Хроники российского джаза. Ансамбль «Уральский диксиленд Игоря Бурко»: 50 лет на сцене

0
50-летие «Уральского диксиленда»
50-летие «Уральского диксиленда»

Ансамбль «Уральский диксиленд» завершил 2010-е годы, отпраздновав золотой юбилей — 50 лет с момента основания.

По традиции круглую дату решили отметить в конце года, 5 декабря, непременно на родной сцене Челябинской государственной филармонии — так всегда (или почти всегда) поступал создатель коллектива, народный артист России трубач Игорь Бурко. Он старался соединить именины своего главного творческого детища с днём рождения — 21 декабря. В 2019 году ему исполнилось бы 75. Это обстоятельство, а также тот факт, что годом ранее бэнд осиротел, создали почву для изрядных волнений в Челябинской государственной филармонии, в штате которой «Уральский диксиленд» работает долгие годы. Как всё пройдёт, не будет ли праздник бледнее по сравнению с прошлыми торжествами, окажется ли столь же горячей реакция публики, кого именно пригласить из выдающегося списка друзей, коллег, экс-участников бэнда, в конце концов, как вместить полувековой путь в джазе в рамки одного концерта, — любой из вопросов вызывал острые дискуссии в течение нескольких месяцев. Повышали тревожный градус не только логичные для юбилея такого масштаба непростые организационные задачи, но и реплики бывших участников ансамбля, публично высказывавших своё мнение по всем этим вопросам и иной раз сомневавшихся в том, что диксиленд нынешнего созыва вообще может носить своё имя. Интересно, что особенно громко они зазвучали после того, как Игоря Бурко не стало.

Игорь Бурко, 2014 (фото © Евгения Маркова)
Игорь Бурко, 2014 (фото © Евгения Маркова)

Разумеется, ротация в составе происходит. И главная её причина в 21-м столетии — уход ветеранов коллектива в «небесный оркестр». Мы с болью проводили барабанщика Бориса Савина, пианиста Аркадия Эскина, саксофониста Алексея Тимшина, тромбониста Валерия Заварина, контрабасиста Владимира Риккера, самого Бурко… А если восстановить полный список участников «Уральского диксиленда», то он включит десятки исполнителей! О большинстве из них можно сказать словами Пушкина «иных уж нет, а те далече». Немало музыкантов уехало из Челябинска. Целая группа во главе с Олегом Плотниковым осела в Нидерландах после длительного европейского ангажемента и разрыва с Игорем Бурко, что повлекло создание новой версии ансамбля в 1994 году. Настойчивость Игоря Владимировича, его убеждённая приверженность диксиленду, умение находить единомышленников помогли пройти через годы и невзгоды: несмотря на перемены, организационные проблемы 1990-х, «Уральский диксиленд» не только продолжил существовать, но и развивается, полон планов на будущее, каждый год радует публику премьерами, гастролирует по стране, выступает в первопрестольной, ездит на зарубежные джазовые фестивали. К примеру, за последние два года он побывал в шести странах — Германии, Латвии, Болгарии, Сербии, Израиле, Казахстане; а кроме того, стал участником престижных московских фестивалей Анатолия Кролла «Российские звёзды мирового джаза» и «Джаз под Рождество».

Насыщенная жизнь нынешнего коллектива, поклон в сторону богатого событиями прошлого, разветвлённые профессиональные связи и, наконец, достоинства и заслуги его участников — вот те идейные скрепы, которые необходимо было отразить в сценарии праздничного вечера 5 декабря. При этом концерт должен был сохранить формат сверкающего джазового шоу, ведь у искусства диксиленда исконно праздничный пафос. «Уральский диксиленд» ещё доставит людям много радости», — говаривал Бурко.

