Джаз-фестивали-2018. 38-й Stockholm Jazz Festival, Швеция: наш корреспондент — пианист Лев Кушнир!

0
Fasching (photo © Fasching)
Fasching (photo © Fasching)

Редакция «Джаз.Ру» очень ценит, когда о музыке пишут не просто авторы, имеющие ту или иную музыкальную подготовку, а практикующие джазовые музыканты. Но это случается не так часто. Выдающийся российский джазовый пианист Лев Кушнир ещё в 2002 г. дебютировал как наш автор — см. «Ещё одна мумия в Кремле. Взгляд музыканта».  И вот теперь впервые выступает в качестве нашего специального корреспондента на Stockholm Jazz Festival!


Когда-то, в начале 80-х, это был летний фестиваль на открытой сцене на острове Шеппсхольмен в центре столицы Швеции, но потом он постепенно захватил всю столицу и даже пригороды. И вот с 2012 года каждый день в рамках Стокгольмского джаз-фестиваля (Stockholm Jazz Festival) проходят уже по 20 концертов на разных сценах: это концертные залы (большие и маленькие) и джазовые клубы. На сегодняшний день это весьма значительное культурное событие в Швеции и один из самых крупных джазовых фестивалей в Европе. Его организатором является главный джаз-клуб Стокгольма — «Фашинг» (Fasching), в нём проходят, помимо концертов, ещё и ночные джемы, а всего выступления идут на 37 площадках! В этом году фестиваль проходил с 12 по 21 октября, состоялось 169 концертов, которые посетили 26300 человек.

К сожалению, нельзя объять необъятное; я выбрал те концерты, которые мне показались интересными, по одному или два каждый день, при этом мне приходилось быстро перемещаться по вечерней столице Швеции между фестивальными площадками, что также было интересным и увлекательным квестом!

13 октября

Наиболее значимые события фестиваля проходили в городском Культурном центре. В этот день зал был заполнен (забегая вперёд, скажу,что везде, где мне удалось побывать, залы были полны). Выступал Шай Маэстро — израильский пианист молодого поколения, он начинал карьеру в ансамбле контрабасиста Авишая Коэна, вместе с ним выступал на фестивале «Усадьба Jazz» в Москве в 2013 году. Чувствовалось, что шведская публика хорошо знает и любит Шая, он — частый гость в Стокгольме. Полуторачасовой концерт прошёл на одном дыхании, ансамбль практически не делал пауз между композициями, они плавно перетекали одна в другую, при этом не создавалось ощущения однообразия: менялся ритм, мелодии были весьма изобретательны, импровизационные моменты у всех троих музыкантов (другие участники трио: Барак Мори — контрабас, Офри Нехемия — барабаны) были весьма эмоциональны и всякий раз вызывали аплодисменты в зале. Звучала, за редким исключением, авторская музыка, представляющая полистилистический сплав разных культур и традиций: европейской классической — от Бетховена и Шопена до Сати, джазовой — были слышны отголоски творчества Кита Джарретта, Чика Кориа и Брэда Мелдо, ну и, само собой разумеется, еврейские мотивы придавали всему этому действу неповторимый аромат Ближнего Востока. Мне удалось после концерта поговорить с музыкантом, и на прямой вопрос об источниках его вдохновения он перечислил все вышеперечисленное, а также Баха, Хёрби Хэнкока, Джона Клэйтона и Аарона Паркса. Но больше всего, конечно, чувствовалась яркая индивидуальность самого Шая. То, что, по всей видимости, вызывает наибольший интерес у молодой европейской аудитории, находится в стороне от джазового мэйнстрима, и для этого искусства даже свинг не является обязательным, хоть этот концерт и проходит на джазовом фестивале. Разве кто-то говорил, что без свинга не может быть хорошей музыки?!

Shai Maestro Trio (photo © Magnus Palmquist Lunay)
Shai Maestro Trio (photo © Magnus Palmquist Lunay)

В начале выступления Маэстро особо подчеркнул, что у них нет сет-листа. Я усматриваю в таком заявлении некое лукавое кокетство: смотрите, мы — импровизаторы, ни о чём не договаривались, будем играть по наитию. На самом деле это всегда сплав из намеченных заранее композиций и спонтанно импровизированных эпизодов. Шай начал концерт с импрессионистической минималистской сольной зарисовки на рояле, потом подключились басист с барабанщиком, характер музыки сменился, они сыграли пьесы с вышедшего только что на ECM альбома «The Dream Thief» («Похититель снов»). Неожиданно пианист исполнил сольно «Prelude to a Kiss» Эллингтона, продемонстрировав блестящее знание джазовой гармонии. Кульминацией концерта стало исполнение пьесы, которую участники трио стали напевать в унисон, затем к ним подключился и зрительный зал. Сама мелодия — бесхитростная и заунывная, напоминающая песню волжских бурлаков, которых судьба забросила сначала на Ближний Восток, а потом на Стокгольмский архипелаг — повторилась несколько раз, после чего Шай стал импровизировать поверх пения публики, накладывая политональный орнамент на простой и бесхитростный мотив. Это было очень красиво! Зал аплодировал стоя, и Шай сыграл на бис причудливо гармонизованную «Moon River» Генри Манчини.
ВИДЕО: Shai Maestro, Stockholm Jazz Festival (съёмка paulfunI)
httpv://www.youtube.com/watch?v=gPsQ4Bwoul0

