Выдели ночь. Джаз и этника на Ural Music Night в Екатеринбурге

0
Александр Беляев
фото: Александр Осипов, Елена Загородняя
DN

Ежегодный праздник «Ночь музыки» (29 июня) в Екатеринбурге носит международно-английское название Ural Music Night. Так вот: столица Урала, сотни площадок, тысячи артистов, десятки тысяч посетителей… Звучит как гипербола. Но нет, там действительно так: вся ночь в музыке, видели ночь, гуляли всю ночь и всё такое прочее — с широким размахом.

Причём проводится это уже несколько лет; я только в прошлом году туда попал и смог оценить этот самый размах. Екатеринбург, как не устают повторять местные, уникальный город, а уникальность его заключается в том — цитирую по памяти — что весь центр сосредоточен на площади в один квадратный километр. И на этом километре — театры, кафе, рестораны, открытые площадки, здания в стиле конструктивизм, небоскрёбы и «Ельцин-центр». То есть для автомобилей перекрывается относительно небольшой участок города (а Екат — это нормальный мегаполис, хоть и не Москва), и там начинается движуха. В прямом смысле — все движутся от площадки к площадке. И зрители, и артисты. Два-три-четыре концерта за ночь — норма.

Площадка перед центральной сценой
Площадка перед центральной сценой

Так вот, я лично — не поклонник выделить ночь на то, чтоб шататься от площадки к площадке, ухватывая по «кусочеку» разных «музык», как на эдаком меломанском шведском столе. Но многим как раз это и нравится. Система такая: шли, услыхали, зацепило, постояли, отпустило — дальше пошли. Ad libitum. Какая разница, что того бразильца или этих сербов мы слышим в первый и последний раз? Подегустировали — и хорошо.

Собственно, Ural Music Night при своём размахе и не подаёт себя как фестиваль со звёздами. Хотя хедлайнеры, конечно, есть, и в этом году один из них — Антон Беляев, начинавший, между прочим, в клубно-джазовой среде. Нет, концепция меломанского шведского стола, примерно как я выше обозначил: оригинальные, качественные музыканты разных стран и традиций.

Антон Беляев (Therr Maitz)
Антон Беляев (Therr Maitz)

Вот, собственно, это меня и заинтересовало: что в столь обширной программе есть из, допустим, импровизационной музыки, этнической, или вообще всякой странной? Организаторы предлагают строить свой маршрут с помощью приложения на мобильном телефоне. Ах, но гулять ночью по расписанию — что это такое вообще? Всякое ж может по пути подвернуться и по-другому повернуться.

Ну вот я лично в этом году прицельно ехал на джазменов и этнику. И того, и другого — достаточно. Этника — буквально от Африки до Японии. Все хорошие-любопытные, и, может быть, не так прославлены, как Сезария Эвора какая-нибудь, да и сама по себе этническая музыка интересует узкий круг специалистов, но настоящие мастера этого жанра заводят любую толпу. Вот, например, в нашем отеле жил коллектив из Южной Африки Abafana BakaMgqumeni; господи, да даже по их повседневному внешнему виду, улыбкам и свингующим походкам можно понять: эти — зажгут. А уж когда в национальных костюмах…

Понятно, неизменным спросом пользуются всякие балканские напевы. Меня заинтересовала не слишком известная в нашей стране музыка — венгерская. На нескольких площадках сыграл дуэт из Венгрии Kubinyi Júlia & Szokolay Dongó Balázs. Юлия Кубиньи и Балаш Соколай — певица и исполнитель на народных духовых. Эдакий венгерский вариант Старостин/Желанная — сугубо народная музыка, звучащая по-настоящему психоделично. Вокал — чистый, прозрачный, резковато-холодноватый, но очень страстный. Грубоватые, шероховатые обертоны флейты и бесконечный вой волынки, плюс к тому экзотические народные лады — не сразу воспринимаешь, непросто распробовать, но потом долго не можешь забыть. Про творческое кредо дуэта Балаш Соколай вот что сказал вашему корреспонденту: «Это всё исключительно народные песни из Венгрии, деревенские, конкретнее — пастушьи. Я играю на традиционной венгерской флейте, волынка тоже венгерская. Традиционную деревенскую музыку венгров мы сами собираем, ездим по разным местностям, включая Трансильванию… Ну да, делаем какие-то импровизации сами, джазовые, может быть!»