Директор ансамбля «Уральский диксиленд», ведущая Наталья Риккер (фото © Надежда Пелымская)
Директор ансамбля «Уральский диксиленд», ведущая Наталья Риккер (фото © Надежда Пелымская)

Желание эмпатически прочувствовать эту самую радость вместе с любимыми джазменами ощутили многие челябинцы: билеты на концерт закончились за 10 дней до события. Те, кому не посчастливилось, пытались скандалить в билетных кассах, просить о помощи знакомых артистов филармонии, но всё было тщетно. Некоторым утешением стало то, что областной телеканал ОТВ транслировал концерт в интернет. Это означало, что в числе его зрителей оказалась фактически вся Челябинская область.

Kickin’ Jass Orchestra начал с выступления в фойе (фото © Надежда Пелымская)
Kickin’ Jass Orchestra начал с выступления в фойе (фото © Надежда Пелымская)

По составу участников концерт вполне мог соревноваться с джаз-фестивалем: поздравить друзей приехали знаменитые московские, петербургские и екатеринбургские коллеги. Вот только провести уличное шествие — стрит-парад — в морозный вечер не представлялось возможным. Соблюсти жанровые законы решили с помощью «прелюдии» в фойе Концертного зала им. С.С. Прокофьева, где собирающуюся публику приветствовали творческие наследники юбиляра — молодёжный ансамбль Kickin’ Jass Orchestra из Екатеринбурга. Их выступление превратилось в лёгкий исторический экскурс по страницам диксиленда. Живым звуком, без какой бы то ни было усилительной аппаратуры, с аутентичными для архаичного джаза тубой, банджо и стиральной доской и, главное, с куражом и задором ребята играли классические темы. Благодаря им улыбаться, подпевать, аплодировать, приплясывать гости вечера начали задолго до основного действа.

Kickin’ Jass Orchestra (фото © Надежда Пелымская)
Kickin’ Jass Orchestra (фото © Надежда Пелымская)

Настроение всеобщей эйфории подхватил и небольшой документальный фильм, с которого начали концерт. Долгая жизнь коллектива, важнейшие события в его биографии: участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1972-м и 1979-м, разнообразные джазовые фестивали, движение идей под руководством музыкальных лидеров Олега Тергалинского, Александра Панафидина, Олега Плотникова, Валерия Сундарева — в юбилейном кино с помощью архивных фотографий и афиш вспомнили о многом. Диксиленд слегка ностальгировал: рассказывать о былых успехах приятно — ровесники всплакнут, а молодёжь будет в курсе.

«Уральский диксиленд» в нескольких поколениях (фото © Надежда Пелымская)
«Уральский диксиленд» в нескольких поколениях (фото © Надежда Пелымская)

Хотя со сцены важнее было заявить о другом: «Уральский диксиленд» жив, здоров и бодр. В новых смокингах с иголочки в марше под бравурные звуки пьесы «South Rampart Street Parade» на сцену вышел весь состав: барабанщик Виктор Риккер, басист Станислав Бернштейн, пианист Константин Щеглов, ветеран ансамбля тромбонист Наиль Загидуллин (в коллективе с 1976 года), рядом с ним — воспитанник Игоря Бурко трубач Иван Пона, кларнетист Сергей Пеньков, саксофонист Дмитрий Перминов, певица Кристина Рыжковская, звукорежиссёры Сергей Юнусов и Леонид Болдинов, возглавил шествие нынешний худрук — гитарист Валерий Сундарев.

Наиль Загидуллин в «Уральском диксиленде» с 1976 года (фото © Надежда Пелымская)
Наиль Загидуллин в «Уральском диксиленде» с 1976 года (фото © Надежда Пелымская)

Долгими овациями, возгласами и радостным свистом встретил их зал. Было очевидно, у Отечества (как минимум, у малой родины) есть свои герои, что не преминули подчеркнуть ведущие вечера — автор этих строк и дебютировавший в роли филармонического конферансье трубач, лидер столичного Moscow Ragtime Band Константин Гевондян. Судя по откликам зрителей, наш дуэт, основанный на контрасте образов, получился удачным: я, как директор ансамбля, вещала о серьёзном, а Костя, талантливый шоумен, шутил, импровизировал, пел и играл на трубе. Впрочем, первая, патетическая часть концерта большого количества шуток не предполагала. Диксиленд чествовали, вручали грамоты, благодарственные письма, цветы, подарки представители областного и городского правительства, музыкальных вузов Челябинска, генеральный консул США в Екатеринбурге Эми Сторроу. Руководство Челябинской филармонии премировало подопечных золотыми знаками отличия тончайшей ювелирной работы. Лимитированным тиражом их специально выпустили к юбилейной дате.