14 октября

Несмотря на то, что этот концерт был частью программы Стокгольмского джазового фестиваля, на самом деле он проходил в маленьком городке Валлентуна к северу от Стокгольма, формально являющемся пригородом столицы. Местный театр, напоминающий благоустроенный сельский клуб, был забит до отказа почему-то людьми пожилого возраста. Я поинтересовался у организаторов о причинах этого странного для меня явления. Но нет, никакого подвоха здесь не оказалось, никто не сгонял пенсионеров бесплатно на джазовый концерт, они сами покупали недешёвые билеты. И да, они-таки действительно любят джазовый мэйнстрим, о чем недвусмысленно свидетельствовала их реакция на происходящее на сцене, аплодисменты в правильных местах, очередь за автографами и услышанные мною на выходе эмоциональные обсуждения саксофониста, пианиста и прочих музыкантов. А молодёжь, стало быть, ходит на какие-то другие концерты.

Stacey Kent (photo © Jean Charles Thibaut)
Stacey Kent (photo © Jean Charles Thibaut)

А на сцене американская певица Стейси Кент (Stacy Kent), номинантка «Грэмми» и обладательница золотых и платиновых альбомов, замечательно пела незаезженные джазовые стандарты (вроде «The Surrey with a Fringe on Top», «I Wish I Were in Love Again»), бразильскую классику (Антонио Карлоса Жобима) в небанальных аранжировках, а также собственные композиции на французском языке. Стейси Кент постоянно живет в Англии и выступает вместе с мужем — саксофонистом, флейтистом, аранжировщиком и продюсером Джимом Томлинсоном (Jim Tomlinson). Первая же сыгранная им фраза не оставила сомнений в том, что его кумир — Стэн Гетц. И конечно, все исполненные аранжировки принадлежат перу Джима. Они, кстати, были отменные! Трио шведского пианиста Клаэса Круны (Claes Crona) прекрасно справилось с их исполнением, особенно если учесть, что это был первый концерт их десятидневного тура по Швеции, и музыканты в таком составе встретились только в день выступления. Лицо Стейси Кент излучало радость и счастье, весь зал радовался вместе с ней. Необычным было и решение исполнить на бис балладу Хоги Кармайкла «Stardust».

Мастерства и таланта певице не занимать, и было бы совсем замечательно, если бы голос Стейси Кент не напоминал актрису Клару Румянову в роли зайца в культовом советском мультсериале. Но ведь в Швеции, кажется, его не показывали?

15 октября

Концерт трио шведского пианиста Яна Лундгрена (Jan Lundgren) проходил в уютном подвале-амфитеатре, называющемся «Театр-студия Ледермана». Этот музыкант вдохновляется творчеством джазовых гигантов-классиков, от Эрролла Гарнера до Оскара Питерсона. Последнему он даже посвятил собственную композицию «Блюз для Оскара» — 12-тактовый блюз с изменённой гармонией. Но он исполняет не только джазовые стандарты. На концерте прозвучали также оригинальные композиции, весьма интересные обработки шведских мелодий с альбома «Шведские стандарты», а также пьесы с альбома «Европейские стандарты», который был номинирован на премию «Грэмми». Настоящим украшением концерта стал выдающийся, на мой взгляд, басист Матиас Свенссон (Mattias Svensson). Его соло были идеально выстроены, в меру виртуозны, а голос его «поющего» контрабаса пробирал до глубины души.

Jan Lundgren Trio
Jan Lundgren Trio

Начало следующего концерта в клубе «Фашинг» произвело на меня удручающее впечатление и чуть не усыпило. Уж больно странные звуки доносились со сцены! Но вскоре — в награду за мое терпение — буквально через несколько минут я уже был горячим поклонником дуэта, в который входят американский гитарист Джулиан Ладж (Julian Lage) и контрабасист Хорхе Рёдер (Jorge Roeder).

Julian Lage, Jorge Roeder
Julian Lage, Jorge Roeder (photo © Alexander Tillheden/Rockfoto)

Клуб был заполнен до отказа — в основном молодыми людьми. Вот, оказывается, какую музыку слушает шведская молодёжь! Она, эта музыка, представляла из себя причудливую смесь из джазового мэйнстрима (стандарт «I’ll Be Seeing You» — один из хитов Ладжа), фри-джаза, кантри, фьюжн, блюза и академической музыки. И если в первом отделении эти стили каким-то образом чередовались, то после перерыва дуэт стал живописать объёмные звуковые полотна крупной формы, в которых квазиклассический эпизод сменяется атональным и дальше развивается в непредсказуемом направлении. Я подумал о том, что музыковедам будет сложно определить стилистическую принадлежность этой музыки, но если не думать об этом, а просто слушать и наслаждаться, то открываются невиданные ранее красоты, которые эти два прекрасных музыканта создают на двух акустических инструментах без каких-либо эффектов-примóчек. В этой музыке отчётливо слышно влияние Пэта Мэтени, Билла Фризелла, Орнетта Коулмана, но не только. Ладж создал свой музыкальный мир, непохожий ни на что, простой и странный, примитивный и непостижимый, аккордовые последовательности в котором не укладываются в обычные представления о джазовой гармонии.

