Пианист Серж Ермолл: русский джазмен в Австралии. К 75-летию со дня рождения

0
Serge Ermoll Jr.
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

15 августа 2018 исполнилось 75 лет со дня рождения джазового музыканта, который был связан с Россией таинственными, почти мистическими нитями. Его подлинное имя — Сергей Сергеевич Ермолаев, но он стал известен и около сорока лет работал на джазовой сцене под «англизированным» именем Серж Ермолл (Serge Ermoll). Он родился в Шанхае (Китай) и никогда не бывал в России, стал одним из самых известных джазовых пианистов Австралии в 1970-80-е годы и вообще оставил в истории австралийской джазовой сцены заметный след.

Серж Ермолл. 1960-е
Серж Ермолл. 1960-е

Отец пианиста тоже был джазовым музыкантом, мало того — русским джазовым музыкантом. В истории советского и российского джаза хорошо известен феномен «шанхайцев» — граждан СССР, репатриировавшихся в Советский Союз с территории Китая после Второй мировой войны. Самые известные в истории отечественного джаза «шанхайцы» — это, конечно, оркестр Олега Лундстрема, переехавший из Шанхая в СССР в 1947 г. в полном составе, с жёнами и детьми. «Джаз.Ру» публиковал подробное исследование о «шанхайском следе» в истории легендарного биг-бэнда — монументальный очерк Игоря Зисера «Олег Лундстрем и синкопы джазовой судьбы» (часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвёртая).

Но за титанической фигурой Лундстрема и его оркестра, сыгравшего в истории отечественного джаза колоссальную роль, мы как-то упускаем факт, что в Шанхае были и другие джазовые музыканты русского происхождения. Более того, кроме оркестра Лундстрема, в Шанхае был ещё один русский джазовый биг-бэнд — оркестр барабанщика и аранжировщика Сергея Ермолаева. Просто это были «неправильные» русские, и в историю советского джаза они не попали: участники Serge Ermoll Band не были советскими гражданами — большинство оркестрантов представляли белую эмиграцию, покинувшую территорию будущего СССР в результате гражданской войны.

Водительские права 22-летнего Сергея Ермолаева-старшего. Шанхай, 1930
Водительские права 22-летнего Сергея Ермолаева-старшего. Шанхай, 1930

Сам Сергей Лукьянович Ермолаев родился в Китае — в Харбине (где вырос и Олег Лундстрем, и весь первый состав лундстремовского оркестра), конечной станции Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), находившейся до революции в российской концессии и укомплектованной русским персоналом. Вот и отец будущего джазового барабанщика приехал в Харбин работать на КВЖД в 1905 г., а через три года, в 1908, у него родился сын.

Серж Ермолл-старший получил опыт игры на барабанах, плавая в составе судового джаз-оркестра между Шанхаем и портами США на большом пассажирском пароходе. Затем он поселился в Шанхае, где играл на барабанах в танцевальном оркестре отеля Carlton, а в 1929 г. 21-летним юношей собрал собственный оркестр из бывших кадетов Хабаровского корпуса, бежавших в Китай с территории так называемой Дальневосточной Республики в результате поражения белогвардейских войск в гражданской войне. Оркестр играл в шанхайском отеле Majestic, а в 1930 получил выгодные контракты на выступления в других городах, где в те времена было значительное европейское население в так называемых «концессиях», возникших в результате поражений Китая в так называемых Опиумных войнах: порт Тяньцзинь, где «Серж Ермолл Бэнд» играл в местном «Кантри-клабе», и курорт Циндао.

ЯБЛОКО ДИСКАОркестр Сергея Ермолаева записывал пластинки, которые выходили на шанхайском отделении фирмы грамзаписи Pathè, и вообще был одним из самых успешных в Шанхае. Ермолаев много сотрудничал как с русскими музыкантами (в частности, по одной из версий, именно он написал музыку для известной песни Александра Вертинского «Чужие города» — что сейчас трудно подтвердить или опровергнуть), так и с гастролирующими американскими джазменами. Но всему пришёл конец, когда пришла война: японские снаряды рвались на улицах Шанхая, в считанных десятках метров от границ «сеттльмента» — обособленных европейских кварталов. В годы Второй мировой войны и японской оккупации жители «сеттльмента» в Шанхае бедствовали, но Серж Ермолл-младший утверждал, что отец продолжал играть музыку всё это непростое время.