Константин Гевондян и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)
Константин Гевондян и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)

Так с речами, букетами и улыбками пролетел первый час концерта. В словесную вязь за это время вплелась единственная пьеса — вечная «Mack the Knife» Курта Вайля в исполнении студентов эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры под управлением Дмитрия Спирёва.

Студенты эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры (фото © Надежда Пелымская)
Студенты эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры (фото © Надежда Пелымская)

В следующие часы музыкальная программа покатилась уже без остановок. К вящей радости поклонников репертуар наполнили вечнозелёными темами. Почти в каждой по приглашению Валерия Сундарева с именинниками играли гости праздника. В «Sweet Georgia Brown» к нашей духовой секции присоединился московский трубач Пётр Востоков. В пьесе «Just Friends» Джона Кленнера из духовиков оставили только тромбониста Максима Пиганова, москвича поддержала наша ритм-группа.

Максим Пиганов и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)
Максим Пиганов и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)

Кажущаяся спонтанность джем-сешна с бесконечной сменой исполнителей стала одним из главных режиссёрских и композиционных принципов вечера. По этой логике, «неожиданно» в одном из главных диксилендовых хитов «I Found a New Baby» Джека Палмера и Спенсера Уильямса появился питерский саксофонист с челябинскими корнями Лев Орлов. Он очень по-своему, скорее, вне архаичной традиции сыграл соло, однако на фоне упругой аранжировки «Уральского диксиленда» и соло Константина Гевондяна оно вписалось в общую музыкальную картинку.

Лев Орлов (фото © Надежда Пелымская)
Лев Орлов (фото © Надежда Пелымская)

Посвящение Чарли Паркеру «Я вспоминаю Чарли», вероятно, уже тоже можно причислить к классике джаза. Эту пьесу народный артист России Давид Голощёкин сочинил и записал на пластинку в далёкие 1970-е. На юбилее диксиленда он играл её на скрипке в квартете с пианистом Алексеем Подымкиным, Станиславом Бернштейном и Виктором Риккером. А затем было ещё одно трепетное посвящение. И у многих в глазах выступили слёзы, когда зазвучала грустная баллада «Я вспоминаю Игоря» и запела скрипка Голощёкина.

Давид Голощёкин исполняет «Я помню Игоря» (фото © Надежда Пелымская)
Давид Голощёкин исполняет «Я помню Игоря» (фото © Надежда Пелымская)

Не менее выразительным ностальгическим «всполохом» и одним из самых ярких моментов концерта стал старинный госпел «Just a Closer Walk With Thee», для исполнения которого собрались в символическую сборную музыканты разных поколений «Уральского диксиленда»: сопрано-саксофонист Евгений Ханутин, банджист Владимир Конюхов, бас-гитарист Сергей Корезов, барабанщик Андрей Макаров (он нашёл возможность прилететь из далёких Нидерландов!), пианист Антон Бугаев и современный состав коллектива.