16 октября

Участники этого квартета, по всей видимости, хотели подчеркнуть, что каждый из них — яркая индивидуальность, и назвали ансамбль «Доминик / Даниэльссон / Нордстрём / Рундквист» (Dominique / Danielsson / Nordström / Rundqvist). Все четыре музыканта — действительно мастера, среди них особенно выделяется Палле Даниэльссон — легендарный контрабасист, который хорошо известен как участник европейского квартета Кита Джарретта (и не только). Его сестра Моника Доминик — известная в Скандинавии джазовая пианистка, композитор и актриса. Концерт проходил в маленьком клубе в подвале магазина винтажных виниловых пластинок Plugged Records. Впрочем, зал был полон, публика тепло принимала музыкантов, казалось, что люди хорошо знакомы с их творчеством.

Monica Dominique, Palle Danielsson
Monica Dominique, Palle Danielsson

Программа состояла из авторских пьес Моники Доминик, старых джазовых стандартов (в частности, Палле Даниэльссон очень выразительно сыграл тему «Begin the Beguin», а Доминик — балладу «Some Other Time», где в импровизации весьма изобретательно процитировала Эрика Сати), современных стандартов («Everybody’s Song But My Own» трубача Кенни Уилера (Kenny Wheeler) — сидящий рядом со мной пожилой англичанин неожиданно с гордостью сообщил мне, что был лично знаком с этим замечательным трубачом. Я испытывал некую обиду за выдающихся музыкантов, которые выступают на столь неподобающей сцене. Правда, в таком зале легче создать домашнюю атмосферу, и после концерта очень просто подойти к музыкантам, поговорить с ними, передать привет от московских коллег. Что я и сделал.

17 октября

Вывеска со звукоподражательным названием «Тванг» (Twang) украшает кафе и магазин винтажных гитар на первом этаже (винтаж — модный тренд в Стокгольме; гуляя по городу, постоянно натыкаешься на магазины мебели и предметов интерьера в стиле «середина века»). В его уже совсем индустриальном подвале — маленький клуб. Настолько маленький, что контрабасист играл живым звуком без усиления, и его было прекрасно слышно. Выступал квартет трубача Эрика Палмберга (Erik Palmberg), гостем была виртуозная тромбонистка Карин Хаммар (Karin Hammar). Пианист Антон Дромберг играл на вполне винтажном «Родес-пиано». Отдавая должное мастерству и профессионализму музыкантов, должен заметить, что всё-таки слушать их было скучновато.

Ekdahl / Bagge Big Band
Ekdahl / Bagge Big Band

Следующий концерт этого вечера проходил в театре «Скáла» (не путать с «Ла-Скала»!) недалеко от клуба «Фашинг». В этом театре я обнаружил настоящий концертный зал мест на 400 со сценой, балконом и амфитеатром. Однако — к моему разочарованию — концерт проходил в клубе в подвале (опять в подвале!), в котором мест для зрителей было немногим больше, чем музыкантов на сцене. Выступал Ekdahl / Bagge Big Band («Экдаль/Багге Биг-Бэнд»). Вот по-настоящему прекрасный оркестр! Пер Экдаль и Карл Багге — барабанщик и пианист, которые организовали бэнд. Здесь вообще всё в порядке: очень сильные музыканты-солисты, великолепная ритм-секция, отличные аранжировки. Современное, сочное звучание, яркие импровизации, умелое использование деревянных духовых инструментов. Репертуар — аранжированные музыкантами оркестра любимые всеми композиции современного джаза: «Humpty Dumpty» Чика Кориа, «Butterfly» Хёрби Хэнкока и подобные. Неожиданно зазвучала «Don’t Get Around Much Anymore» в аутентичной аранжировке. После концерта Карл Багге сказал мне, что оркестровку написал саксофонист биг-бэда, стилизовав под раннего Эллингтона. То-то я не мог вспомнить, на каком альбоме Дюка эта аранжировка была записана! Сделано со знанием дела, с любовью к музыке Эллингтона! Удивительно, что эти супер-профессионалы работают в разных местах и специально собираются в свободное время, чтобы поиграть вместе прекрасную музыку, хотя они не получают никакой поддержки от государственных или частных компаний. Поговорив с руководителями этого замечательного оркестра, я мысленно попрощался со Стокгольмским джазовым фестивалем, назавтра уже нужно было улетать домой. Надеюсь, до новых встреч!

Автор и редакция «Джаз.Ру» выражает благодарность директору по маркетингу клуба «Фашинг» и Стокгольмского джазового фестиваля Саре Асплунд. Tack Sara!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.