Изучим альбом: записки джазового слушателя. Daniel Herskedal «Voyage»

0
Daniel Herskedal (photo © Aga Tomaszek)
Daniel Herskedal (photo © Aga Tomaszek)
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Говорят, что туба нелепа. Что тубисты — несчастные люди, которые посвятили жизнь не музыке, а какому-то утробному ворчанию. Что инструмент тяжёл на подъём и приковывает хозяина к дому.

Норвежец Даниэль Херскедаль разбивает эти стереотипы вдребезги. Его альбом «Voyage» (Edition, 2019) — не только каталог возможностей тубы, но и яркий путевой дневник. Вернее, судовой журнал.

обложка альбома
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

«Batten Down the Hatches» («Задраить люки»), командует Херскедаль и отправляется в путешествие. Любой, кто хоть раз ходил под парусом, услышит в аранжировке знакомые образы. Басовая партия тубы — движение лодки, унисон альта и бас-трубы Херскедаля — встречный ветер, фортепиано — вода под килем, а перкуссия — волны, заливающие палубу.

Вместе с Херскедалем на борт поднялись пианист Эйольф Дале, перкуссионист Хельге Андреас Норбаккен и Бергмунд Вол Скаслиен (скрипичный альт). Команда крепко сшита. Каждый занят своей партией, а все вместе — общим делом. И никто не пытается пролезть в капитаны.

Даниэль Херскедаль — талантливый композитор. Его музыка сложна, но понятна и цельна. А главное, она фантастически красива.

В нежных пьесах «Cut and Run» и «Horizon» слышна романтика открытий. «The Mediterranean Passage In The Age Of Refugees» полна смутной тревоги перед лицом стихии. Ближневосточный струнный инструмент с двусмысленным для русского уха названием уд, на котором играет сириец Маэр Махмуд, — хрупкий плот беженцев в Средиземном море. Туба сгущает тучи. Далекий гром перкуссии — предвестник шторма.

На верфи в Чатеме («Chatham Dockyard»), которая несколько веков была центром британского военного судостроения, мы слышим прошлое кораблей, стоящих на приколе. Барабан отбивает марш, а бас-труба и струнный альт вяжут морские узлы, готовясь к сражению, в которое ближе к концу вступают фортепиано и ударные. В этой музыке угадывается влияние «Старого замка» Мусоргского.

Херскедаль изумительно точно передает и красоту полёта чаек («The Gulls Are Tossed Paper in the Wind»), и нерв спасательной операции («Rescue-at-sea Operations»), и вращение прожектора старого маяка, обреченного на одиночество («The Lighthouse»).

На этой пластинке джазовая гармония, фразировка, импровизация крепко сплелись с характерной скандинавской холодностью, восточными и академическими влияниями.

В свои 38 лет Даниэль Херскедаль — зрелый мастер, который считается одним из лучших джазовых тубистов. Интересно, что об этом думают его соседи во время карантина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.