Хроники российского джаза. Ансамбль «Уральский диксиленд Игоря Бурко»: 50 лет на сцене

0
50-летие «Уральского диксиленда»
50-летие «Уральского диксиленда»
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Ансамбль «Уральский диксиленд» завершил 2010-е годы, отпраздновав золотой юбилей — 50 лет с момента основания.

По традиции круглую дату решили отметить в конце года, 5 декабря, непременно на родной сцене Челябинской государственной филармонии — так всегда (или почти всегда) поступал создатель коллектива, народный артист России трубач Игорь Бурко. Он старался соединить именины своего главного творческого детища с днём рождения — 21 декабря. В 2019 году ему исполнилось бы 75. Это обстоятельство, а также тот факт, что годом ранее бэнд осиротел, создали почву для изрядных волнений в Челябинской государственной филармонии, в штате которой «Уральский диксиленд» работает долгие годы. Как всё пройдёт, не будет ли праздник бледнее по сравнению с прошлыми торжествами, окажется ли столь же горячей реакция публики, кого именно пригласить из выдающегося списка друзей, коллег, экс-участников бэнда, в конце концов, как вместить полувековой путь в джазе в рамки одного концерта, — любой из вопросов вызывал острые дискуссии в течение нескольких месяцев. Повышали тревожный градус не только логичные для юбилея такого масштаба непростые организационные задачи, но и реплики бывших участников ансамбля, публично высказывавших своё мнение по всем этим вопросам и иной раз сомневавшихся в том, что диксиленд нынешнего созыва вообще может носить своё имя. Интересно, что особенно громко они зазвучали после того, как Игоря Бурко не стало.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
Игорь Бурко, 2014 (фото © Евгения Маркова)
Игорь Бурко, 2014 (фото © Евгения Маркова)

Разумеется, ротация в составе происходит. И главная её причина в 21-м столетии — уход ветеранов коллектива в «небесный оркестр». Мы с болью проводили барабанщика Бориса Савина, пианиста Аркадия Эскина, саксофониста Алексея Тимшина, тромбониста Валерия Заварина, контрабасиста Владимира Риккера, самого Бурко… А если восстановить полный список участников «Уральского диксиленда», то он включит десятки исполнителей! О большинстве из них можно сказать словами Пушкина «иных уж нет, а те далече». Немало музыкантов уехало из Челябинска. Целая группа во главе с Олегом Плотниковым осела в Нидерландах после длительного европейского ангажемента и разрыва с Игорем Бурко, что повлекло создание новой версии ансамбля в 1994 году. Настойчивость Игоря Владимировича, его убеждённая приверженность диксиленду, умение находить единомышленников помогли пройти через годы и невзгоды: несмотря на перемены, организационные проблемы 1990-х, «Уральский диксиленд» не только продолжил существовать, но и развивается, полон планов на будущее, каждый год радует публику премьерами, гастролирует по стране, выступает в первопрестольной, ездит на зарубежные джазовые фестивали. К примеру, за последние два года он побывал в шести странах — Германии, Латвии, Болгарии, Сербии, Израиле, Казахстане; а кроме того, стал участником престижных московских фестивалей Анатолия Кролла «Российские звёзды мирового джаза» и «Джаз под Рождество».

Насыщенная жизнь нынешнего коллектива, поклон в сторону богатого событиями прошлого, разветвлённые профессиональные связи и, наконец, достоинства и заслуги его участников — вот те идейные скрепы, которые необходимо было отразить в сценарии праздничного вечера 5 декабря. При этом концерт должен был сохранить формат сверкающего джазового шоу, ведь у искусства диксиленда исконно праздничный пафос. «Уральский диксиленд» ещё доставит людям много радости», — говаривал Бурко.

Директор ансамбля «Уральский диксиленд», ведущая Наталья Риккер (фото © Надежда Пелымская)
Директор ансамбля «Уральский диксиленд», ведущая Наталья Риккер (фото © Надежда Пелымская)

Желание эмпатически прочувствовать эту самую радость вместе с любимыми джазменами ощутили многие челябинцы: билеты на концерт закончились за 10 дней до события. Те, кому не посчастливилось, пытались скандалить в билетных кассах, просить о помощи знакомых артистов филармонии, но всё было тщетно. Некоторым утешением стало то, что областной телеканал ОТВ транслировал концерт в интернет. Это означало, что в числе его зрителей оказалась фактически вся Челябинская область.

Kickin’ Jass Orchestra начал с выступления в фойе (фото © Надежда Пелымская)
Kickin’ Jass Orchestra начал с выступления в фойе (фото © Надежда Пелымская)

По составу участников концерт вполне мог соревноваться с джаз-фестивалем: поздравить друзей приехали знаменитые московские, петербургские и екатеринбургские коллеги. Вот только провести уличное шествие — стрит-парад — в морозный вечер не представлялось возможным. Соблюсти жанровые законы решили с помощью «прелюдии» в фойе Концертного зала им. С.С. Прокофьева, где собирающуюся публику приветствовали творческие наследники юбиляра — молодёжный ансамбль Kickin’ Jass Orchestra из Екатеринбурга. Их выступление превратилось в лёгкий исторический экскурс по страницам диксиленда. Живым звуком, без какой бы то ни было усилительной аппаратуры, с аутентичными для архаичного джаза тубой, банджо и стиральной доской и, главное, с куражом и задором ребята играли классические темы. Благодаря им улыбаться, подпевать, аплодировать, приплясывать гости вечера начали задолго до основного действа.

Kickin’ Jass Orchestra (фото © Надежда Пелымская)
Kickin’ Jass Orchestra (фото © Надежда Пелымская)

Настроение всеобщей эйфории подхватил и небольшой документальный фильм, с которого начали концерт. Долгая жизнь коллектива, важнейшие события в его биографии: участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1972-м и 1979-м, разнообразные джазовые фестивали, движение идей под руководством музыкальных лидеров Олега Тергалинского, Александра Панафидина, Олега Плотникова, Валерия Сундарева — в юбилейном кино с помощью архивных фотографий и афиш вспомнили о многом. Диксиленд слегка ностальгировал: рассказывать о былых успехах приятно — ровесники всплакнут, а молодёжь будет в курсе.

«Уральский диксиленд» в нескольких поколениях (фото © Надежда Пелымская)
«Уральский диксиленд» в нескольких поколениях (фото © Надежда Пелымская)

Хотя со сцены важнее было заявить о другом: «Уральский диксиленд» жив, здоров и бодр. В новых смокингах с иголочки в марше под бравурные звуки пьесы «South Rampart Street Parade» на сцену вышел весь состав: барабанщик Виктор Риккер, басист Станислав Бернштейн, пианист Константин Щеглов, ветеран ансамбля тромбонист Наиль Загидуллин (в коллективе с 1976 года), рядом с ним — воспитанник Игоря Бурко трубач Иван Пона, кларнетист Сергей Пеньков, саксофонист Дмитрий Перминов, певица Кристина Рыжковская, звукорежиссёры Сергей Юнусов и Леонид Болдинов, возглавил шествие нынешний худрук — гитарист Валерий Сундарев.

Наиль Загидуллин в «Уральском диксиленде» с 1976 года (фото © Надежда Пелымская)
Наиль Загидуллин в «Уральском диксиленде» с 1976 года (фото © Надежда Пелымская)

Долгими овациями, возгласами и радостным свистом встретил их зал. Было очевидно, у Отечества (как минимум, у малой родины) есть свои герои, что не преминули подчеркнуть ведущие вечера — автор этих строк и дебютировавший в роли филармонического конферансье трубач, лидер столичного Moscow Ragtime Band Константин Гевондян. Судя по откликам зрителей, наш дуэт, основанный на контрасте образов, получился удачным: я, как директор ансамбля, вещала о серьёзном, а Костя, талантливый шоумен, шутил, импровизировал, пел и играл на трубе. Впрочем, первая, патетическая часть концерта большого количества шуток не предполагала. Диксиленд чествовали, вручали грамоты, благодарственные письма, цветы, подарки представители областного и городского правительства, музыкальных вузов Челябинска, генеральный консул США в Екатеринбурге Эми Сторроу. Руководство Челябинской филармонии премировало подопечных золотыми знаками отличия тончайшей ювелирной работы. Лимитированным тиражом их специально выпустили к юбилейной дате.

Константин Гевондян и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)
Константин Гевондян и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)

Так с речами, букетами и улыбками пролетел первый час концерта. В словесную вязь за это время вплелась единственная пьеса — вечная «Mack the Knife» Курта Вайля в исполнении студентов эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры под управлением Дмитрия Спирёва.

Студенты эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры (фото © Надежда Пелымская)
Студенты эстрадно-джазовой кафедры Челябинского государственного института культуры (фото © Надежда Пелымская)

В следующие часы музыкальная программа покатилась уже без остановок. К вящей радости поклонников репертуар наполнили вечнозелёными темами. Почти в каждой по приглашению Валерия Сундарева с именинниками играли гости праздника. В «Sweet Georgia Brown» к нашей духовой секции присоединился московский трубач Пётр Востоков. В пьесе «Just Friends» Джона Кленнера из духовиков оставили только тромбониста Максима Пиганова, москвича поддержала наша ритм-группа.

Максим Пиганов и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)
Максим Пиганов и «Уральский диксиленд» (фото © Надежда Пелымская)

Кажущаяся спонтанность джем-сешна с бесконечной сменой исполнителей стала одним из главных режиссёрских и композиционных принципов вечера. По этой логике, «неожиданно» в одном из главных диксилендовых хитов «I Found a New Baby» Джека Палмера и Спенсера Уильямса появился питерский саксофонист с челябинскими корнями Лев Орлов. Он очень по-своему, скорее, вне архаичной традиции сыграл соло, однако на фоне упругой аранжировки «Уральского диксиленда» и соло Константина Гевондяна оно вписалось в общую музыкальную картинку.

Лев Орлов (фото © Надежда Пелымская)
Лев Орлов (фото © Надежда Пелымская)

Посвящение Чарли Паркеру «Я вспоминаю Чарли», вероятно, уже тоже можно причислить к классике джаза. Эту пьесу народный артист России Давид Голощёкин сочинил и записал на пластинку в далёкие 1970-е. На юбилее диксиленда он играл её на скрипке в квартете с пианистом Алексеем Подымкиным, Станиславом Бернштейном и Виктором Риккером. А затем было ещё одно трепетное посвящение. И у многих в глазах выступили слёзы, когда зазвучала грустная баллада «Я вспоминаю Игоря» и запела скрипка Голощёкина.

Давид Голощёкин исполняет «Я помню Игоря» (фото © Надежда Пелымская)
Давид Голощёкин исполняет «Я помню Игоря» (фото © Надежда Пелымская)

Не менее выразительным ностальгическим «всполохом» и одним из самых ярких моментов концерта стал старинный госпел «Just a Closer Walk With Thee», для исполнения которого собрались в символическую сборную музыканты разных поколений «Уральского диксиленда»: сопрано-саксофонист Евгений Ханутин, банджист Владимир Конюхов, бас-гитарист Сергей Корезов, барабанщик Андрей Макаров (он нашёл возможность прилететь из далёких Нидерландов!), пианист Антон Бугаев и современный состав коллектива.

