Рецензия «Джаз.Ру»: Анастасия Лютова «Кому-то нравится джаз»

0
Обложка альбома «Some Like It Jazz»

Как мы уже сообщали, 29 сентября в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится презентация альбома «Some Like It Jazz» — дебютной записи московского ансамбля «Лютый Бэнд», во главе которого стоит певица Анастасия Лютова. Перед презентацией «Джаз.Ру» представляет читателям рецензию на этот альбом, которую написал главный редактор издания Кирилл Мошков.
ПОДРОБНОСТИ О КОНЦЕРТЕ, БИЛЕТЫ, ИНТЕРВЬЮ АНАСТАСИИ ЛЮТОВОЙ

Anastasia Lyutova & The Band «Some Like It Jazz»

Venus Records, 2019

За невозможностью перевести на английский игру слов, на которой построено название ансамбля московской вокалистки Анастасии Лютовой«Лютый бэнд» — на обложке её дебютного альбома, вышедшего сразу аж в Японии, коллектив именуется просто The Band. Может, оно и к лучшему: игра слов забавная, но ирония этой игры кажется немного слишком постмодернистской для коллектива, который играет не ироничный авангард, а искушённый, во всём блеске современной исполнительской школы, но всё же стопроцентно традиционный джазовый мэйнстрим, без единого шажка в область постмодерна. Или…?

Невозможность точно перевести на русский язык английское название альбома — того же порядка. В старинной английской детской считалочке «Гороховая каша» говорится: «Some like it hot, some like it cold, some like it in the pot, nine days old» (кому-то она нравится горячей, кому-то холодной, а кому-то и в горшочке, где стояла девять дней). Вырванные из этого контекста слова «Some Like It Hot», ставшие названием популярнейшего фильма 1960-х с Мэрилин Монро в одной из центральных ролей, на русский язык спокон веку (мы же английских считалочек, как правило, не знаем) переводили пресно и почти бессмысленно: «Некоторые любят погорячее». Впрочем, в советском кинопрокате фильм всё равно шёл под придуманным в нашей стране названием — «В джазе только девушки».

Так вот «Some Like It Jazz», если по смыслу — это вовсе не «Некоторые любят это по-джазовому». Это «Кому-то и джаз нравится»! В эпоху постмодерна, когда традиции подвергаются переосмыслению, каноны — деконструкции, а джаз — многочисленным комбинациям с другими видами музыки (джаз-фьюжн, джаз-кроссовер, джаз-фанк, поп-джаз, латин-джаз, этно-джаз, имя же им легион), смелость признать, что джаз кому-то может нравиться в своём изначальном виде — в форме джазового мэйнстрима, каноны которого окончательно сложились уже более 60 лет назад — это, на самом деле, большая художественная смелость и достойная уважения принципиальная позиция.

Анастасия Лютова и «Лютый бэнд» следуют этому принципу на все сто процентов.

Рабочий момент записи альбома «Some Like It Jazz»
Рабочий момент записи альбома «Some Like It Jazz»

Всего два года назад Анастасия окончила Российскую Академию музыки им. Гнесиных, напоследок завоевав диплом первой степени на конкурсе Gnesin Jazz Voice; но спрос на талантливых вокалисток, владеющих стилем, обладающих вкусом и при этом не копирующих манеру и/или репертуар кого-то из великих джазовых певиц прошлого, так велик, что уже к моменту получения диплома Академии у Лютовой был постоянно работающий ансамбль из лучших столичных инструменталистов, масса выступлений на лучших площадках и фестивалях, и самое главное — репутация.

Репутация той самой вокалистки, которая и стилем владеет во всех тонкостях, и вкусом явно не обделена, и самое главное — обладает собственным творческим лицом. А найти своё лицо в каноническом джазовом мэйнстриме ой как непросто! Это как по лезвию ножа пройти: шаг влево, шаг вправо — и на долгие годы прилипает ярлык «русской Эллы», ну или любой другой великой джазовой вокалистки золотой эры джаза, но только в сугубо отечественном переиздании.

Много ли нужно нам «русских Элл» и вообще «русских переизданий» легендарных исторических певиц? (Я имею в виду — за пределами области корпоративно-ресторанного музицирования). А вот певиц современных, оригинальных, с запоминающимся собственным тембром и манерой и при этом — повторюсь ещё раз! — обладающих вкусом и знающих стиль и канон джазового искусства, хочется видеть побольше. И Анастасия Лютова — как раз такая певица. Причём сложность её положения на эстетической шкале — как раз ещё и в том, что она из России: английский язык, на котором она поёт, очень хорош, но всё же это не родной её язык, что явно добавило трудностей в достижении такого высококачественного результата, каким можно назвать дебютный альбом певицы.

