In Memoriam. Трубач Томаш Станько (1942-2018)

1
Tomasz Stanko
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

Утром 29 июля 2018 в онкологическом центре Варшавы скончался легендарный польский трубач Томаш Станько (Tomasz Stańko). Уже несколько месяцев он вёл борьбу с онкологическим заболеванием лёгкого. Ещё в марте этого года он отменил гастроли — тогда в качестве причины указывалась перенесённая им пневмония. Музыканту было 76 лет.

Томаша Станько вполне можно назвать крупнейшей современной мировой звездой польского джаза: он добился международного признания ещё в 1970-е годы благодаря сотрудничеству с ведущим европейским джазовым лейблом последних четырёх десятилетий — ЕСМ Records. До конца жизни Станько выпускал альбомы на этой фирме грамзаписи, особенно регулярно — с 1994 г., хотя его пластинки выходили и на польских лейблах, и в ряде других стран.

Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2011)
Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2011)
реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Томаш Станько родился 11 июля 1942 в польском городе Жешуве — нынешнем центре Подкарпатского воеводства на юго-востоке Польши. Отец был адвокатом, играл на скрипке, мать — учительницей. В 1948 г. семья переехала в Краков. Именно там еще через десять лет 16-летний Томаш впервые услышал настоящий джаз в исполнении квартета американского пианиста Дейва Брубека. Это определило его музыкальную специализацию — джаз, и юноша начал учиться играть на трубе. Обучение было продолжено в консерватории, а в 1962 г., в возрасте всего лишь 20 лет, он возглавил ансамбль Jazz Darings — «Джазовые смельчаки». Впоследствии, анализируя историю европейского джаза, выдающийся немецкий джазовый критик Йоахим Эрнст Берендт назвал «Джазовых смельчаков» первым в Европе ансамблем, игравшим настоящий свободный джаз.

В 1963 году Станько вошел в состав ансамбля Кшиштофа Комеды (Krzysztof Komeda) — легендарного польского джазмена и композитора, а в середине 60-х начал одновременно с работой у Комеды выступать и в ансамбле пианиста и композитора Анджея Тшасковского (Andrzej Trzaskowski). В 1968-73 годах Томаш возглавлял собственный квинтет, в котором выступали выдающийся скрипач Збигнев Зайферт, а также тенор-саксофонист Януш Муняк, басист Бронислав Суханек и барабанщик Януш Стефаньски.
СЛУШАЕМ: Tomasz Stanko Quintet «Music for K» (посвящение памяти Кшиштофа Комеды, 1970)

В 1970 году Станько выступал в составе европейского фри-джазового бэнда Globe Unity Orchestra, в 1971 играл с американским трубачом Доном Черри и немецким супертромбонистом Альбертом Мангельсдорфом в составе «Европейского оркестра свободного джаза» (European Free Jazz Orchestra). В том же году журнал Jazz Forum назвал его лучшим европейским джазовым музыкантом.

В 1976 состоялся его дебют на мюнхенском лейбле ECM Records: вышел альбом «Balladyna», который спродюсировал набиравший тогда вес и авторитет в европейском джазовом мире глава лейбла — Манфред Айхер (Manfred Eicher). На этом альбоме звучит квартет: два поляка — трубач Станько и саксофонист Томаш Шукальски (Tomasz Szukalski), британский контрабасист Дейв Холланд (Dave Holland) и финский барабанщик Эдвард Весала (Edward Vesala). Тем же квартетом, только с Питером Уорреном на контрабасе, Станько в те годы много гастролировал и записывался для других лейблов; однако именно альбом «Balladyna» стал самой известной его работой того периода и принёс ему мировую известность.
СЛУШАЕМ: заглавная тема альбома 1976 г. «Balladyna» с официального канала лейбла ECM Records на YouTube

С тех пор Томаш Станько и его ансамбли постоянно участвуют в крупнейших европейских фестивалях. В 80-е годы его партнёрами были многочисленные американские и европейские знаменитости, в том числе Чико Фриман, Джеймс Сполдинг, Ян Гарбарек, он выступал с Джеком Деджоннетом и Руфусом Ридом, был участником оркестра великого авангардного пианиста Сесила Тейлора Cecil Taylor’s Big Band.

Первопроходец польского джаза Кшиштоф Комеда, давший Станько «путёвку в жизнь», трагически погиб в автомобильной катастрофе еще в 1969 году, но и по истечении тридцати и более лет Станько не только вспоминал своего музыкального наставника, но и постоянно возвращался к его музыке. Именно Комеде посвятил Станько один из лучших своих альбомов — «Litania» с подзаголовком «Музыка Кшиштофа Комеды», изданный ЕСМ Records в 1997 г.

