и окрестностях. Однажды ему пришлось заменить на клубной сцене не появившегося в назначенный час короля луизианского блюза Джимми Рида (1925-1976). Так появилось его музыкантское прозвище: «лил» — так на луизианском диалекте «патуа» произносят Little, «маленький».

Лил Джимми Рид, Юрий Новгородский, Юрий Горелов
Лил Джимми Рид, Юрий Новгородский, Юрий Горелов

После службы в армии Джимми Рид-Малый вплотную занялся блюзом как профессией и призванием. Он объехал всю Европу, неоднократно ранее выступал и в России. Несмотря на преклонный возраст, ветеран южной блюзовой сцены продолжает играть блюз — корневой, упрямый, вечно современный. В Архангельске он играл с московской ритм-секцией, которая делала ровно то, что нужно было делать: играла стилистически точно, чутко отзывалась на энергетику лидера и компетентно поддерживала его, не перетягивая на себя ни внимание публики, ни уровень звука. Браво, Юрий Новгородский (гитара), Юрий Горелов (бас-гитара) и Владимир Воеводин (барабаны)!
ВИДЕО: Лил Джимми Рид
httpv://www.youtube.com/watch?v=kgmkwLRS4wc

29 июня редакция журнала «Джаз.Ру» опубликовала на своих каналах 35-минутный документальный фильм, снятый на фестивале «Архангельск Блюз 2018». В фильме можно увидеть интервью с рядом участников фестиваля, о своём детище рассказывает арт-директор «Архангельск Блюза» Тим Дорофеев, звучат музыкальные номера американского вокалиста Джей Ди Уолтера с российским клавишником Андреем Кондаковым, британского гитариста Тони Реми с российской группой, ансамбля The Cards с вокалистом Харрисоном Янгом и ветерана луизианского блюза Лил Джимми Рида. Это первый опыт такого рода для нашей редакции.

Фильм сделан на весьма аскетичной технической базе. Съёмка, обработка звука, монтаж звука и видео, постобработка — все этапы выполнены непосредственно в редакции всего двумя людьми: это главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и ассистент главного редактора Наталья Кравченко. Авторы выражают глубокую признательность продюсеру фестиваля Тиму Дорофееву за неоценимую помощь в организации съёмок.

Редакция уже планирует продолжение этого опыта: хотим снять такие же небольшие документальные фильмы о ряде других фестивалей.
ВИДЕО: документальный фильм о фестивале «Архангельск Блюз 2018», продолжительность 35 минут.
httpv://www.youtube.com/watch?v=Mld3IAjsNtU




реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Павел Скорняков выпустил дебютный альбом «Early Season» на европейском лейбле
Следующая статьяВыдели ночь. Джаз и этника на Ural Music Night в Екатеринбурге
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя