Легенда российского джаза Николай Левиновский: три четверти века

0
Николай Левиновский (фото © Владимир Коробицын, 2014)
Николай Левиновский (фото © Владимир Коробицын, 2014)
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

14 декабря 2019 отмечает 75-летие известнейший джазовый композитор, аранжировщик, пианист, клавишник — Николай Левиновский.

Молодому поколению слушателей он известен главным образом как музыкальный руководитель, аранжировщик, автор и/или оркестровщик значительной части репертуара Московского джазового оркестра Игоря Бутмана. Но история джазмена Левиновского началась задолго до создания этого оркестра. Николай Яковлевич родился в Саратове в семье оперных артистов, окончил там консерваторию по специальностям «композиция» и «музыковедение». Джазовое образование в СССР в то время получить было негде — точнее, музыканты получали его дистанционно, путём прослушивания программы «Час джаза» ведущего Уиллиса Коновера на радио «Голос Америки», которое на коротких волнах в ночное время было хорошо слышно в Советском Союзе. Посещал «консерваторию Коновера» и Левиновский.

Николай Левиновский, начало 1980-х (фото © Александр Забрин)
Николай Левиновский, начало 1980-х (фото © Александр Забрин)
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Уже в начале 60-х он выступал в Саратове как джазовый пианист. В 1967-69 гг. его квартет с саксофонистом Владимиром Коновальцевым, барабанщиком Виктором Епанешниковым и басистом Николаем Николенко, а также саратовский джаз-оркестр п/у Николая Левиновского становились лауреатами джазовых фестивалей в различных городах СССР. В конце 60-х он переехал в Москву — сначала как пианист, музыкальный руководитель в оркестре Эдди Рознера, затем работал и в других известных коллективах. Его аранжировки исполняли оркестры Олега Лундстрема, Анатолия Кролла и другие известные биг-бэнды. В 1974 г. для концерта памяти Дюка Эллингтона по заказу Лундстрема Левиновский написал аранжировку популярнейшей темы, позывного «Часа джаза» Коновера — «Take the A Train», написанной аранжировщиком оркестра Эллингтона Билли Стрейхорном. Эта аранжировка оставалась в репертуаре оркестра Олега Лундстрема в течение трёх десятилетий и вошла в выпущенный фирмой «Мелодия» в 1976 г. двойной альбом «Памяти мастеров джаза» (в 1997 его эллингтоновская часть вышла также отдельным диском под названием «Памяти Дюка Эллингтона»); исполняли её и другие оркестры.

Пик известности Левиновского — это период с 1978 по конец 1980-х гг., когда он руководил одним из первых профессиональных филармонических джазовых составов советской сцены (и одним из самых популярных джазовых коллективов в СССР) — ансамблем «Аллегро». Этот коллектив специализировался на бурно развивавшейся в те времена стилистике фьюжн, хотя джазовый элемент, особенно в соло духовиков ансамбля, звучал в музыкальной ткани ансамбля постоянно: звуки электронных клавиш и электрогитар не вытесняли джазовый язык.

Николай Левиновский. Середина 1980-х
Николай Левиновский. Середина 1980-х

Помимо постоянных гастролей по Советскому Союзу, ансамбль «Аллегро» участвовал также в международных джазовых фестивалях в Финляндии, Нидерландах, Франции, Германии, Индии, Шри-Ланке, Югославии, Дании, Португалии и других странах. Советская дискография Николая Левиновского включала восемь виниловых LP, разошедшихся тиражами в 40-50 тысяч экземпляров. Один CD («Sphinx», 1986) был издан также в США компанией Mobile Fidelity Sound Lab.

В этом коллективе участвовали выдающиеся советские джазовые солисты той эпохи — трубач Александр Фишер, тромбонист Вячеслав Назаров, саксофонисты Владимир Коновальцев, Александр Закарян, Сергей Гурбелошвили и многие другие музыканты, Именно «Аллегро», кстати, стал последним советским местом работы саксофониста Игоря Бутмана: придя в «Аллегро» в декабре 1984, он сменил альт-саксофон на тенор, на котором с тех пор так в основном и специализируется, и именно из «Аллегро» в 1987 г. отправился на учёбу в колледж Бёркли в США.
ВИДЕО: ансамбль «Аллегро» в телепрограмме «Джазовая панорама» Центрального телевидения СССР (ведущий — народный артист СССР Юрий Саульский). Солируют Александр Фишер, Юрий Генбачёв, Николай Левиновский и 24-летний Игорь Бутман…

С 1990 г. Левиновский живёт в Нью-Йорке. Там его зовут Ник Левиновски (Nick Levinovsky). Перипетии ранних стадий американской истории Левиновского хорошо описаны в его интервью, опубликованном в книге Аркадия Петрова «Джазовые силуэты» (1996): его можно прочитать в старой версии портала «Джаз.Ру». Приходилось и играть на рояле в холле отеля, и аккомпанировать балетным классам, но была и собственная фирма грамзаписи NLO Records, и свой биг-бэнд, и малые составы, которые играли авторскую музыку Левиновского в известных нью-йоркских клубах.