Tomasz Stańko
Tomasz Stańko (photo © Tim Dickeson)

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Томаша Станько, фото, видео 

На своих «исиэмовских» альбомах Станько работал с самыми разнообразными составами. Например, на альбоме 2000 г. «From The Green Hill» вместе с лидером играют аргентинский бандонеонист Дино Салуцци, британский саксофонист Джон Сёрман, норвежский барабанщик Юн Кристенсен и американская скрипачка Мишель Макарски. Но в последние два десятилетия основными для него стали два молодёжных состава, в которых трубач был едва ли не вдвое старше каждого из участников — польский и скандинавский («нордический»). Очередной раз Томаш Станько был назван лучшим джазовым музыкантом Европы в связи с выпуском в 2002 г. на ECM альбома «Soul Of Things», записанного его польским квартетом. Именно с этим квартетом в апреле 2004 пан Томаш единственный раз выступал в Москве, в Камерном зале Дома музыки — в одном из концертов цикла «Европейский джаз. XXI век».

Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2004)
Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2004)

Тогда лейтмотивом выступления стал материал альбома «Suspended Night», релиз которого состоялся на лейбле ECM 16 февраля 2004 года. Кроме Станько, в составе польского квартета были три молодых музыканта: Марчин Василевски (Marcin Wasilewski) — фортепиано, Славомир Куркевич (Slawomir Kurkiewicz) — бас, Михал Миськевич (Michał Miśkiewicz) — барабаны. Этим составом Станько записал три альбома. Впоследствии, когда дороги трубача и этих трёх музыкантов разошлись, они сохранили состав и как трио Марчина Василевского продолжают выступать и записываться на ЕСМ.
ВИДЕО: польский квинтет Томаша Станько с материалом альбома «Suspended Night» на фестивале JazzBaltica в Германии, июль 2005

Перед выступлением в российской столице Томаш Станько говорил в интервью, которое дал минской журналистке Анастасии Костюкович:

Меня очень будоражит предчувствие моего первого выступления в Москве! Очень странно, но я действительно буду впервые играть в Москве, где у меня столько много друзей-музыкантов и, как я слышал, много поклонников моей музыки. Я уверен, что московская публика очень тепло будет принимать мою музыку, ведь мы же братья, и никто лучше русских не чувствует нашей «славянской тоски», настроения меланхолии и лирики, столь характерных нашей натуре.

Евгения Бирюкова и Константин Волков писали тогда в репортаже на «Джаз.Ру»:

…невзирая на задумчивые ностальгические интонации, характерные для большинства композиций альбома (что, кстати, по мнению самого Томаша Станько, делает альбом невероятно близким по духу атмосфере российской столицы), были отмечены пряным, насыщенным и тембрально довольно плотным звучанием. Вычленить темы звучавших в исполнении квартета произведений из общего монолита звукового полотна было весьма затруднительно по одной причине: по художественному замыслу они были растворены составом внутри композиции. Иногда темообразующую роль брали на себя ритмические инструменты, в следующий момент некоторый отрезок мелодической линии подхватывался фортепиано, а затем естественным передавался трубе и находил развитие снова у фортепиано…

Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2004)
Tomasz Stańko (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2004)

Такая работа с тематическим материалом — один из базовых принципов творчества Станько. В связи со своим альбомом 2009 г. он говорил (цитата приводится по репортажу нашего нью-йоркского автора Вадима Ярмолинца «Томаш Станько в записи и в «Бёрдленде»», вышедшем на «Джаз.Ру» в мае 2010):

То, как художник использует краску, то как работает с формой — изображая её реалистически или искажая до абстракции, — отчасти напоминает мне собственный музыкальный язык, то, как я сам придаю форму мелодии…

Альбом, о котором идёт речь — «Dark Eyes» (ECM, 2009). Вадим Ярмолинец тогда писал в «Джаз.Ру»:

Названием альбом обязан вовсе не главному цыганскому шлягеру (именно словосочетанием «Dark Eyes» переводится обычно название романса «Очи чёрные». — Ред.), а работе австрийского художника-экспрессиониста Оскара Кокошки, которую Станько увидел в нью-йоркской Neue Galerie — портрету Марты Хёрш. Лучшая, на мой взгляд, композиция альбома так и называется «The Dark Eyes of Martha Hirsch».

