Вокалист и гитарист Майк Ледбеттер, сенсация блюзовой сцены-2018, скоропостижно скончался в 33 года

0
Майк Ледбеттер в Санкт-Петербурге, август 2018 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Майк Ледбеттер в Санкт-Петербурге, август 2018 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

В ночь с 21 на 22 января 2019 в своём доме в городе Элгин, штат Иллинойс (далёкий пригород Чикаго), скоропостижно скончался выдающийся блюзовый певец и гитарист Майк Ледбеттер (Mike Ledbetter). Ему было 33 года. Точная причина смерти пока не названа; ряд источников говорит о внезапном эпилептическом припадке, но, по сообщению газеты «Чикаго — Сан Таймс», семья музыканта — его подруга Кэти Кахун и двое их детей — по состоянию на вечер 22 января всё ещё ожидала медицинского заключения по результатам вскрытия.

Майк Ледбеттер в составе современной блюзовой группы The Welch-Ledbetter Connection был главной блюзовой сенсацией последних двух лет. В августе 2018 он триумфально выступил на блюзовом фестивале «Мосты» в Санкт-Петербурге и затем на клубном вечере этого же фестиваля в Москве, снискав горячую любовь российских ценителей блюза — впрочем, как и в каждой стране и каждом городе, где он выступал: Бельгии, Швейцарии, Чехии, Дания, Норвегии, Франции, Германии, плюс большинство блюзовых клубов и фестивалей в США. Ледбеттер — несомненный последователь и творческий наследник яркого и страстного блюзмена 60-х Отиса Раша (см. биографический очерк «Джаз.Ру», вышедший в сентябре 2018, когда Отис ушёл из жизни), но он не копировал великого предшественника: его голос, сформированный годами оперной подготовки, и искусство гитарной игры в стиле «чикагского блюза» были прежде всего его собственными.

Майк Ледбеттер, имевший смешанное происхождение (сам он с грубоватой прямотой говорил «я наполовину чёрный»), олицетворял современный блюз с его дуализмом чёрных корней и белой аудитории. С одной стороны, музыкальные вкусы Майка сформировали и поп-музыка, которую в доме постоянно включала старшая сестра, и унаследованное от отца-афроамериканца знание блюзовой классики: любовь к пластинкам Би Би Кинга привил сыну именно отец, происходивший из семьи Ледбеттер — той самой, которая в первой половине ХХ столетия породила Хадди Ледбеттера, вошедшего в историю блюза и американской фолк-музыки как Ледбелли, «Свинцовое брюхо». С другой стороны, в школе Майк пел в хоре европейскую классическую музыку и так в этом преуспел, что с 16 лет начал профессионально учиться академическому вокалу и до 26-летнего возраста десять лет выступал в оперных постановках и в Элгине, где есть полупрофессиональная оперная труппа, и в Чикагском оперном театре. Мало того: все эти десять лет Ледбеттер не пел ничего, кроме оперы. В блюзовый мир он вошёл только в 2011 г. В Элгине выступала соул-блюзовая группа Kilborn Alley Blues Band, и её вокалист Энди Данкансон пригласил Майка спеть с ними пару песен. В зале присутствовала Кейт Мосс, жена блюзового гитариста Ника Мосса, которая после выступления подошла к Ледбеттеру и пригласила выступить с Ником в Чикаго на следующий день. Вскоре Майк вошёл в состав новой группы Ника Мосса, Nick Moss Band, и проработал в ней почти семь лет, набираясь блюзового мастерства. Именно в эти годы, уже взрослым человеком, он научился играть на гитаре — во что трудно поверить, слушая его записи последних лет, настолько ярко и зрело звучит его игра в чикагской электрической стилистике.

В 2012 г. в жизни Ледбеттера произошла решающая встреча: на джеме в Мемфисе он, успешный ритм-гитарист и бэк-вокалист Nick Moss Band, увидел и услышал гитариста по имени «Монстр» Майк Уэлч (Monster Mike Welch). Он, конечно, знал это имя: Монстр прославился ещё 13-летним как самоучка-вундеркинд и четверть века играл в известной блюзовой группе Sugar Ray And The Bluetones. Но при первой личной встрече на сцене между ними проскочила искра, которая в 2016-м привела к созданию совместной группы The Welch-Ledbetter Connection. Группа буквально метеором ворвалась на изрядно заждавшуюся свежей крови блюзовую сцену. Первый (и теперь уже, увы, единственный) альбом этого коллектива, «Right Place, Right Time», вышедший на лейбле Delta Groove, получил важнейшую жанровую премию, Blues Music Award, за 2018 г. как «Альбом года».

А в конце минувшего года стало известно, что Майк Ледбеттер номинирован на Blues Music Award-2019 в двух категориях — как «Инструменталист-вокалист года» и как претендент на Премию им. Би Би Кинга, плюс к тому The Welch-Ledbetter Connection присутствует в номинации «Лучшая группа года».

Август 2018, Санкт-Петербург: Майк Ледбеттер (слева) и легенда чикагской блюзовой сцены Боб Марголин (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Август 2018, Санкт-Петербург: Майк Ледбеттер (слева) и легенда чикагской блюзовой сцены Боб Марголин (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

«Монстр» Майк Уэлч в августе 2018 не приезжал с Майком Ледбеттером в Россию по причинам, связанным с медициной, но при этом Ледбеттер, по словам Монстра, был исключительно здоровым человеком. Он занимался бодибилдингом и относился к своему физическому состоянию сознательно и серьёзно. Однако судьба не всегда с почтением относится к усилиям человека сохранить своё здоровье. 33 года — слишком рано, слишком несправедливо. Буквально на взлёте. Отзываясь на смерть коллеги и друга, «Монстр» сказал чикагской газете: «Как жаль — я уже не услышу, что он там нового задумал». Вот и нам тоже так же жаль. Беда.
ВИДЕО: The Welch-Ledbetter Connection
httpv://www.youtube.com/watch?v=aIG2NDsEeOU

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРусский композитор Игорь Стравинский: Концерт для джазового оркестра
Следующая статьяХIХ фестиваль «Триумф джаза» пройдёт в Санкт-Петербурге, Туле и Москве. Концерты приближаются!
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.