Русский композитор Игорь Стравинский: Концерт для джазового оркестра

2
Игорь Стравинский (фото около 1946)
Игорь Стравинский (фото около 1946)

Семьдесят два года назад, 25 марта 1946 года, в Карнеги-Холле — лучшем академическом концертном зале Нью-Йорка — состоялась премьера нового сочинения, которое русско-американский композитор Игорь Стравинский написал по заказу джазового оркестра. 3 февраля 2019 это произведение на сцене лучшего академического зала российской столицы — Большого зала Московской консерватории им. П.И. Чайковского — впервые исполнит Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова.

По-русски это произведение называют по-разному. Один из наиболее устоявшихся вариантов — «Эбеновый концерт» для кларнета соло и инструментального ансамбля. Оригинальное английское название — «Ebony Concerto». Ebony — по-русски «эбен», чёрное дерево — чрезвычайно плотная и твёрдая сердцевина стволов ряда тропических деревьев, родственников хурмы. Эбен настолько плотный, что тонет в воде, и настолько твёрдый, что при интенсивных механических воздействиях не стачивается годами. Он содержит эфирные масла и потому не гниёт, почти не повреждается от перепадов температуры, и ему не страшны насекомые — древоточцы и термиты. Именно из эбена делают колки и поверхность грифов струнных инструментов — скрипок, виолончелей, контрабасов. И именно из эбена делают чёрные клавиши рояля. Кроме того, в американском английском середины прошлого столетия слово ebony было иносказательным эпитетом, намекавшим на принадлежность чего-то или кого-то к африканской культуре и африканской расе.

Игорь Стравинский впервые заинтересовался афроамериканскими звучаниями в последние годы Первой мировой войны (1918), когда в Европу вместе с американским импровизационным корпусом хлынул поток чёрных музыкантов, зачастую целых оркестров, которые принесли с собой неслыханные ещё в Европе пряные, будоражащие полиритмы регтайма и раннего джаза. Тогда он написал «Историю солдата», «Регтайм для 11 инструментов» и «Регтайм для фортепиано». Отдельные стилистические элементы джаза и буги-вуги рассеяны по многим его работам 1920-30-х гг. Однако вплотную к джазовой эстетике он подступил только в 1945 г., когда получил заказ от джазового оркестра, во главе которого стоял кларнетист Вуди Херман (Woody Herman) — заказ на написание развёрнутого инструментального сочинения в жанре концерта.

Вуди Херман (крайний слева) и Игорь Стравинский (второй слева) на первой репетиции Ebony Concerto
Вуди Херман (крайний слева) и Игорь Стравинский (второй слева) на первой репетиции Ebony Concerto

Игорь Фёдорович рассказывал в те годы, что название концерта относится не к кларнету, на котором играл заказчик (хотя кларнет делается из гренадила — подвида чёрного, то есть эбенового, дерева), а, скорее, вообще к Африке. «Среди джазовых исполнителей, кем я больше всего восхищался тогда, были Арт Тейтум, Чарли Паркер и гитарист Чарли Крисчен — и при этом блюз для меня означал африканскую культуру», говорил Стравинский.

Получив от Вуди Хермана заказ на написание концерта через нотное издательство «Лидс Мьюзик», Стравинский подошёл к делу серьёзно: он послушал записи оркестра Вуди Хермана, чтобы установить возможности исполнителей, и проконсультировался со знакомыми саксофонистами, чтобы понять, какова саксофонная аппликатура (расположение пальцев при игре), от которой зависело, смогут ли саксофонисты джаз-оркестра сыграть его нотный текст. Он решил написать концерт в трёх частях такой продолжительности, чтобы первые две части из трёх (Аллегро модерато и Анданте, написанное в блюзовом строе) умещалась на одну сторону граммофонной пластинки на 78 оборотов в минуту, а третья (Модерато — тема с вариациями) — на вторую. Тогда грампластинки были основным форматом коммерческого распространения музыки, и на одну сторону самого большого, 12-дюймового диска помещалось максимум четыре с половиной минуты музыки. Таким образом, получилось произведение, которое при первой записи на пластинку звучало восемь минут и 45 секунд. В настоящее время типичное исполнение «Эбенового концерта» занимает около девяти минут.

