Изучим альбом: записки джазового слушателя. Marcus Miller «M²»

0
обложка альбома
обложка альбома
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

В 15 лет мне в руки попал свежий альбом Маркуса Миллера «» (произносится «Эм скуэрд». — Ред.; Telarc, 2001). Я слушал его по кругу всю ночь, проспал будильник и опоздал в школу. Зато мне было что рассказать одноклассникам.

Маркус Миллер — один из важнейших бас-гитаристов джаза и окрестностей, владеющий кларнетом, бас-кларнетом, саксофонами, гитарой и клавишными. В начале 80-х годов сам Майлз Дэйвис пригласил юного Маркуса в свою группу, и Миллер стал автором нескольких его поздних альбомов. Параллельно Маркус продюсировал записи других звезд и закладывал фундамент сольной карьеры.

«M²» — архитектурный шедевр, возведённый на перекрёстке джаза, фанка, хип-хопа, R&B, госпела, drum’n’bass и новой волны.

Миллер мастерски выстраивает драматургию. За тестостероновым напором первой пьесы, «Power», следует разрядка — прохладная интерпретация «Lonnie’s Lament» Джона Колтрейна. Её грубый хип-хоповый бит контрастирует с кружевной флейтой Хьюберта Лоуза и элегантным соло Брэнфорда Марсалиса на сопрано-саксофоне.

Маркус Миллер в Москве, 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Маркус Миллер в Москве, 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

«Boomerang» — томный R&B-ноктюрн в «вальсовых» трех четвертях, а «Nikki’s Groove» — весёлое и нежное посвящение дочери Маркуса. Здесь бас вволю резвится, а саксофон, я уверен, изображает девочку, чьим именем названа композиция.

«Goodbye Pork Pie Hat», написанная контрабасистом Чарльзом Мингусом в 1959 году, стряхивает траурность оригинала. Фортепиано Хёрби Хэнкока следует за басом, ведущим тему, но при этом ухитряется разбирать и собирать гармонию, как кубик Рубика.

В кавер-версии «Burning Down the House» группы Talking Heads гитарист Хайрам Буллок с заметным удовольствием оттягивает ритм, а Кенни Гарретт выдаёт раскалённое соло на альт-саксофоне.

Пьеса «Three Deuces» написана специально для саксофониста Джеймса Картера, одарённого пижона, нередко бравирующего техникой во вред музыке. Но здесь его выкрутасы очень кстати, и это многое говорит о таланте Миллера как автора и продюсера.

После финальной композиции не торопитесь выключать плеер: к терпеливым вернется «Бумеранг».

Эту пластинку я взял бы на необитаемый остров.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.