На питерском лейбле Rainy Days Records вышел остросюжетный российско-голландский проект Stereobass

0
Хиске Остервейк, Макар Новиков (фото © Евгений Петрушанский)
Хиске Остервейк, Макар Новиков (фото © Евгений Петрушанский)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

26 апреля контрабасист Макар Новиков и вокалистка Хиске Остервейк (Hiske Oosterwijk) выпустили дебютный альбом своего проекта «Stereobass» на петербургском лейбле Rainy Days Records. Объединение современных музыкальных идей, рождённых российскими джазменами и певицей из Нидерландов, даёт новому релизу питерской фирмы грамзаписи пропуск в мультикультурную Европу.

обложка альбома
обложка альбома

Второй интернациональный альбом, вышедший на Rainy Days Records, не изменяет той установки, которая была задана музыкальным продюсером и лицом издательства, выдающимся российским барабанщиком Сашей Машиным — отсутствие каких-либо стилистических ограничений, исследование новых возможностей джаза. Если в качестве лидера первого релиза выступал сам Саша Машин, то в альбоме «Stereobass» обозначенных лидеров двое — голландская вокалистка и актриса Хиске Остервейк и Макар Новиков, по словам Машина — «один из главных басистов в стране в настоящее время».

Музыка нового альбома лежит в остросовременной плоскости, не цепляющейся за старые джазовые нормы. Этот тренд — популярный по обе стороны Атлантики — происходит от рок-баллад XX века, вобравших в себя многообразные возможности джаза. Хиске Остервейк можно считать представительницей подобного жанра авторской песни. Именно она автор непростых в ритмическом и гармоническом плане композиций, которые звучат в естественном балансе с многоязыковыми текстами. Вокалистка использует три языка: английский, французский и редкий фризский, на котором говорят 350 тысяч человек в одной провинции на западе Нидерландов. Но не обязательно быть полиглотом для восприятия историй, которые рассказывает певица в своих песнях: современный, с одной стороны интеллектуальный, с другой — психоделический музыкальный язык пригоден для разговора на темы общечеловеческих ценностей. Тем более, что музыкальная театрализация, к которой склонна вокалистка из Голландии, используется ею в полной мере.

Но у музыкального многогранника Stereobass есть и еще одна плоскость, отраженная в названии диска. Два контрабаса, разбросанные по стереоканалам, выполняют разные функции. Дарья Чернакова — хозяйка «мужского инструмента» — уверенно обеспечивает базу для всех художественных ухищрений своих коллег. Макар Новиков, прошедший хорошую школу современного джаза как в России, так и на родине этой музыки в США, создает многоцветную картину в каждой композиции, используя при этом ещё пикколо-бас и бас-гитару. Взаимодействие нескольких басовых инструментов в джазе тоже имеет свою историю. Можно вспомнить серию SuperBass трёх контрабасистов под эгидой легендарного Рэя Брауна, но еще лучше — исторические записи саксофониста Эрика Долфи, на которых еще в начале 60-х годов прошлого века похожие функции распределялись между контрабасистом Джорджем Дювивье и Роном Картером, игравшим солирующую линию на виолончели.

Cassandra Wilson (photo © Mark Seliger)
Cassandra Wilson (photo © Mark Seliger)

Однако музыкальная басовая вязь на новой пластинке отражает реалии XXI века, которые подчеркивают точные, иногда свободные, порой репетитивные фортепианные формулы Алексея Иванникова. Пианист нового поколения, получивший музыкальное образование в Гнесинской Академии в Москве и в The New School for Jazz and Contemporary Music в Нью-Йорке, уверенно чувствует себя в таком мультистилистичном проекте.

Stereobass представляет одно из современных направлений музыки, базирующейся на вековой истории джаза, но достаточно далеко ушедшей от консервативных представлений о джазовом искусстве как об архивной музыке прошлых поколений.

Михаил Митропольский, джазовый обозреватель

Состав Stereobass: Хиске Остервейк (вокал, композиции, тексты песен), Макар Новиков (контрабас / правый канал, пикколо-бас, бас-гитара), Дарья Чернакова (контрабас / левый канал), Алексей Иванников (рояль, вурлицер-пиано), Саша Машин (барабаны).

альбом в iTunes/Apple Music | альбом в Google Play | альбом на Bandcamp

ВИДЕО: трейлер альбома «Stereobass»

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ в сервисе Яндекс.Музыка

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМини-фест «Альперин»: памяти музыканта
Следующая статьяВ Пензе в девятый раз пройдёт фестиваль Jazz May: Стронг, Греб, Хелбок, Ростоцкий и другие
Михаил Михайлович Митропольский родился в Москве 6 января 1950. В детстве мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона «Юбилейный». С целью реализации детской мечты в 1967 окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность «квантовая радиофизика». Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. Преподаёт историю джаза в Московском колледже импровизационной музыки. С 1989 и по 2016 вёл авторские программы на целом ряде московских радиостанций, в том числе с 2000 по август 2016 — еженедельную программу «Бесконечное приближение» на волнах «Радио России». С 1999 г. постоянный автор «Джаз.Ру», с 2004 — в роли обозревателя нашего издания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.