Стравинский написал концерт для солиста-кларнетиста (самого Вуди Хермана) и джаз-оркестра в следующем не вполне обычном составе: два альт-саксофона, два тенор-саксофона, баритон-саксофон, три кларнета (те же музыканты, которые в других частях играют партии альтов и первого тенора), бас-кларнет (тот же музыкант, который в других частях играет на втором тенор-саксофоне), валторна, пять труб, три тромбона, фортепиано, арфа, гитара, контрабас и ударная установка. Валторны и арфы в оркестре Хермана не было, их пришлось нанимать специально для премьерного исполнения и грамзаписи.

Дирижировать на премьере композитор попросил Уолтера Хэндла, в то время второго дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра, но первую репетицию с оркестром Вуди Хермана провёл сам. Херман не был уверен в своей способности сыграть сложную вариацию для кларнета, написанную Игорем Фёдоровичем для последней части концерта, и вообще думал, что композитор написал вовсе не джазовый материал, а «типичного Стравинского», слишком сложного для его музыкантов. О том, что произошло дальше, Херман рассказывал так:

— После первой репетиции мы были так сконфужены, что чуть не плакали, потому что никто не мог толком прочитать свои партии. И тут он (Стравинский. — Ред.) подошёл ко мне, приобнял за плечи и сказал: «Ах, какой у вас чудесный оркестр».

Первая запись «Эбенового концерта» состоялась в Голливуде 19 августа 1946, почти через полгода после премьеры. На записи оркестром Вуди Хермана дирижировал сам Стравинский.

СЛУШАЕМ: оркестр Вуди Хермана исполняет «Эбеновый концерт» Игоря Стравинского, 1946

Помимо «Эбенового концерта», Большой Джазовый Оркестр трубача Петра Востокова исполнит в Большом зале консерватории оригинальную версию «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина и ряд других произведений, написанных академическими композиторами для джазовых оркестров, либо же джазовыми музыкантами по мотивам академической классики. Полный анонс концерта можно прочитать в более ранней публикации «Джаз.Ру».

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПродюсер Зев Фелдман стал куратором исторических переизданий на легендарном лейбле Blue Note
Следующая статьяВокалист и гитарист Майк Ледбеттер, сенсация блюзовой сцены-2018, скоропостижно скончался в 33 года
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Стравинский никогда не понимал джаз. Он слушал его академическими (а не джазовыми) ушами и слышал только то, что способен был услышать. Иногда он даже раздражался, когда его спрашивали о джазе. Ну а выполнить заказ для знаменитого оркестра, тем более американского, — это для И.Ф. не проблема, он же был музыкальным конструктором, как он сам себя называл.
    Дальше понимания регтайма Стравинский не пошёл. Уже в 20-е годы он говорил: «Джаз изжил себя».
    Позже: «Джаз не способен привнести в искусство что-то новое». Потом: «Джаз не есть искусство в прямом смысле слова, он не создан на века. Это модное течение и, как таковое, должно неизбежно исчезнуть. Джаз идеально соответствует нашему времени с его склонностью к трюкачеству и эрзацам. Мода превратила джаз в эрзац.»
    1937 год: «Джаз был потрясающе живучим в своё время, но это дела давно прошедших дней».
    В начале 40-х Стравинский говорит про джаз, что услышанное им в последнее время представляет небольшой интерес.
    50-е годы. На вопрос «Что вы можете сказать о современном джазе?» Стравинский отвечает: «То же, что я говорил 20 лет назад».
    «А что вы говорили 20 лет назад?»
    Стравинский: «Я забыл».

    Сюда же можно добавить сравнение Стравинским джаза с мастурбацией, которая ни к чему не приводит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.