Ветераны ансамбля Владимир Конюхов, Сергей Корезов, Андрей Макаров и Евгений Ханутин (фото © Надежда Пелымская)
Ветераны ансамбля Владимир Конюхов, Сергей Корезов, Андрей Макаров и Евгений Ханутин (фото © Надежда Пелымская)

ВИДЕО: Символическая сборная музыкантов разных поколений «Уральского диксиленда» играет пьесу «Just a Closer Walk With Thee». Фрагмент онлайн-трансляции областного телеканала ОТВ

httpv://www.youtube.com/watch?v=7Q4VbhKpYjA

Светлая печаль чередовалась с весельем и дружескими объятиями в набирающем обороты джеме. Нонет Kickin’ Jass Orchestra вышел на сцену к старшим товарищам под звуки песни «All Of Me» Джеральда Маркса и Сеймура Симонса. Пётр Востоков и Константин Гевондян устроили маленькое соревнование трубачей в «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина. Вокальный квартет DV-Show с умелым кокетством спел его же игривую «Cheek to Cheek», а инструментальное трио «Маэстро Аккордеон» вспомнило о лирической пьесе Джозефа Лакалье «Amapola», которую вместе с диксилендом в разудалом танцевальном ритме он играет в спектакле-концерте «Поэзия джаза».

Ансамбль «Маэстро Аккордеон» (фото © Надежда Пелымская)
Ансамбль «Маэстро Аккордеон» (фото © Надежда Пелымская)

Отдадим должное скромности героев вечера. В ходе праздника «Уральский диксиленд» солировал считанные разы — в блюзе «Baby Won’t You Please Come Home» Чарльза Уорфилда и Кларенса Уильямса и в песне «(In My) Solitude». Эта баллада Дюка Эллингтона анонсировала новую программу «Уральского диксиленда» — «From Duke to Beatles», премьера которой запланирована в Челябинской филармонии на 13 марта. Номер красиво срифмовал два дуэта — вокальный и танцевальный — поющих Валерия Сундарева и Кристину Рыжковскую и танцующих под их музыку солистов ансамбля бального танца Екатерину Бабкину и Михаила Герасимова (хореограф Елена Юнусова).

Солисты ансамбля бального танца Екатерина Бабкина и Михаил Герасимов (фото © Надежда Пелымская)
Солисты ансамбля бального танца Екатерина Бабкина и Михаил Герасимов (фото © Надежда Пелымская)

Поиграв со столичными гостями в пьесе «Bourbon Street Parade» Пола Барбарина, пошутив, что пора уже развязать галстуки и пропустить бокал-другой одноимённого напитка, многоликий сводный оркестр «Уральского диксиленда» и его друзей грянул финальным аккордом — ещё одной темой Дюка Эллингтона «C-Jam Blues». Как можно догадаться, такой выбор был не случаен: во-первых, 2019-й — год 120-летия американского гения, и поклон его авторитету обязателен, а во-вторых, это произведение — по сути, простой двенадцатитактовый блюз, универсальный для такого рода сценических встреч.

Финальный «C-Jam Blues» (фото © Надежда Пелымская)
Финальный «C-Jam Blues» (фото © Надежда Пелымская)

ВИДЕО: финальный джем-сешн юбилейного концерта ансамбля «Уральский диксиленд» с участием Давида Голощёкина, Максима Пиганова, Алексея Подымкина, Андрея Макарова и «Kickin’ Jass Orchestra». Фрагмент онлайн-трансляции областного телеканала ОТВ:

httpv://www.youtube.com/watch?v=Rrdt8ADMobc

Не было сомнений в том, что всех присутствующих в зале объединяет чувство гордости за наш уральский джазовый бренд, ощущение собственной биографической привязанности к его творчеству. 50 лет диксиленда — это часть истории города и его жителей, это тысячи концертов на всех площадках Челябинска, включая стадионы, это сотни страниц газетных публикаций, сотни телевизионных и радиопередач, это судьбы музыкантов, которые не побоялись посвятить себя джазу здесь, в российской глубинке.

