Русский композитор Игорь Стравинский, Концерт для джазового оркестра: встретимся в Консерватории!

2
Игорь Стравинский (фото около 1946)
Игорь Стравинский (фото около 1946)

на правах рекламы

Семьдесят два года назад, 25 марта 1946 года, в Карнеги-Холле — лучшем академическом концертном зале Нью-Йорка — состоялась премьера нового сочинения, которое русско-американский композитор Игорь Стравинский написал по заказу джазового оркестра. 3 февраля 2019 это произведение на сцене лучшего академического зала российской столицы — Большого зала Московской консерватории им. П.И. Чайковского — впервые исполнит Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова.

По-русски это произведение называют по-разному. Один из наиболее устоявшихся вариантов — «Эбеновый концерт» для кларнета соло и инструментального ансамбля. Оригинальное английское название — «Ebony Concerto». Ebony — по-русски «эбен», чёрное дерево — чрезвычайно плотная и твёрдая сердцевина стволов ряда тропических деревьев, родственников хурмы. Эбен настолько плотный, что тонет в воде, и настолько твёрдый, что при интенсивных механических воздействиях не стачивается годами. Он содержит эфирные масла и потому не гниёт, почти не повреждается от перепадов температуры, и ему не страшны насекомые — древоточцы и термиты. Именно из эбена делают колки и поверхность грифов струнных инструментов — скрипок, виолончелей, контрабасов. И именно из эбена делают чёрные клавиши рояля. Кроме того, в американском английском середины прошлого столетия слово ebony было иносказательным эпитетом, намекавшим на принадлежность чего-то или кого-то к африканской культуре и африканской расе.

Игорь Стравинский впервые заинтересовался афроамериканскими звучаниями в последние годы Первой мировой войны (1918), когда в Европу вместе с американским импровизационным корпусом хлынул поток чёрных музыкантов, зачастую целых оркестров, которые принесли с собой неслыханные ещё в Европе пряные, будоражащие полиритмы регтайма и раннего джаза. Тогда он написал «Историю солдата», «Регтайм для 11 инструментов» и «Регтайм для фортепиано». Отдельные стилистические элементы джаза и буги-вуги рассеяны по многим его работам 1920-30-х гг. Однако вплотную к джазовой эстетике он подступил только в 1945 г., когда получил заказ от джазового оркестра, во главе которого стоял кларнетист Вуди Херман (Woody Herman) — заказ на написание развёрнутого инструментального сочинения в жанре концерта.

Вуди Херман (крайний слева) и Игорь Стравинский (второй слева) на первой репетиции Ebony Concerto
Вуди Херман (крайний слева) и Игорь Стравинский (второй слева) на первой репетиции Ebony Concerto

Игорь Фёдорович рассказывал в те годы, что название концерта относится не к кларнету, на котором играл заказчик (хотя кларнет делается из гренадила — подвида чёрного, то есть эбенового, дерева), а, скорее, вообще к Африке. «Среди джазовых исполнителей, кем я больше всего восхищался тогда, были Арт Тейтум, Чарли Паркер и гитарист Чарли Крисчен — и при этом блюз для меня означал африканскую культуру», говорил Стравинский.

Получив от Вуди Хермана заказ на написание концерта через нотное издательство «Лидс Мьюзик», Стравинский подошёл к делу серьёзно: он послушал записи оркестра Вуди Хермана, чтобы установить возможности исполнителей, и проконсультировался со знакомыми саксофонистами, чтобы понять, какова саксофонная аппликатура (расположение пальцев при игре), от которой зависело, смогут ли саксофонисты джаз-оркестра сыграть его нотный текст. Он решил написать концерт в трёх частях такой продолжительности, чтобы первые две части из трёх (Аллегро модерато и Анданте, написанное в блюзовом строе) умещалась на одну сторону граммофонной пластинки на 78 оборотов в минуту, а третья (Модерато — тема с вариациями) — на вторую. Тогда грампластинки были основным форматом коммерческого распространения музыки, и на одну сторону самого большого, 12-дюймового диска помещалось максимум четыре с половиной минуты музыки. Таким образом, получилось произведение, которое при первой записи на пластинку звучало восемь минут и 45 секунд. В настоящее время типичное исполнение «Эбенового концерта» занимает около девяти минут.