ДАЛЕЕ: а что же джаз? 

Коллеги, пишущие о классике, традиционно спрашивают, на какой сходить джаз (ответ «ни на какой» не принимается), забредают куда попало на непонятно что вообще, нечто что-то эстрадное-со-стандартами, а потом тебе отчитываются радостно: «Ну, сходили на твой джаз. Г**но твой джаз!» Конечно, Ural Music Night — это не джазовый фестиваль, и такая музыка — небольшая часть программы, чтоб настроение разбавить. Джазмены-блюзмены в Ночи обычно выступают в камерных залах, ресторанах, кафе и т.д. Но вот в этом году фестиваль встречал гостей — извините за пафосный оборот — уже на выходе из аэропорта «Кольцово» практически — джазом. Театрализованный проект под названием «Танцующий хлопок» (аллюзии к Cotton Club, хлопку с плантаций и так далее). Вокалистка поёт на английском в манере Эми Уайнхаус и всех этих нео-соул-див. Играют — чётко, фанково, с качем, с отличными духовыми и так далее. Фирма, как сказали бы в советское время; интересно, что произрастает такое в неожиданных местах, то есть можно надеяться, что от этого и отечественная поп-музыка скоро как-то изменится.

Антон Ревнюк Игнат Кравцов (LRK Trio). Фото: Елена Загородняя, Вечерний Екатеринбург
Антон Ревнюк Игнат Кравцов (LRK Trio). Фото: Елена Загородняя, Вечерний Екатеринбург

Джаз в этом году Ural Music Night как-то даже выделили в отдельную категорию. И целый пресс-релиз написали: что-де хедлайнер в этом стиле — LRK Trio. Кто ж их не знает, как говорится: Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов. Виртуозное фортепианное трио, играющее авторскую музыку. Лебедев как композитор высоко котируется, а трио периодически играет с певицами и солистами. Но дело не только в этом, а в том, что Кравцов — уроженец Екатеринбурга. И даже — резидент местного джаз-клуба EverJazz. На фестивале им дали несколько площадок, этот вот уютный ресторанчик EverJazz, скрывшийся в переулках проспекта Ленина, и театр Кукол. В клубе был биток. Буквально — чтобы войти, надо стоять в очереди (вход, как везде, бесплатный).

Через два часа LRK Trio перемещается в Театр Кукол, где до них играет участница шоу «Голос» Алёна Поль и её Ask Trio. Читатели «Джаз.Ру» телевизор не смотрят и попсой не интересуются, но тут, ей-богу, хочется сказать пару добрых слов. Да, когда Поль с музыкантами играли нечто околоджазовое, я был в унынии. Но очень скоро начались авторские композиции в стиле эдакой умной-холодноватой поп-музыки с импровизациями, свободными кусками, электроникой, грувом… Скандинавский тренд, можно сказать. У Поль сильный прозрачный голос, и она умеет наскоком брать ультразвуковые ноты, но, в общем, её стиль — тихо-вкрадчиво, на субтоне. Манера иногда довольно сильно напоминает Стину Норденстэм. Хотя иногда Поль перебирает с неправильными ударениями и «иностранским» акцентом, вроде «Джек ухади, я гАварю тебе» (фрагмент из песни «Jack», в которой процитирована, вы таки будете смеяться, «Hit the Road, Jack»). Под занавес отлично сыграли «Corner of the Earth», кавер Jamiroquai. Ну а что — для широкой публики и Jamiroquai — джаз. Пусть и с приставкой — acid.

Через невероятно быстрые полчаса на сцене уже следующий участник — те самые LRK Trio. В зале — биток, причём это не праздношатающиеся горожане, эта публика специально пришла. Встречают — как героев (помним о корнях Кравцова, да). Радость, аплодисменты. Женя Лебедев подходит к пианино — да, там не концертный рояль, а пианинка коричневого дерева — и говорит публике: «Дайте ля-бемоль!» Публика даёт тон (ну, несколько, строго говоря). В этом гуле диссонанса — смех. Закончив развлекать/вовлекать публику таким манером (безобидных приколов в течение концерта вообще много), выдающийся джазовый композитор нашего времени садится за пианино и… оно начинает звучать, как Steinway. И всё трио — слаженно, крепко, необыкновенно легко. Такие вот земляки. Космополиты!




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.