Джазовые хроники. Российско-эстонский дуэт в Москве на 30-летии «Балтийского пути»

0
Алексей Круглов, Яак Соояэр
Алексей Круглов, Яак Соояэр
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

23 августа в историческом здании посольства Литовской Республики в Москве состоялся вечер, посвященный празднованию 30-летия «Балтийского пути». Вечер прошел при участии послов Литвы, Латвии и Эстонии в России — Ремигиюса Мотузаса, Мариса Риекстиньша и Маргуса Лайдре.

Кульминацией праздника стал концерт, в котором участвовали два известных музыканта своих стран — эстонский гитарист, композитор, основатель Джазовой федерации Эстонии, профессор Таллинской академии музыки Яак Соояэр (Jaak Sooäär) и его московский друг и коллега, саксофонист, композитор, режиссёр, поэт Алексей Круглов. Музыкантов связывает плодотворное сотрудничество на протяжении уже более десяти лет. Со сцены прозвучали слова признательности главному редактору «Джаз.Ру» Кириллу Мошкову за то, что много лет назад он познакомил музыкантов. За эти годы коллеги создали немало разноплановых программ, выступали на фестивалях не только в своих странах, но и в США, Европе, Китае. Алексей выразил сердечную благодарность балтийским странам за творческую дружбу, послам, атташе по культуре и посольствам за постоянную поддержку, рассказал о значимости балтийской культуры в российской культуре — в частности, в музыкальной сфере. Он рассказал о создателях национальной джазовой школы в Литве Вячеславе Ганелине, Владимире Тарасове, Владимире Чекасине, их влиянии на развитие импровизационной музыки в России, поведал о дружбе с литовскими музыкантами нынешнего поколения, среди которых Людас Моцкунас, Аркадий Готесман, Еугениюс Каневичус. Особо романтической частью в рассказе саксофониста было его воспоминание о конкурсе 2000 года «Хрустальная нота» в Стайцеле, где он занял 1-е место — Латвия приняла молодого музыканта очень тепло.

Алексей Круглов, Яак Соояэр
Алексей Круглов, Яак Соояэр
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ГринФест
ГринФест
ГринФест
ГринФест

В концертной части вечера дуэт исполнил произведения из разных программ. Открыла концертную часть вечера композиция «На Тройке» из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года». Аранжировка была написана мэтром российского джаза, композитором Юрием Маркиным. Энергичная пьеса в быстром темпе была исполнена в лучших традициях нео-бопа. Далее последовала композиция, состоящая из первых двух тем пятой симфонии Чайковского — размеренная, пространственная часть сменилась быстрым вальсом, который напомнил прочтение «My Favorite Things» Джона Колтрейна. Скоро музыканты своим эстонско-российским квартетом (в который также входят басист Микхель Мялганд и барабанщик Танел Рубен) будут записывать в Таллине новый альбом с музыкой Петра Ильича. Выпуск релиза планируется московским лейблом ArtBeat Music, издавшим уже несколько альбомов Яака и Алексея. Например, диск с джазовыми прочтениями музыки композиторов петербургской «Могучей кучки» имел на Западе особый успех. По сыгранным музыкантами в этот вечер композициям Чайковского и оригинальности переложения идей нашего великого соотечественника можно судить о грядущем релизе, как о ярком джазовом событии.

В продолжении концерта прозвучали абсолютно контрастные композиции самих музыкантов, которые мгновенно перенесли аудиторию из исторического настоящего в безграничные пространства состояний и импровизации, искрометный юмор и необыкновенные эмоции. Был исполнен и «Поэт» Алексея, уводящий по пути внутреннего поиска, где ностальгия состояний, надрыв устремлений перемежаются с наслаждением покоя и течения времени, и разудалая пьеса Яака «Hygge» (в переводе с датского — «Комфорт»), которая отбросила привычные нам границы понимания комфортного состояния, настаивая на необходимости вовлечённости в её мир элементов сарказма и хаоса. Эта композиция, выдержанная в стилистике фри-джаза, с элементами шоу, даже обращением Круглова к залу, который прямо во время игры посетовал на то, что сопрано саксофон у него «что-то не играет», виртуозной игрой Яака, использовавшего электронику, и Алексея сразу на двух саксофонах, покорила зрителей. «Осенняя песнь» Чайковского, прозвучавшая после датского «Комфорта», напомнила о другой его вариации, в условиях неумолимо приближавшейся осени с её романтикой и волшебными тонами, которые нам дарит природа. Завершала столь душевный и яркий вечер песня Бориса Резника «Пробуждается Балтия», которую исполнил весь зал на трёх языках — литовском, латышском и эстонском. Большое спасибо всем гостям, организаторам, атташе по культуре трех посольств — Инге Видугирите-Пакериене, Димитрию Миронову и Эдгарсу Кактиньшу — за такую добрую, незабываемую атмосферу.

Фото: Посольство Литовской Республики в РФ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.