Стравинский написал концерт для солиста-кларнетиста (самого Вуди Хермана) и джаз-оркестра в следующем не вполне обычном составе: два альт-саксофона, два тенор-саксофона, баритон-саксофон, три кларнета (те же музыканты, которые в других частях играют партии альтов и первого тенора), бас-кларнет (тот же музыкант, который в других частях играет на втором тенор-саксофоне), валторна, пять труб, три тромбона, фортепиано, арфа, гитара, контрабас и ударная установка. Валторны и арфы в оркестре Хермана не было, их пришлось нанимать специально для премьерного исполнения и грамзаписи.

Дирижировать на премьере композитор попросил Уолтера Хэндла, в то время второго дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра, но первую репетицию с оркестром Вуди Хермана провёл сам. Херман не был уверен в своей способности сыграть сложную вариацию для кларнета, написанную Игорем Фёдоровичем для последней части концерта, и вообще думал, что композитор написал вовсе не джазовый материал, а «типичного Стравинского», слишком сложного для его музыкантов. О том, что произошло дальше, Херман рассказывал так:

— После первой репетиции мы были так сконфужены, что чуть не плакали, потому что никто не мог толком прочитать свои партии. И тут он (Стравинский. — Ред.) подошёл ко мне, приобнял за плечи и сказал: «Ах, какой у вас чудесный оркестр».

Первая запись «Эбенового концерта» состоялась в Голливуде 19 августа 1946, почти через полгода после премьеры. На записи оркестром Вуди Хермана дирижировал сам Стравинский.

СЛУШАЕМ: оркестр Вуди Хермана исполняет «Эбеновый концерт» Игоря Стравинского, 1946
httpv://www.youtube.com/watch?v=KTCWXqbINBo

Помимо «Эбенового концерта», Большой Джазовый Оркестр трубача Петра Востокова исполнит в Большом зале консерватории оригинальную версию «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина и ряд других произведений, написанных академическими композиторами для джазовых оркестров, либо же джазовыми музыкантами по мотивам академической классики. Полный анонс концерта можно прочитать в более ранней публикации «Джаз.Ру». До встречи в Консерватории!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПродюсер Зев Фелдман стал куратором исторических переизданий на легендарном лейбле Blue Note
Следующая статьяВокалист и гитарист Майк Ледбеттер, сенсация блюзовой сцены-2018, скоропостижно скончался в 33 года
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Стравинский никогда не понимал джаз. Он слушал его академическими (а не джазовыми) ушами и слышал только то, что способен был услышать. Иногда он даже раздражался, когда его спрашивали о джазе. Ну а выполнить заказ для знаменитого оркестра, тем более американского, — это для И.Ф. не проблема, он же был музыкальным конструктором, как он сам себя называл.
    Дальше понимания регтайма Стравинский не пошёл. Уже в 20-е годы он говорил: «Джаз изжил себя».
    Позже: «Джаз не способен привнести в искусство что-то новое». Потом: «Джаз не есть искусство в прямом смысле слова, он не создан на века. Это модное течение и, как таковое, должно неизбежно исчезнуть. Джаз идеально соответствует нашему времени с его склонностью к трюкачеству и эрзацам. Мода превратила джаз в эрзац.»
    1937 год: «Джаз был потрясающе живучим в своё время, но это дела давно прошедших дней».
    В начале 40-х Стравинский говорит про джаз, что услышанное им в последнее время представляет небольшой интерес.
    50-е годы. На вопрос «Что вы можете сказать о современном джазе?» Стравинский отвечает: «То же, что я говорил 20 лет назад».
    «А что вы говорили 20 лет назад?»
    Стравинский: «Я забыл».

    Сюда же можно добавить сравнение Стравинским джаза с мастурбацией, которая ни к чему не приводит.

Добавить комментарий для Хулио Ган Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.