Главные альбомы: пианист Алексей Подымкин о записях, сформировавших его вкусы и пристрастия в джазе

1
Алексей Подымкин (фото © Владимир Волков)
Алексей Подымкин (фото © Владимир Волков)

Много недель подряд джазовые круги в социальных сетях волнами обходит «флэшмоб», в рамках которого музыканты рассказывают о десяти альбомах, сформировавших музыкальные вкусы каждого из них. В изначальных правилах возникшего в марте 2020 «флэшмоба» было прописано, что выкладывать на своих страницах в соцсетях нужно только обложки этих альбомов, без комментариев. Но многие, конечно, не удержались и принялись делиться воспоминаниями и впечатлениями от своих «самых главных альбомов». Пианист Алексей Подымкин сделал это настолько впечатляюще, что редакция «Джаз.Ру» не могла не предложить ему опубликовать очерки о любимых альбомах на наших страницах. Спасибо Алексею, что согласился!

Сегодня — первый выпуск (из 10).

Каунт Бейси «14 золотых мелодий»
Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1982, С60-18654

Первый альбом (второй отличался только цифрой 2 на обложке и, естественно, списком треков)
Первый альбом (второй отличался только цифрой 2 на обложке и, естественно, списком треков). Обратите внимание на «отзеркаленное» фото пианиста: если предположить, что оно не вывернуто наоборот, то ткань задника сцены находится справа от пианиста и, значит, рояль стоит открытой стороной не к публике, а к заднику сцены.

ОТ РЕДАКЦИИ.Сборник эпохальных записей, выпущенных оркестром Каунта Бэйси в конце 1930-х гг. на лейбле Decca, работавший в тесной связке с медиакорпорацией Music Corporation of America (MCA). Оригинал этой подборки назывался «Golden Melodies 28» и был выпущен в 1979 г.: в США — корпорацией MCA, а на европейском рынке — западногерманской компанией Ariola-Eurodisc GmbH. Он включал, как ясно из названия, 28 треков и издан был в виде двойного (раскладного) винилового альбома. Лицензия на выпуск пластинки в СССР была приобретена ВФГ «Мелодия» у западногерманского правообладателя в 1982 г.

Обложка исходного американского издания подборки
Обложка исходного американского издания подборки. Обратите внимание: здесь Уильям «Каунт» Бэйси (1904-1984) снят в естественном для пианиста ракурсе — справа. На обложке советского издания эта же самая фотография «отзеркалена».

Два любопытных факта о советском релизе:

1. Вероятно, его планировали издать в исходном формате — двойного альбома, выпуск которых «Мелодия» к началу 1980-х уже давно освоила. Поэтому даже на «яблоках» виниловых дисков стороны пронумерованы как 1, 2, 3 и 4. Однако в конце концов «Мелодия» напечатала две отдельные пластинки: «14 золотых мелодий — 1» (стороны 1 и 2) и «14 золотых мелодий — 2» (стороны 3 и 4).

2. На стороне 2 (вторая сторона первого диска) советского издания два трека, 12 и13 — соответственно, «Blame It On My Last Affair» и «Cherokee» — поменялись местами по сравнению с оригинальным западногерманским релизом.

Эта пластинка была первой в моей джазовой истории. Если бы не она, я, скорее всего, не стал бы музыкантом. В детстве, в родном Барнауле, мне посчастливилось учиться у замечательного педагога. Его зовут Михаил Тимофеевич Стюхин. Это человек, обладающий невероятной эрудицией, и он просто пропитан любовью ко всему живому. Круг его интересов безграничен: история, археология, география, иностранные языки, живопись, поэзия, садоводство и многое-многое другое. Он мог возбудить интерес к музыке и к занятиям даже у самого безынициативного и ленивого ученика. Например, у такого, каким был я в то время.

В целом, у меня неплохо получалось играть инвенции Баха и сонатины Клементи, но я это делал почти механически. Текст учил быстро — способности позволяли, но настоящего интереса к этому занятию не было.

И вот в один из весенних дней 1982 года (я точно помню, что день был солнечный, то есть, погода тоже способствовала) мой учитель появился в классе с коробкой пластинок и практически с порога задал мне вопрос: «Алёша, а ты слышал что-нибудь про джаз?» Я, естественно, ответил отрицательно. И он тогда без предисловий поставил именно эту пластинку. От зазвучавшей музыки меня практически сразу начало колбасить, просто до судорог, тело само задвигалось. Тогда, видимо, я впервые испытал настоящий кайф от музыки. Прозвучит шаблонно, но в этот момент моя жизнь разделилась на «до» и «после».

СЛУШАЕМ: первый трек первой стороны первой пластинки — «One O’Clock Jump»

Благодаря этой записи и, в первую очередь, благодаря моему учителю и его нестандартному подходу к процессу обучения (это, кстати, было почти диссидентством в то время — давать слушать джаз ученикам отделения академического фортепиано) у меня проснулся неподдельный интерес к музыке в целом, и к классике в частности, потому что я как-то постепенно понял, что без серьёзной академической базы я не смогу играть джаз по-настоящему.

Вот такая история. Спасибо Михаилу Тимофеевичу (насколько я знаю, он в добром здравии и полон энтузиазма) и Каунту Бэйси за то, что открыли мне дверь в этот волшебный мир под названием джаз!

СЛУШАЕМ: подборка из 24 треков оркестра Каунта Бэйси конца 1930-х, практически совпадающая с выборкой, опубликованной на двух пластинках ВФГ «Мелодия»

httpv://www.youtube.com/watch?v=swbh8tUw_98

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вы начали прекрасный цикл рассказов. Когда эти рассказы идут от таких классных музыкантов, то им цены нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.