Сергей Ермолаев-старший был к этому времени давно и счастливо женат. Его супруга, Ксения Владимировна, была танцовщицей. 15 августа 1943 у них родился мальчик, которого назвали так же, как и отца — Сергей. Это и есть герой нашего очерка.

Ермолаевы в Шанхае, 1943: Ксения Владимировна, Сергей Сергеевич, Сергей Лукьянович
Ермолаевы в Шанхае, 1943: Ксения Владимировна, Сергей Сергеевич, Сергей Лукьянович

В 1947 г. из Шанхая уехала большая часть советских граждан: СССР разрешил им репатриацию. Но белоэмигранты оставались в городе: им было некуда бежать — а в Китае продолжалась гражданская война. Правящая партия Гоминьдан потерпела в ней поражение, и в 1949 г. была создана Китайская Народная Республика, власть в которой принадлежала победившей в гражданской войне Коммунистической партии Китая. Перед некитайским населением бывших европейских концессий встал вопрос о срочной эмиграции — в особенности перед теми, чей род занятий не одобряла новая власть. А джаз китайские коммунисты однозначно не одобряли.

И в 1951 г. семья Ермолаевых покинула Шанхай: теплоход «Чан Ша» переправил их в Австралию, и они поселились в Сиднее. Австралийские документы младший Ермолаев получил уже на имя Serge Ermoll. С пяти лет он занимался на фортепиано под руководством отца, который, помимо барабанов, владел и роялем, и саксофоном, и даже валторной: сохранились японские оккупационные документы начала 40-х на имя Сергея Ермолаева, в которых подтверждается, что его основное место работы — игра на валторне в Шанхайском симфоническом оркестре. А в подростковом возрасте Серж Ермолл-мл. освоил ещё и трубу. Именно в те годы он заинтересовался джазом.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии австралийского пианиста русского происхождения Сержа Ермолла 

В 2003 г., уже 60-летним, он рассказывал в интервью австралийской телекомпании АВС:

Серж Ермолл в 14-летнем возрасте (1957)
Серж Ермолл в 14-летнем возрасте (1957)

— Сначала отцу не понравилось, что я играл обычный бибоп. Он говорил, что это барахло. Когда я купил свой первый джазовый альбом — «Have Trumpet, Will Excite» Диззи Гиллеспи (1959. — Ред.) — он послушал его и сказал: «они все играют неправильные ноты». Я возразил: ничего подобного, они играют уменьшённые квинты, большие ноны, увеличенные ундецимы, малые ноны и всё такое. Он ответил: ну нет же, они мимо нот играют, это просто кошмар. Но я всё крутил и крутил этот альбом, и постепенно он привык. Это всего лишь вопрос привычки. Правда, когда я (уже в 70-е. — Ред.) однажды вёз его в больницу на обследование и поставил ему в машине кассету с Китом Джарретом… Он сначала сказал «смотри-ка, отличный пианист», но потом Джаррета унесло куда-то в дикие дали, и отец забеспокоился: эй, да по нему психбольница плачет! Он даже звонил потом своему приятелю, врачу, и советовался, не надо ли меня лечить, раз мне нравится такая музыка.

Первое время по приезду в Сидней семья бедствовала. Отец Сержа, привыкший в Шанхае к обеспеченной жизни востребованного артиста, не мог найти работу, связанную с музыкой, и ему пришлось несколько лет работать на бумажной фабрике. Только в конце 50-х старший Ермолл начал играть в оркестре отеля Enfield Boulevard и выступать в клубах; мало того, он и сына приспособил к работе — старший за роялем, младший на трубе, плюс юный барабанщик Сонни Пратт: всё вместе называлось The Rhythm Virtuosos.

— Я ненавидел каждую минуту этой работы, — вспоминал позднее Серж Ермолл. — Отец выписал нам аранжировки, и нужно было играть точно по нотам, даже соло. Я сказал: нет, я не буду, я хочу импровизировать. А он ответил: нельзя — получается как твой этот Диззи Гиллеспи, барахло какое-то. Мало того, расплачивались-то с отцом, потому что мы с Сонни были несовершеннолетние — и отец все деньги забирал себе! Не то чтобы соло, которые он для меня писал, были плохие. Это было в стиле Луи Армстронга, а я безмерно его уважаю. Но я развивался, я квалифицированно овладел бибопом. Так что, когда он играл с кем-то ещё и не мог нам аккомпанировать, я начинал импровизировать, дул со страшной силой!

