Джазовые значки, выпуск №5: роемся в коллекции В.Б. Фейертага

0
значки 1981
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 5. Днепропетровск, начало 80-х; «Осенние ритмы»-80 и -81; Калининград-82

значок

Днепропетровск, 1981. Фестиваль назывался «Джаз-81» (с 1987 г. фестиваль стал называться «Джаз на Днепре»), и проводился он в начале октября. Точные даты не помню. Я входил в состав жюри, председательствовал Алексей Баташёв.

значок
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Лауреатами стали ансамбль «Медео» из Алма-Аты и квартет «Кредо» днепропетровского пианиста Олега Косько. Я не оспаривал такое решение жюри, но для себя я открыл двух музыкантов — очень талантливого студента местного музыкального училища Андрея Кондакова и изумительного руководителя вокального ансамбля «Гамма» Михаила Цыгуткина.

значок

В 1980 году с согласия министерства культуры РСФСР у осеннего джазового фестиваля в Ленинграде появилось название «Осенние ритмы». Художник Сергей Богданов изготовил значок, дизайн которого продержится несколько лет. Установилась форма фестиваля — пять дней и семь концертов: по субботам и воскресеньям, кроме вечерних, были и дневные концерты. «Открытием» стало одесское трио Юрия Кузнецова. Пианист в те годы ещё играл весьма традиционно, но в его программе возникали непредсказуемые драматургические ходы и проявлялся неуёмный раскованный артистизм, которого так не хватало нашим ленинградским рыцарям мэйнстрима. С любопытством было воспринято и первое выступление на ленинградском фестивале группы «Архангельск». Всё это происходило во Дворце культуры им. Капранова, и с аншлагом (в зале в то время было 1400 мест; организатором фестиваля выступал Ленконцерт, а художественным руководителем — автор этих строк, Владимир Борисович Фейертаг. — Ред.).

значок

Снова Ленинград, 1981 год. Тот же Дворец культуры им. Капранова: я до сих пор не знаю, кто это такой! (Революционер, в 1910-е гг. — руководитель петроградского профсоюза кожевников. — Ред.) Семь концертов с 11 по 15 ноября. Сроки выбраны не случайно. Пусть пройдут государственные праздники — 7 ноября день Октябрьской революции, а 10 ноября — День милиции. После этого власти как бы расслаблены и не успевают обратить внимание на ту музыку, которую играют музыканты… Кстати, обнаруживаю недовольных. Любители нового джаза считают, что надо ежегодно приглашать Трио Ганелина, группу «Архангельск» и сокращать выступления диксилендов, Давида Голощёкина и прочих представителей мэйнстрима. Но когда на сцене появляется Ганелин с Чекасиным и Тарасовым, я наталкиваюсь в фойе на группу «квадратовцев». Барабанщик Валерий Мысовский, улыбаясь, говорит мне: «Володя, но ты-то понимаешь, что это не джаз?» Развивая тему недовольства, глава джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес в те же годы создаёт весенний альтернативный фестиваль «Джаз на Неве», в котором участвуют преимущественно диксиленды, а Александр Кан, напротив, развивает мысль о создании авангардного фестиваля «Открытая музыка». И я иногда выступаю на всех фестивалях как ведущий. Ну чем не анекдот?

значок

Это значок из Калининграда. Дворец моряков, расположенный в центре города, в бывшей прусской бирже, несколько раз становился площадкой для местных джазовых фестивалей. Лучшего зала музыканты найти не могли. Напомню, что зал Калининградской филармонии находится в лютеранской церкви. Там маленькая сцена перед большим органом, и помещение не терпит присутствия современной аппаратуры. Несколько раз там играли джазмены, и я был свидетелем полного дискомфорта, как бы долго и тщательно не проводились саундтреки. А вообще-то в Калининграде в 80-е годы было несколько джазовых центров. Сначала музыканты объединились в стильный биг-бэнд «Ритм», который возглавлял элегантный саксофонист Сергей Гурбелошвили. Затем лидерство перешло к талантливому трубачу Виктору Авдееву. Отдельно существовали диксилендо-мэйнстримовские проекты активного тромбониста Максима Пиганова. Последним лидером джазового движения стал гитарист и аранжировщик Борис Юрьев. Насколько я помню, джаз-клубы возникали, распускались и снова возникали.

Значок уводит нас в 1982 год. Что именно происходило в то время в Калининграде, я точно не знаю. В 90-е годы вся музыкальная жизнь подчинилась сильному, сообразительному местному музыкальному обществу, я помог организовать три-четыре фестиваля, привозил в Калининград группу «Дайджест», Давида Голощёкина, кого-то из Москвы и даже из Германии и Нидерландов. Но джаз-клуба уже не было.

Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

Предыдущая статьяИзучим альбом: записки джазового слушателя. Daniel Herskedal «Voyage»
Следующая статьяНовый альбом. Саксофонист Азат Баязитов выпустил на Rainy Days Records авторскую работу
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 27 декабря 2019 Владимиру Борисовичу исполнилось восемьдесят восемь лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.