Анна Королёва и её «Океан внутри»: интервью о том, как саксофонистка стала пианисткой (или наоборот)

0
Анна Королёва
Анна Королёва (фото автора)

Новый двойной авторский альбом, который выпустила на лейбле ArtBeat Music московский джазовый музыкант Анна Королёва, называется «Ocean Inside» — «Океан внутри».

обложка альбома
обложка альбома

Мы с осторожностью называем Анну просто «музыкантом», потому что у неё много разных музыкантских специальностей. В 2000 г. на большой московской джазовой сцене — III фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» — 21-летняя тогда Королёва, приехавшая в Москву из Краснодара учиться в Государственной классической академии им. Маймонида, дебютировала как саксофонистка; так её в основном и воспринимали, и когда в 2004 г. заместитель главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева делала первое в нашем издании интервью с Анной Королёвой, эта беседа формировала у читателя образ прежде всего саксофонистки — пусть и увлечённо пишущей музыку, включая и симфонические опыты. Однако затем Королёва начала столь же увлечённо петь, а ещё год за годом представляла яркие совместные проекты с самыми разными музыкантами. Например, запомнилось «трио с дуэтом» — Анна Королёва на саксофоне и участники дуэта «Белый Острог» / Two Siberians Юрий Матвеев на гитаре и Артём Якушенко на скрипке; этот состав впечатляюще выступал на джазовых фестивалях по всей России в 2015 г.

И вот — новый поворот: теперь Анна Королёва много и с удовольствием выступает и как джазовая пианистка.

С момента московского дебюта Королёвой прошло 20 лет. В её дискографии — пять альбомов: «All Right, OK, You Win» (Evergreen Records, 2006) и четыре релиза на ArtBeat Music: двойной «Воздух времени», состоявший из двух почти самостоятельных частей — «Камергерский переулок» и «Песня для саксофона» (2103), «Московский скверик», выпущенный с приложением музыкального фильма на DVD (2014), «Импровизации из чемодана» (2017) и новый «Океан внутри» (2019). Альбом вновь двойной и состоит из весьма контрастных разделов. На первом диске, «Piano Birds» (в русской версии название другое — « Городские грёзы») Анна предстаёт как экстатически-яркая пианистка, явно находящаяся под влиянием современных пианистов преимущественно афрокубинского джазового направления. На втором, «Песни русского Севера», она не только играет на фортепиано, но и поёт — причём поёт русский фольклорный материал, явно стремясь не столько к тому, чтобы «оджазировать» народную песню, сколько к максимальной контрастности аутентичного представления фольклорного вокала и джазовой гармонической основы, которую создаёт она сама и два её партнёра — контрабасистка Дарья Чернакова и барабанщик Вартан Бабаян.

Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора)
Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора)

В день, когда Анна в очередной раз представила в Клубе Алексея Козлова программу этого альбома, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков побеседовал с артисткой о её новой работе. Интервью можно посмотреть здесь на видео, а можно и прочитать в виде текста чуть ниже.

ВИДЕО: Интервью Анны Королёвой + исполнение русской народной песни.
Участвуют: Анна Королёва — фортепиано, вокал; дочь Анны — Лана (вокал, фольклорная дудка), Дарья Чернакова — контрабас, Вартан Бабаян — ударные.

Скажи, пожалуйста, как так получилось, что к твоим многочисленным музыкальным специальностям (мы тебя знаем как саксофонистку и как вокалистку) добавилось ещё фортепиано, как произошла эта перестановка в твоей жизни?

— Спасибо за вопрос: он помогает мне сейчас, на самом деле, тоже разобраться в этих вещах. Когда ты служишь музыке так, как это дóлжно, и порой не понимаешь, почему — я и не задаю этих вопросов. На самом деле, если серьёзно говорить, я на пианино раньше всех инструментов начала играть: с трёх лет. То есть я саксофон гораздо позже взяла, и у меня к пианино всегда была любовь страшная вообще. Мне кажется, что я просто органичным образом доросла до того момента, когда это уже не могло оставаться внутри и уже срочно должно было как-то через руки выходить наружу. То есть это не по приказу, а по органичной нужде, так сказать.

Альбом «Ocean Inside», я так понимаю, состоит из двух частей. Расскажи подробнее о том, как он построен.

— Да, двухчастный альбом. И первая часть называется «Городские грёзы». Это то, что волнует нас сегодня, это разные грувы, на основе которых мы играем свободную политональную импровизацию, в которой есть элементы и от бибопа, и от фьюжн, и от барокко. То есть мы миксуем это, экспериментируем, но в понятной простой форме, на которую сегодня мы откликаемся. Это всё одновременно городское, замешанное на множестве стилей, то есть это полистилистическая программа.

ВИДЕО: Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян — «Ocean Inside» (Королёва). Клуб Алексея Козлова, 15 декабря 2019

А вот [вторая часть], «Песни русского Севера»… Дело в том, что фольклор и этническую культуру я люблю с детства, это просто у меня в крови. И мне всегда очень хотелось выразить своё отношение к этой музыке так, как можем мы — как джазовые музыканты. И однажды на портале «Культура» (кстати, они молодцы, что у них в свободном доступе есть записи, сделанные в экспедициях)… Если честно, я когда услышала — сошла с ума. А началось всё с того, что я стала искать ту самую деревню, где родилась моя бабушка. Мне очень хотелось раскопать, где она находится, существует она или нет, потому что у меня все родственники как раз с русского Севера, и все крестьяне. Это началось с личного интереса.

И когда я услышала эти записи, всё произошло само собой — просто потому, что это очень запало мне сильно в душу, и эти песни стали просто выражаться через джазовое мышление, хотя, на самом деле, я уже давно не делю музыку на стили. Чтобы музыку не делить, нужно просто её всю пропустить через сердце. Мощность — в целом: по крайней мере, так нам проще это воспринять.

Лана и Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян
Лана и Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян

альбом в Apple Music | альбом в Spotify

СЛУШАЕМ: альбом Анны Королёвой «Ocean Inside» в сервисе Яндекс.Музыка

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяКонкурс «Arena Moscow Night. Наш джаз» в поиске новых звёзд российской джазовой сцены
Следующая статьяЕвгений Лебедев «Меньше нот, больше смысла». Видеокурс по импровизации Lanote Online
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.