Серж Ермолл вёл бурную жизнь. В молодости он работал частным детективом, таксистом, водителем автокрана. Овладел каратэ-до школы Сётокан, получил чёрный пояс пятого дана — а пятый дан достаточно высокая ступень мастерства в этом боевом искусстве. Много пил, развёлся с женой, которая родила ему двух дочерей, никогда не стремился угодить всем, много ссорился с окружающими, не пытался быть дипломатом и говорил всем прямо в лицо то, что считал правильным. Играл как пианист с множеством заезжих гастролирующих знаменитостей, в том числе и со своим кумиром Диззи Гиллеспи.

В конце 1960-х жизнь Сержа изменилась. Он считался крутым частным детективом: имел лицензию на ношение оружия и не стеснялся пользоваться силой убеждения, которую придаёт владение стволом. В Сиднее ходила легенда о том, как Сержа наняла жена одного из местных джазменов, чтобы выследить, с кем муженёк ей изменяет. Ермолл подошёл к делу решительно: отыскал изменщика в Мельбурне и под дулом пистолета увёл от любовницы, запихал в свой спортивный двухдверный седан Holden Monaro австралийского производства, привёз в Сидней и посоветовал больше никогда так не делать. Легенда гласит, что неверный муж последовал этому убедительному совету.

В конце концов в 1968 г. буйный русский детектив перешёл в своих расследованиях дорожку кому-то из заправил преступного мира Сиднея, и ему посоветовали покинуть город. Удивительно, но Серж внял совету и через полмира отправился в Лондон, где неожиданно получил приглашение занять место пианиста в одном местном джазовом трио — потому что его лидер, пианист и композитор Дадли Мор, внезапно уехал в США с намерением стать известным киноактёром. Партнёрам Мора по трио, барабанщику Крису Карану (кстати, австралийцу, родом из Мельбурна) и басисту Питеру Моргану, понравилась игра молодого пианиста из Сиднея, и следующие шесть или семь лет Ермолл постоянно работал с ними, в том числе в знаменитом лондонском джаз-клубе Ronnie Scott’s.

Серж Ермолл в 1970-е гг.
Серж Ермолл в 1970-е гг.

В середине 1970-х Серж Ермолл вернулся в Австралию, музыкально обогащённый встречами и совместной игрой со множеством музыкантов — и не только в джазовом мэйнстриме: среди его партнёров были и видные представители джазового авангарда, например, участники Art Ensemble of Chicago Лестер Боуи и Фамуду Дон Мойе. И с той же страстью, с которой он раньше отстаивал своё право импровизировать в бибоповой стилистике, пианист ринулся осваивать новые музыкальные территории, создав ансамбль под названием Free Kata.

«Ката» в Сётокан-каратэ — это формализованные последовательности движений, имитирующих ведение поединка с воображаемым противником или группой противников. Существуют множество ката, от простых до очень продолжительных и сложных; наблюдая за одновременным исполнением сложных ката большими группами учеников и мастеров, можно подумать, что видишь своеобразный сложный балет. Свободная ката, то есть импровизационное исполнение произвольных последовательностей приёмов и перемещений, доступна только мастерам очень высокого уровня. Именно это — свободу исполнения при высоком мастерстве — и имел в виду обладатель чёрного пояса по каратэ-до Серж Ермолл, давая название своему коллективу, который играл самый радикальный, самый интенсивный на тот момент фри-джаз — во всяком случае, на австралийской сцене.

Free Kata, 1976: Lou Burdett, Serge Ermoll, Eddie Bronson
Free Kata, 1976: Lou Burdett, Serge Ermoll, Eddie Bronson

Здесь протягивается ещё одна ниточка связи с Россией. Одним из участников ансамбля Free Kata был тенор-саксофонист Эдди Бронсон. Его настоящее имя — Эдуард Утешев, он родом из Москвы, в Австралию переехал в первой половине 1970-х. В настоящее время он продолжает работать в Сиднее, правда — не только как джазовый саксофонист, но и как исполнитель русских песен под собственный аккомпанемент на аккордеоне и импровизатор на кларнете в стилистике клезмера (народной музыки восточноевропейских евреев), а также как кларнетист ансамбля цыганской песни под названием «Мсье Камамбер».