Ветераны ансамбля Владимир Конюхов, Сергей Корезов, Андрей Макаров и Евгений Ханутин (фото © Надежда Пелымская)
Ветераны ансамбля Владимир Конюхов, Сергей Корезов, Андрей Макаров и Евгений Ханутин (фото © Надежда Пелымская)

ВИДЕО: Символическая сборная музыкантов разных поколений «Уральского диксиленда» играет пьесу «Just a Closer Walk With Thee». Фрагмент онлайн-трансляции областного телеканала ОТВ

Светлая печаль чередовалась с весельем и дружескими объятиями в набирающем обороты джеме. Нонет Kickin’ Jass Orchestra вышел на сцену к старшим товарищам под звуки песни «All Of Me» Джеральда Маркса и Сеймура Симонса. Пётр Востоков и Константин Гевондян устроили маленькое соревнование трубачей в «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина. Вокальный квартет DV-Show с умелым кокетством спел его же игривую «Cheek to Cheek», а инструментальное трио «Маэстро Аккордеон» вспомнило о лирической пьесе Джозефа Лакалье «Amapola», которую вместе с диксилендом в разудалом танцевальном ритме он играет в спектакле-концерте «Поэзия джаза».

Ансамбль «Маэстро Аккордеон» (фото © Надежда Пелымская)
Ансамбль «Маэстро Аккордеон» (фото © Надежда Пелымская)

Отдадим должное скромности героев вечера. В ходе праздника «Уральский диксиленд» солировал считанные разы — в блюзе «Baby Won’t You Please Come Home» Чарльза Уорфилда и Кларенса Уильямса и в песне «(In My) Solitude». Эта баллада Дюка Эллингтона анонсировала новую программу «Уральского диксиленда» — «From Duke to Beatles», премьера которой запланирована в Челябинской филармонии на 13 марта. Номер красиво срифмовал два дуэта — вокальный и танцевальный — поющих Валерия Сундарева и Кристину Рыжковскую и танцующих под их музыку солистов ансамбля бального танца Екатерину Бабкину и Михаила Герасимова (хореограф Елена Юнусова).

Солисты ансамбля бального танца Екатерина Бабкина и Михаил Герасимов (фото © Надежда Пелымская)
Солисты ансамбля бального танца Екатерина Бабкина и Михаил Герасимов (фото © Надежда Пелымская)

Поиграв со столичными гостями в пьесе «Bourbon Street Parade» Пола Барбарина, пошутив, что пора уже развязать галстуки и пропустить бокал-другой одноимённого напитка, многоликий сводный оркестр «Уральского диксиленда» и его друзей грянул финальным аккордом — ещё одной темой Дюка Эллингтона «C-Jam Blues». Как можно догадаться, такой выбор был не случаен: во-первых, 2019-й — год 120-летия американского гения, и поклон его авторитету обязателен, а во-вторых, это произведение — по сути, простой двенадцатитактовый блюз, универсальный для такого рода сценических встреч.

Финальный «C-Jam Blues» (фото © Надежда Пелымская)
Финальный «C-Jam Blues» (фото © Надежда Пелымская)

ВИДЕО: финальный джем-сешн юбилейного концерта ансамбля «Уральский диксиленд» с участием Давида Голощёкина, Максима Пиганова, Алексея Подымкина, Андрея Макарова и «Kickin’ Jass Orchestra». Фрагмент онлайн-трансляции областного телеканала ОТВ:

Не было сомнений в том, что всех присутствующих в зале объединяет чувство гордости за наш уральский джазовый бренд, ощущение собственной биографической привязанности к его творчеству. 50 лет диксиленда — это часть истории города и его жителей, это тысячи концертов на всех площадках Челябинска, включая стадионы, это сотни страниц газетных публикаций, сотни телевизионных и радиопередач, это судьбы музыкантов, которые не побоялись посвятить себя джазу здесь, в российской глубинке.