Конечно, этот альбом вряд ли был таким, каким он получился, если бы не «Лютый бэнд». Огромный опыт, глубочайшее знание джазового канона и превосходная, истинно мирового уровня игра пианиста Алексея Подымкина тут только одна, хотя и важнейшая, составляющая. Такого искушённого, отточенного и при том не музейного, не засушенного, а стопроцентно живого, сегодняшнего звучания не было бы, если бы не Сергей Баулин на тенор-саксофоне — мастер-универсал, превосходно владеющий историческими джазовыми стилями и манерами (вспомним хотя бы его участие в «Большом Джазовом Оркестре» Петра Востокова), но при этом прекрасно умеющий играть и современный джаз. И если бы не надёжный и стилистически универсальный контрабасист Владимир Кольцов-Крутов. И, естественно, если бы не Алексей Беккер — лучший барабанщик среди джазовых пианистов. Это не шутка: на этом альбоме есть момент, когда изощрённый барабанщик Алексей Беккер на один трек вдруг превращается в глубокого и мудрого пианиста Алексея Беккера, которого мы знаем по многолетнему сотрудничеству с другой замечательной российской джазовой певицей, Анной Бутурлиной.

Это пьеса Билли Стрэйхорна «Lush Life», не больше, не меньше. Вообще «Эллингтония» — творческое наследие Дюка Эллингтона (а Стрэйхорн четверть века был его правой рукой и вторым, после Дюка, человеком в легендарном оркестре) занимает на альбоме особое место: к вечнозелёной «Атласной кукле» — «Satin Doll», одной из самых исполняемых вокальных тем эллингтоновского репертуара, — тут добавлены два пряных, изящных и гораздо более редких номера — стрэйхорновская «A Flower Is A Lovesome Thing» (с удивительной флейтой специального гостя — Романа Соколова — в аранжировке и в глубоком, проникновенном соло) и написанная самим Дюком «Love You Madly».

Вообще репертуар альбома весьма разнообразен — и моментами мне кажется, что, быть может, даже слишком разнообразен. На него попали фрагменты нескольких наработанных молодой певицей тематических программ, среди которых выделяются два утёса, два мощных пика — «Эллингтония» и песни Джорджа Гершвина. Да, они (как и практически весь материал альбома) представлены не в шаблонных рыночных аранжировках: каждая из хрестоматийных, казалось бы, тем звучит в оригинальной, глубоко проработанной версии, и версии эти не «сняты» с классических записей, а сделаны «от себя» и немало добавляют к оригинальности творческого лица певицы и её бэнда. Но эти два репертуарных блока — очень разные: невольно хочется как бы развести их если не в пространстве, то во времени. Интересные, оригинальные арfнжировки «It Ain’t Necessarily So» и «Fascinating Rhythm» сами по себе прекрасны, обе — готовые хиты, а вторая из двух интересна очень живым, неприглаженным столкновением импровизационного скэта Лютовой и барабанного соло Беккера, но на этом альбоме они воспринимаются вставными номерами, как будто попавшими в подборку из другой записи.

Репертуар при этом отнюдь не исчерпывается Гершвином и Эллингтоном: среди 13 треков альбома есть и вокальная версия заигранного всеми юными саксофонистами в музыкальных школах «Гарлемского ноктюрна», который Анастасия раскрывает с совершенно неожиданной стороны, и узнаваемая самой широкой публикой «Why Don’t You Do Right», неизбывно любимая ещё со времён фильма эпохи Второй мировой войны, в русской версии известного как «Солдатский клуб»: там её пела Пегги Ли с оркестром Бенни Гудмана. Но есть на альбоме не только очевидные хиты, но и потаённые жемчужины, раскрывающиеся не сразу и внимательному слушателю способные дать даже больше, чем вечнозелёные «боевики». И, должен признаться, для автора этих строк они составляют едва ли не главную эстетическую ценность дебютного альбома Анастасии Лютовой. Назову только одну из этих жемчужин: «Out Of The Past» Бенни Голсона с текстом Джона Хендрикса. Остальные, я уверен, вы обнаружите сами.

Несколько технических деталей, важных для некоторых слушателей-аудиофилов. Запись была сделана в Москве, на отличной новой студии CineLab, всего за два дня в октябре 2018. А вот сведение и мастеринг производились в Японии: Venus Records — лейбл аудиофильный, здесь к звуку относятся очень серьёзно. Глава лейбла, Тэцуо Хара — профессиональный аудиоинженер и сам занимается сведением и мастерингом своих релизов. Так было и в этом случае: на обложке альбома упоминается фирменная технология лейбла — Venus Hyper Magnum Sound Direct Mix. О сущности этой технологии специалисты спорят до сих пор: это тайна за семью печатями. Но на выходе — громкий, плотный, ясный и разборчивый звук, который сразу даёт понять, что Хара-сан глубоко почитает работы звукорежиссёра Руди Ван Гелдера на легендарном лейблеBlue Note и с истинно японской серьёзностью и обстоятельностью эмулирует их аналоговое звучание какими-то таинственными цифровыми средствами. Главное, что это работает, и работает хорошо!

АЛЬБОМ В APPLE MUSIC / ITUNES

ВИДЕО: мини-фильм о записи альбома

httpv://www.youtube.com/watch?v=sFy22ltC-4I

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПятый фестиваль «Большой Джем» в Сестрорецке: реально большой джем. Впечатления
Следующая статья«Звери джаза»: 19-летний саксофонист Макар Кашицын — дебютный альбом с международным составом
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.