ВИДЕО: фрагмент документального фильма об ансамбле Free Kata, 1977
Фрагменты интервью Сержа Ермолла, перемежаемые студийной съёмкой группы, в которой участвуют Ермолл, Бронсон (Утешев) — его в тексте подводки представляют как «беженца из интенсивного русского авангарда» — и барабанщик Луис Бёрдетт.

Каратэ было очень важным элементом жизни Ермолла, что он не уставал подчёркивать в интервью:

— Почему я всё время упоминаю каратэ? Это важно для моей музыки. Занимаясь каратэ, я в результате своей наивности и глупости испортил костяшки пальцев. Там, где сухожилие должно проходить от кисти к среднему пальцу правой руки, оно у меня свёрнуто на сторону. Поэтому мне пришлось разработать специальную технику игры, а то я даже приподнять этот палец толком не могу. Я не мог доверить его починку хирургам, так что я просто привык играть так, как играю. Вся рука — одно целое, пальцы мало движутся. Для бибопа это нормально, я привык. Но вот играть мою настоящую музыку — свободную музыку — очень трудно. В ней нет границ, а физические ограничения тела — это границы. Я люблю бибоп, и классику люблю, и всю хорошую музыку, но в свободной музыке мои физические параметры сильно меня ограничивают: приходится играть и локтями, и даже иногда головой.

Серж Ермолл (слева) — мастер каратэ-до
Серж Ермолл (справа) — мастер каратэ-до

Отойдя в следующем десятилетии от фри-джаза в его чистой форме, Серж Ермолл вернулся к пост-бопу и продолжал активно выступать и записываться. Его альбом 1987 г. «Jungle Juice» (Larrikin Records) был номинирован на ARIA Award — австралийский аналог премии Grammy. На альбоме, записанном на концерте в курортном городке Куранда на севере Австралии (штат Куинсленд), принимали участие австралийские музыканты: басист Джонатан Зуорц, барабанщик Стив Марскелл, гитарист Стив Маккенна и саксофонист Марк Симмонс.
СЛУШАЕМ: Serge Ermoll «Jungle Juice»

Всего он выпустил более 20 альбомов, на части которых с ним играли именитые американские солисты. Например, в 1982 на австралийском лейбле AIM вышел его альбом «Clouds», в записи которого участвовал американский саксофонист Ричи Коул, а также австралийские музыканты: контрабасист Эд Гастон (1929-2012), гитарист Джордж Голла (р. 1935), барабанщик Алан Тёрнбулл (р. 1943) и трубач Кит Стирлинг (1938-2003).
СЛУШАЕМ: Serge Ermoll «Svengali» с альбома «Clouds», 1982

Сиднейский психолог Дейв Холлс, успешно выступающий также в качестве джазового пианиста, в 1980-е учился музыке у Сержа Ермолла. Он вспоминал о своём учителе:

— Мне довелось постичь восхитительные стороны музыки Сержа и той философии, на которой он их основывал. Должен признаться, что и другой его стороны я видел немало. Он многих дико раздражал своим стремлением к искренности, правдивости в музыке. В сочетании с его постоянной битвой с алкоголем это приводило к тому, что люди часто видели его не в лучшем свете. Но он всегда говорил мне: «учись тому, что я делаю в музыке, а не в жизни». И каждое наше занятие он начинал словами «вот как я это делаю! Бери и делай это по-своему».

Серж Ермолл умер в Сиднее 6 октября 2010 года в возрасте 67 лет — через 32 года после того, как 70-летним ушёл из жизни его отец, Сергей Ермолаев.

ВИДЕО: квинтет Сержа Ермолла на австралийском телевидении, 1990-е гг.

Предыдущая статьяРоссийский историк джаза Владимир Фейертаг выпустил новую книгу «А почему джаз?»
Следующая статьяПодмосковье. Фестиваль «Джаз тихой заводи» переезжает в «Бор»: рассказывает Стас Майнугин
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей современной музыки в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.