Поздравления ансамблю летели с разных концов планеты. Юбиляров завалили цветами, зрители, коллеги изливали восторги в соцсетях уже в ходе концерта. Приведу некоторые особенно проникновенные высказывания. «Фантастическим» по настроению юбилей «Уральского диксиленда» назвал художественный руководитель Челябинской филармонии Владимир Ошеров. «У меня нет слов, чтобы выразить чувства и свои, и всех зрителей, — написал он в интернет-посте. — Несколько мировых и европейских величин. Блистательный, неувядающий, почти родной в Челябинске, живая легенда Давид Голощёкин. Когда он заиграл мелодию, посвящённую Игорю Бурко, трудно описать, что было в зале. Суперхаризматичный Константин Гевондян, какой-то уж совсем с небес Пётр Востоков, извлекающий из тромбона какое-то невероятные звуки и пассажи на грани возможного Максим Пиганов, ярчайший супервиртуоз, частый гость у нас, любимец челябинской публики Алексей Подымкин и наш земляк, ставший звездой — Лев Орлов; симпатичные соседи из Екатеринбурга — ансамбль Kickin’ Jass Orchestra. Не хватит слов, чтобы рассказать, как на таком же звёздном уровне выглядели наши земляки…»

Пётр Востоков (фото © Надежда Пелымская)
Пётр Востоков (фото © Надежда Пелымская)

«На редкость был удивительный юбилей! Был Праздник!», — вторил ему руководитель знаменитого ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев. «Великолепно! Компактно! Талантливо! Командно! Изумительно! Ведущие — молодцы!» — отметил профессор Челябинского медуниверситета, меломан Олег Степанов. С ним солидарен и Максим Пиганов: «Было очень атмосферно и приятно. Мы с Давидом Семёновичем вспоминали фестивали диксилендов в Витебске, которые проводились в восьмидесятые. Там тоже очень чётко было всё организовано, а потом фестиваль переродился в «Славянский базар». Принял новую форму, разросся. Уверен, что и ваш фестиваль будет существовать очень долгое время».

Давид Голощёкин (фото © Надежда Пелымская)
Давид Голощёкин (фото © Надежда Пелымская)

Позитивный заряд получили наши новые друзья, которые прилетели нас поздравить из американского города Детройта — президент культурного центра The Carr Center Оливер Рэгсдейл и его супруга Бренда Террелл. Впервые попав в Россию, они сразу очутились в центре страны, у хребта Уральских гор, где, как выяснилось, тоже играют джаз. «С того момента, как мы вошли в Челябинскую филармонию, в воздухе чувствовалось волнение и предвкушение чего-то особенного, — признался мистер Рэгсдейл. — И мы не были разочарованы. Нас заразила энергия музыкантов, певцов и танцоров. Было ясно, что все они вышли на сцену, чтобы отпраздновать юбилей, и показали шоу, которое не скоро забудется. «Уральский диксиленд» прочно встал в качестве музыкального «якоря» вечера. В зале чувствовался взаимообмен различных музыкантов, каждый из которых привносил на сцену свою особую виртуозность, страсть и энергию. Среди полюбившихся нам — женский вокальный квартет, аккордеон и банджо, номер с участием танцоров и, конечно же, невероятный грандиозный финал. Аплодируя, мы с Брендой улыбались, чувствовали себя частью этого сообщества, чувствовали себя так же хорошо, как дома».

Гитарный дуэт Валерия Сундарева и Константина Корчагина (фото © Надежда Пелымская)
Гитарный дуэт Валерия Сундарева и Константина Корчагина (фото © Надежда Пелымская)

Эти впечатления, тёплые рукопожатия с российскими коллегами, перекличка идей и эмоций станут фундаментом новых будущих проектов с участием «Уральского диксиленда». Ведь Атлантический океан мы ещё не пересекали! Столь же вдохновляющими на новые свершения стали гастроли в Москву. Менее чем через три недели, 24 декабря, ансамбль принял участие в фестивале-концерте Анатолия Кролла «Джаз под Рождество» в концертном зале «Зарядье». Его имя оказалось в ряду звёзд российского джаза.

В 2020-м готовится серия новых программ. Для них написаны аранжировки, шьются костюмы. На подходе — виниловый лонгплей «От Москвы до Рио». Словом, жизнь коллектива бьёт ключом. А как иначе прожить следующие полвека?

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.