Продюсер Зев Фелдман стал куратором исторических переизданий на легендарном лейбле Blue Note

0
Blue Note
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

8 января на фирме грамзаписи Blue Note приступил к работе новый сотрудник — продюсер из Лос-Анджелеса Зев Фелдман (Zev Feldman). Казалось бы, малозначительная новость, но для ценителей и знатоков джазовой грамзаписи она означает очень многое.

Название Blue Note происходит от «блюзовых нот» — основы характерного звукоряда в джазе (и вообще в афроамериканской музыке), а в логотипе с условным изображением музыкальной ноты обыгрывается двойное значение английского слова blue: оно одновременно означает «печальный» и «синий». «Блю Ноут» — не просто ещё одна какая-то там фирма грамзаписи. Это один из главных лейблов в истории джаза. Созданный в 1939 г. в Нью-Йорке иммигрантами — джазовыми энтузиастами, сбежавшими от нацистского режима из Германии в США, «Блю Ноут» в 1950-60-е годы стал важнейшей коммерческой и, главное, творческой силой, которая сформировала саму эстетику звучания современного джаза той поры до сих пор выступает эталоном звучания всего джазового мэйнстрима в целом. Начиная с первых пластинок «Посланцев джаза» барабанщика Арта Блэйки в середине-второй половине 1950-х, именно продукция Blue Note, документировала наивысшие творческие достижения мэйнстрима: здесь записывались Хорас Силвер, Грант Грин, Бобби Хатчерсон, Джимми Смит, Хэнк Мобли, Ли Морган, Фредди Хаббард, Джо Хендерсон, Кенни Дорэм, Хёрби Хэнкок, Уэйн Шортер и десятки других суперзвёзд джаза, и даже великий саксофонист Джон Колтрейн выпустил один альбом на «Блю Ноут» — один из самых популярных в своей дискографии.

После того, как создатель и глава лейбла Алфред Лайон продал его в 1965, компания вступила в пору упадка. Но, несмотря на отход от мэйнстрима в 1970-е, «Блю Ноут» продолжал время от времени выпускать значительные альбомы крупных джазовых звёзд. Новый этап в её развитии наступил в середине 1980-х, когда каталог и компанию купил концерн EMI и во главе лейбла встал Брюс Ландвалл. Ему удалось не просто «перезапустить» лейбл, но сделать его одной из важнейших сил в джазе конца ХХ и начала нынешнего столетия, привлечь к нему новые артистические силы, ярких новых музыкантов и часть звёзд прежних поколений.

В этот период на протяжении четверти века куратором переизданий исторического материала — сотен важнейших альбомов из истории джаза, накопившихся в каталоге лейбла за несколько десятилетий — был выдающийся продюсер Майкл Кускуна, который создал своего рода индустриальный стандарт высочайшего качества переизданий, как на Blue Note, так и на его собственном лейбле Mosaic Records. О его работе «Джаз.Ру» подробно рассказывал в сентябре 2018, когда Майклу исполнилось 70.

Брюс Ландвалл ушёл в отставку в 2010 г., а в 2012, когда все лейблы EMI поглотила транснациональная корпорация Universal Music Group, президентом легендарного лейбла был назначен Дон Уоз (Don Was) — в прошлом бас-гитарист фанк-роковой группы, а затем успешный продюсер, четырежды лауреат премии «Грэмми». В частности, он продюсировал семь поздних альбомов британской рок-группы Rolling Stones, начиная с «Voodoo Lounge» (1994). Уоз не вполне близок к джазу, но хорошо понимает ценность и значимость исторического каталога легендарного лейбла. Среди новых артистов, пришедших на «Блю Ноут» в последние годы — Роберт Гласпер, Амброуз Акинмусире, Грегори Портер и др.; кроме того, контракты с лейблом подписали также ветераны — Уэйн Шортер (после 45-летнего перерыва!), Чарлз Ллойд, Доктор Лонни Смит и др. В 2019 г. компания отметит своё 80-летие.

Дон Уоз и Зев Фелдман в хранилище мастер-лент лейбла Blue Note (photo © Justin Seltzer)
Дон Уоз и Зев Фелдман в хранилище мастер-лент лейбла Blue Note (photo © Justin Seltzer)

Новый консультант исторических переизданий Blue Note, как и Майкл Кускуна, продолжит работать на собственном лейбле: Зев Фелдман — со-президент калифорнийской фирмы Resonance Records, которая выпускает переиздания исторических альбомов и сделанные в прошлые десятилетия, но ранее не публиковавшиеся записи джазовых музыкантов. На «Резонансе» Фелдман был ответствен за выпуск целого ряда интереснейших работ, среди которых ранее не выходившие записи пианиста Билла Эванса (слушаем подкаст «Джаз.Ру»!), гитариста Гранта Грина (слушаем подкаст «Джаз.Ру»!), а в ближайшее время выйдут никогда не публиковавшиеся концертные записи Билла Эванса («Evans in England: Live at Ronnie Scott’s»), гитариста Уэса Монтгомери (названия релиза пока нет) и общедоступный тираж на компакт-дисках уникальной записи саксофониста Эрика Долфи — никогда ранее не выходившего студийного альбома «Musical Prophet», который в 2018 был выпущен только на виниле ограниченным тиражом и мгновенно стал филофонической редкостью.

На «Блю Ноут» Фелдман будет заниматься главным образом подбором в бездонных архивах лейбла ранее никогда не публиковавшегося материала, записанного легендарными артистами этой компании. В интервью журналу Variety, первым сообщившему о новом назначении Зева, он назвал в первую очередь имена пианиста Маккоя Тайнера, саксофониста Джо Хендерсона, трубачей Ли Моргана и Дональда Бёрда. В сейфах наследников музыкантов и фирм грамзаписи ещё очень много интересного материала, который достоин того, чтобы его услышали сотни тысяч ценителей и знатоков джаза по всему миру. Успехов Зеву Фелдману на новом обширном поприще!

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и продюсер Зев Фелдман на «Джазовом конгрессе» в Нью-Йорке, 7 января 2019 (фото © Наталья Кравченко)
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и продюсер Зев Фелдман на «Джазовом конгрессе» в Нью-Йорке, Линкольн-Центр, 7 января 2019 (фото © Наталья Кравченко)
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМосковский джазовый оркестр Игоря Бутмана открывает свой юбилейный год гастролями по США
Следующая статьяРусский композитор Игорь Стравинский: Концерт для джазового оркестра
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.