Поздравления ансамблю летели с разных концов планеты. Юбиляров завалили цветами, зрители, коллеги изливали восторги в соцсетях уже в ходе концерта. Приведу некоторые особенно проникновенные высказывания. «Фантастическим» по настроению юбилей «Уральского диксиленда» назвал художественный руководитель Челябинской филармонии Владимир Ошеров. «У меня нет слов, чтобы выразить чувства и свои, и всех зрителей, — написал он в интернет-посте. — Несколько мировых и европейских величин. Блистательный, неувядающий, почти родной в Челябинске, живая легенда Давид Голощёкин. Когда он заиграл мелодию, посвящённую Игорю Бурко, трудно описать, что было в зале. Суперхаризматичный Константин Гевондян, какой-то уж совсем с небес Пётр Востоков, извлекающий из тромбона какое-то невероятные звуки и пассажи на грани возможного Максим Пиганов, ярчайший супервиртуоз, частый гость у нас, любимец челябинской публики Алексей Подымкин и наш земляк, ставший звездой — Лев Орлов; симпатичные соседи из Екатеринбурга — ансамбль Kickin’ Jass Orchestra. Не хватит слов, чтобы рассказать, как на таком же звёздном уровне выглядели наши земляки…»

Пётр Востоков (фото © Надежда Пелымская)
Пётр Востоков (фото © Надежда Пелымская)

«На редкость был удивительный юбилей! Был Праздник!», — вторил ему руководитель знаменитого ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев. «Великолепно! Компактно! Талантливо! Командно! Изумительно! Ведущие — молодцы!» — отметил профессор Челябинского медуниверситета, меломан Олег Степанов. С ним солидарен и Максим Пиганов: «Было очень атмосферно и приятно. Мы с Давидом Семёновичем вспоминали фестивали диксилендов в Витебске, которые проводились в восьмидесятые. Там тоже очень чётко было всё организовано, а потом фестиваль переродился в «Славянский базар». Принял новую форму, разросся. Уверен, что и ваш фестиваль будет существовать очень долгое время».

Давид Голощёкин (фото © Надежда Пелымская)
Давид Голощёкин (фото © Надежда Пелымская)

Позитивный заряд получили наши новые друзья, которые прилетели нас поздравить из американского города Детройта — президент культурного центра The Carr Center Оливер Рэгсдейл и его супруга Бренда Террелл. Впервые попав в Россию, они сразу очутились в центре страны, у хребта Уральских гор, где, как выяснилось, тоже играют джаз. «С того момента, как мы вошли в Челябинскую филармонию, в воздухе чувствовалось волнение и предвкушение чего-то особенного, — признался мистер Рэгсдейл. — И мы не были разочарованы. Нас заразила энергия музыкантов, певцов и танцоров. Было ясно, что все они вышли на сцену, чтобы отпраздновать юбилей, и показали шоу, которое не скоро забудется. «Уральский диксиленд» прочно встал в качестве музыкального «якоря» вечера. В зале чувствовался взаимообмен различных музыкантов, каждый из которых привносил на сцену свою особую виртуозность, страсть и энергию. Среди полюбившихся нам — женский вокальный квартет, аккордеон и банджо, номер с участием танцоров и, конечно же, невероятный грандиозный финал. Аплодируя, мы с Брендой улыбались, чувствовали себя частью этого сообщества, чувствовали себя так же хорошо, как дома».

Гитарный дуэт Валерия Сундарева и Константина Корчагина (фото © Надежда Пелымская)
Гитарный дуэт Валерия Сундарева и Константина Корчагина (фото © Надежда Пелымская)

Эти впечатления, тёплые рукопожатия с российскими коллегами, перекличка идей и эмоций станут фундаментом новых будущих проектов с участием «Уральского диксиленда». Ведь Атлантический океан мы ещё не пересекали! Столь же вдохновляющими на новые свершения стали гастроли в Москву. Менее чем через три недели, 24 декабря, ансамбль принял участие в фестивале-концерте Анатолия Кролла «Джаз под Рождество» в концертном зале «Зарядье». Его имя оказалось в ряду звёзд российского джаза.

В 2020-м готовится серия новых программ. Для них написаны аранжировки, шьются костюмы. На подходе — виниловый лонгплей «От Москвы до Рио». Словом, жизнь коллектива бьёт ключом. А как иначе прожить следующие полвека?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.