Томаш Станько на фестивале Bari in Jazz, 2011 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Томаш Станько на фестивале Bari in Jazz, 2011 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Год спустя автору этих строк довелось увидеть выступление Станько с его новым «Нордическим квинтетом» на джаз-фестивале в Бари на юге Италии. Вот что ваш корреспондент писал тогда в бумажном «Джаз.Ру» №35 (3-2011):

Nordic Quintet, состоящий из молодых скандинавских музыкантов — тот самый ансамбль, которым записан альбом «Dark Eyes» (ECM, 2009). Финны Алекси Туомарила (фортепиано) и Олави Лоухивуори (барабаны), как и датчане Якоб Бро (гитара) и Андерс Кристенсен (бас-гитара), в среднем каждый более чем вдвое младше 69-летнего лидера, но интересно, что он образует с ними на сцене такое же непротиворечивое (ну, или противоречивое во всём — это с какой стороны взглянуть!) звуковое единство, как в своё время это, с настолько же молодыми музыкантами, делал Майлз Дэйвис. Станько и есть своего рода Дэйвис сегодня: его стихия — такие же тёмные, меланхолические, медитативные звуковые пространства, в которых странствовал и Майлз, вот только пан Томаш не повторяет, не имитирует великого американского джазмена — голос его трубы сугубо индивидуален и исполнен чисто славянской задушевности, но не открытой, а обращённой внутрь, в себя. По сравнению с польским ансамблем Станько, с которым он приезжал в Москву семь лет назад, ощущаются сильные эстетические перемены в его музыке, хотя и происходящие внутри той же парадигмы, в которой он играет как минимум с середины 1970-х, со времён своих эпохальных записей с финским барабанщиком Эдвардом Весалой. Благодаря участию электробасиста произошёл прежде всего сдвиг в ритмике: стало суше в тонких ритмических слоях, но при этом басист иногда выявляет в привычной ECM-овской «парящей» звуковой ткани жёсткую молодёжную пульсацию, почти роковый грув, которого на самом деле в замысле может и не быть. […]

В целом музыка нынешнего ансамбля Станько — очень хрупкая, сдержанно чувственная, полная эмоциональных недомолвок и контролируемой сентиментальности. Но это нисколько не отменяет возможностей для вполне экстремальных звуковых конструкций, если ансамбль ощущает в них нужду. […] Во главе угла музыки Станько всегда стоит не математика, не гармоническая головоломка, а взволнованная, широко дышащая мелодия.

В принципе, эти черты оставались актуальными в музыке Станько до конца его жизни. После «Тёмных глаз» он на некоторое время поселился в Нью-Йорке — столице мирового джаза, но получилось так, что за последние девять лет он выпустил только два альбома. Первый — двухдисковая работа «Wisława» (ЕСМ, 2013), записанная в легендарной нью-йоркской студии Avatar с новым ансамблем, получившим название Tomasz Stańko New York Quartet. Альбом был посвящён памяти польской поэтессы Виславы Шимборской (и назван её именем). В этой записи участвовали пианист Давид Вирельес, контрабасист Томас Морган и барабанщик Джералд Кливер. Живая премьера музыки альбома состоялась через несколько дней после его записи состоялась в Краковской опере и была первой годовщине ухода Виславы Шимборской из жизни. Станько при жизни Шимборской работал с ней: в 2009 они вместе выступили в Краковской опере — пани Вислава читала стихи, а пан Томаш, откликаясь на звучащее слово, спонтанно импровизировал на трубе. Впоследствии запись этого выступления вышла на диске как приложение к поэтическому сборнику Шимборской «Tutaj» («Здесь», 2012)
ВИДЕО: трейлер альбома «Wisława», 2013

Финальный альбом в дискографии Станько вышел на ECM Records в марте 2017.  Он называется «December Avenue» и записан тем же квартетом с Вирельесом и Кливером, только на контрабасе здесь играет Рубен Роджерс. Запись была сделана летом 2016 в студии La Buissonne на юге Франции; как и остальные альбомы Станько на ECM, её продюсировал глава лейбла Манфред Айхер.
ВИДЕО: трейлер альбома «December Avenue», 2017.
В конце ролика пан Томаш говорит о турне, в котором собирался представлять новый альбом… и которое так и не состоялось.

Важнейшая роль Станько в истории как польского, так и европейского джазового искусства в целом была неоднократно отмечена на высоком уровне. В 2003 г. он стал лауреатом Европейской джазовой премии, которую ежегодно вручают в Австрии, а в 2004 польское государство удостоило его высокой государственной награды — командорского креста Ордена возрождения Польши. В 2011 он вновь был удостоен этого ордена, только степенью выше (командорский крест со звездой, соответствующий второй из пяти степеней ордена).

COVER - BUY BOOKВ 2010 вышла автобиография Томаша Станько, озаглавленная испанским словом «Desperado» («Отчаянный»): она основана на многочастном интервью, которое взял у артиста журналист Рафал Ксенжик.

С 2003 и до последнего года жизни Станько был художественным руководителем фестиваля «Джазовая осень» в городе Бельско-Бяла.

 

Предыдущая статьяПогиб польский джазовый барабанщик Гжегож Гжиб
Следующая статьяК 100-летию со дня рождения. Пианист Хэнк Джонс, последний из Джонсов
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.