Николай Левиновский на нью-йоркских улицах (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», февраль 2001)
Николай Левиновский на нью-йоркских улицах (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», февраль 2001)

Одним из таких составов — сам лидер на рояле, плюс Шеймус Блэйк (тенор-саксофон), Конрад Хервиг (тромбон), Джин Джексон (ударные) и два «русских американца», трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов — был записан альбом Левиновского «Kind Of Red», выпущенный его лейблом в 2000 году. Как обычно у Левиновского, название непростое: самый популярный альбом великого трубача Майлза Дэйвиса назывался «Kind of Blue», «Своего рода блюз». Ну а русских, как известно, в Америке поголовно записывали в «красные». Вот Николай Левиновский, живущий в Нью-Йорке русский, и назвал альбом и его заглавную пьесу «Своего рода красный», «Kind Of Red».

В середине 2000-х началась работа с биг-бэндом Игоря Бутмана. Саксофонист Бутман и пианист Левиновский нередко пересекались в Америке, в 90-е играли в возрождённом на американской земле составе «Аллегро». В 1996 Бутман вернулся в Россию и в 1999 создал собственный биг-бэнд, и после смерти аранжировщика Виталия Долгова в 2007 г. именно Левиновский стал «музыкальным руководителем», то есть, прежде всего, основным аранжировщиком Биг-бэнда Игоря Бутмана.

Николай Левиновский и Биг-бэнд Игоря Бутмана на фестивале  
«Российские звёзды мирового джаза», март 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»). Слева направо: Антон Баронин, Левиновский, Виталий Соломонов, Игорь Бутман, Дмитрий Мосьпан
Николай Левиновский и Биг-бэнд Игоря Бутмана на фестивале
«Российские звёзды мирового джаза», март 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»). Слева направо: Антон Баронин, Левиновский, Виталий Соломонов, Игорь Бутман, Дмитрий Мосьпан

Уже на фестивале Анатолия Кролла «Российские звёзды мирового джаза» 2007 г., проходившем в в концертном зале Центра Павла Слободкина, оркестр Бутмана сыграл авторские пьесы Левиновского, которыми дирижировал сам автор: «Маленькая фестивальная», «Звонили звоны в Новгороде», «Русская страсть», «Москва в три часа утра» и др. А в 2010 на фестивале «Черешневый лес» в концертном зале им. Чайковского состоялась премьера симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова в джазовой аранжировке Николая Левиновского; запись этого выступления (см. подробный репортаж «Джаз.Ру»), в котором, помимо биг-бэнда Игоря Бутмана, участвовали американские солисты — гитарист Питер Бернстин, трубач Шон Джонс, тромбонист Джеймс Бёртон, вокалистка Кэти Дженкинс — легла в основу альбома «Sheherazade’s Tales», выпущенного лейблом Butman Music Records в 2011 г.

А в 2012 г. оркестр сменил название и статус: теперь это Московский джазовый оркестр. Николай Левиновский не только писал аранжировки для коллектива, но также регулярно гастролировал с оркестром и с квартетом/квинтетом Игоря Бутмана как пианист, пока в 2017 г. его не заменил в этом качестве молодой музыкант Олег Аккуратов.

Николай Левиновский, 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Николай Левиновский, 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ВИДЕО: Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр на фестивале «Джазовые сезоны в Горках Ленинских», июль 2017. Часть 1 из сюиты Николая Левиновского «Жизнь и смерть Карменситы» на темы из оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Соло на струнном альте — Екатерина Асташова, соло на тенор-саксофоне — Игорь Бутман. За роялем — Николай Левиновский.

В 2014 году на Butman Music вышел авторский альбом Николая Левиновского и Московского джазового оркестра «Special Opinion». Музыка Левиновского в его собственных аранжировках прозвучала на альбоме в расширенном составе Московского джаз-оркестра: в его записи участвовали звёзды современного джаз-рока и фьюжн — Дэйв Уэкл на барабанах и Том Кеннеди на электробасу, солировали трубач Рэнди Бреккер (один из легендарных джаз-рокеров Brecker Brothers), гитарист Майк Стерн и саксофонист Билл Эванс (оба — ветераны фьюжн-составов легендарного трубача Майлза Дэйвиса), плюс один из сильнейших электрогитаристов более молодого фьюжн-поколения — Митч Стайн, а также, собственно, сам Игорь Бутман (он на альбоме не только саксофонист, но и продюсер).

Николай Левиновский в студии Avatar, 2013
Николай Левиновский в студии Avatar, 2013

Записал и свёл этот альбом один из самых известных американских звукорежиссёров Джеймс Фарбер на нью-йоркской студии Avatar, одной из лучших в мире для записи джаза и фьюжн.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: слушаем подкаст главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова об альбоме «Special Opinion», 2014.

«Джаз.Ру» желает легендарному российскому джазмену крепкого здоровья и творческого долголетия. С днём рождения, Николай Яковлевич!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.