Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова: к 120-летию Дюка — первый сольник в Светлановском зале

0
Duke Ellington
Duke Ellington
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

♪ 20 апреля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки впервые состоится сольный концерт Большого Джазового Оркестра под управлением трубача Петра Востокова. Концерт посвящён 120-летию со дня рождения Дюка Эллингтона, которое отмечается 29 апреля 2019.

Да, история джаза, далеко перевалившая уже за 100-летний рубеж, как раз сейчас одно за другим предлагает нам череду 120-летий величайших джазменов первой половины ХХ столетия. И мало кто из них заслуживает титул «величайший» в большей степени, чем Эдвард Кеннеди Эллингтон, которого весь мир знает по прозвищу Дюк («Герцог»). 29 апреля 1899 в Вашингтоне родился мальчик, которому суждено было стать одним из важнейших музыкантов двадцатого столетия и уж точно одним из тех, кто своим творчеством набросал, очертил, сформировал, развил и довёл до совершенства не просто один какой-то стиль, а целый вид музыкального искусства — джаз. Дюк Эллингтон был неплохим пианистом, но, право же, не это было главным в его творчестве. Сам он предпочитал говорить, что играет не на рояле, а на оркестре. И это была правда. Он был, наверное, единственным в мире композитором, имевшим возможность написать пьесу, в тот же вечер прослушать её в пробном исполнении своего собственного оркестра, улучшить, подправить и затем играть почти таким же составом оркестра следующие два-три десятка лет, достигая временами буквально космического совершенства. Да что там два-три десятка: некоторые из его оркестрантов, например баритон-саксофонист Гарри Карни, проработали в оркестре Дюка Эллингтона пятьдесят лет, до самой смерти маэстро в 1974 году.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO

Авторское наследие Эллингтона насчитывает более 1000 произведений, большинство из которых составляет золотой фонд джазовой музыки. Многие из них были написаны вместе с соавторами, участниками оркестра: так, легендарную тему «Caravan» придумал тромбонист Хуан Тисол, а пьесу «Take the “A” Train», которой, начиная с 1940 года, оркестр открывал почти все свои выступления, написал пианист и аранжировщик Билли Стрэйхорн — ближайший соратник композитора: Эллингтон называл его «своим вторым “я”».

Большой Джазовый Оркестр
Большой Джазовый Оркестр

В программе, приуроченной к 120-летию со дня рождения Эллингтона, Петр Востоков представит весь спектр музыкального наследия легендарного джазового композитора и бэндлидера: «музыку джунглей» 1930-х, цикл пьес, посвящённых «огнедышащим поездам», попурри на темы знаменитых эллингтоновских баллад, фрагменты из «Шекспировской», «Дальневосточной» сюит, оригинальные обработки классических шедевров («Щелкунчик» Чайковского, «Пер Гюнт» Грига) и многое другое.

В составе Большого джазового оркестра, созданного в 2010 году Петром Востоковым и вокалисткой Дарьей Антоновой — цвет московской джазовой сцены, единомышленники в музыке, выпускники РАМ им. Гнесиных. Специализация оркестра — исторические джазовые партитуры разных эпох, которые музыканты готовят в точном соответствии с манерой и звуком, господствовавшими в джазе в ранние десятилетия его истории. С 2012 года оркестр является резидентом джаз-клуба «Эссе» и постоянным участником российских и международных джазовых фестивалей.

…Да, это специфический оркестр, который не играет ни единой ноты современной авторской музыки. Да, он — репертуарный, то есть создан для исполнения определённого репертуара, в данном случае — классики джазовой нотной литературы, исторических партитур джазовых биг-бэндов разных эпох, от пред-свинговых звучаний 1920-х гг. и классики свинговой эры до жёстких звучаний оркестров 1970-х, вынужденных конкурировать за новую аудиторию с рок-музыкой. Но это истинно современный оркестр, который раз за разом доказывает, что успех неизбежен даже не в «осовремененном» звучании. Что можно исторически точно играть музыку прошедших эпох именно так, как её играли 50, 60, 70 и более лет назад — и звучать совершенно живо и современно, без признаков «музейности». Главное — делать это с искренней любовью; и уж что-что, а это музыканты делают на все сто.

«Джаз.Ру», 2018

20 апреля, 19:00, Светлановский зал ММДМ: Космодамианская набережная, дом 52, строение 8 (м. Павелецкая). Билеты онлайн (300 ₽ — 1200 ₽)

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова исполняет «Cotton Tail» Дюка Эллингтона (соло на тенор-саксофонах: Сергей Баулин и Юрий Севастьянов) на праздновании своего пятилетия в Театральном зале Московского Дома музыки 01.10.2015.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.