РАНЕЕ: ЧАСТЬ 1 (1994–2000)
После расставания с Беговой «Джаз Арт Клуб» с 2000 по 2002 годы нашёл приют в кафе «Мажор» на Звенигородском шоссе, в пяти минутах ходьбы от метро «Улица 1905 года». По сравнению с залом на Беговой это помещение было просто никаким, но выбирать особо не приходилось.
Там шли только концерты, один раз в неделю. Никаких демонстраций фильмов, никаких опер, никаких больших составов. Но атмосфера там была хорошая, хозяева — грузины — готовили вкусную и недорогую еду. Это, и абсолютно демократическая обстановка, привлекали публику и музыкантов, часто они появлялись к окончанию второго отделения, и тогда начинался джем-сешн. Но потом хозяева обанкротились, и мы распрощались.
Что делать? Вот в чём вопрос. Что лучше: что-нибудь искать — или забросить это дело?! Клуб прожил восемь лет, так, может, этого и хватит?!
Конечно, мысль о закрытии Клуба была отброшена, но хороших идей и предложений не было. Решение пришло со стороны — откуда я и не ждал. Дело в том, что в Клуб иногда заглядывали иностранцы, и среди них была Валентина Неделчева — работник Болгарского культурного центра. Она приходила обычно с болгарскими деятелями искусств. У меня с ней установились дружеские отношения. Узнав от меня, что Клуб в очередной раз остался без крыши над головой, она обнадёжила меня тем, что переговорит с директором и позвонит. Через несколько дней она сообщила, что директор предложил встретиться. Я, ни на что не надеясь, подъехал в Центр, расположенный на Ленинградском проспекте, 20. Познакомился с Павлом Васевым — директором Центра. Поговорили. Обсудили. Договорились.
Жизнь Клуба продолжилась в историческом особняке К.А. Беллик, построенном в начале ХХ века по проекту архитектора Д.П. Сухова. Это было красивое здание с экстерьером в строгом неоклассическом стиле и богатыми интерьерами с лепниной, мрамором и расписными потолками. В зале приёмов — концертном зале — стоял концертный рояль. Объективно говоря, обстановка больше подходила для классики, нежели для свободной музыки по имени джаз. Тем не менее, Клуб довольно быстро там прижился. Первый концерт был примером установившихся отношений с директором Болгарского Культурного Центра. Открыл концерт дуэт: болгарский флейтист с мировой известностью Симеон Штерев и Игорь Михайлович Бриль. Начались еженедельные концерты, публика и музыканты быстр обвыклись, всем всё нравилось — и обстановка, и сцена, и буфет. Клубная политика осталась той же — на сцене выступали и стар и млад. Традиция демонстрации джазовых фильмов также продолжилась.
Тревожные ветры подули с наступлением 2004 года, когда Болгария активизировала действия по вступлению в Евросоюз и пошла волна сокращения связей, в том числе и культурных, с Россией. Вот уж не думал, что в жизнь Клуба вмешается политика, но так произошло. Милейший Павел Васев с извинениями, ссылаясь на внешние обстоятельства, предложил расстаться.
Однажды, выпивая на какой-то презентации с давним приятелем Леонидом Бажановым — искусствоведом, художественным руководителем ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), я рассказал ему о случившемся. Он предложил перебраться в «Клуб на Брестской», которым руководила его жена. В этом клубе проводились разные мероприятия, но джаза было маловато.
Я подъехал, посмотрел пространство этого полуподвального, просторного помещения, познакомился с неплохой звуковой и видеоаппаратурой, Изучил меню кухни и бара — цены приемлемые. В целом всё подходило, и я дал согласие. Это была уже четвёртая крыша нашего Клуба.
И в 2005 году началась жизнь Клуба на 1-й Брестской улице, 6. Музыканты и публика быстро переориентировались, и опять зал заполнен, сцена сияет (кстати, это было первое помещение, в котором был богатый свет). Установились добрые отношения с руководством и персоналом заведения. Все было хорошо — но, опять же, тех возможностей, которые были на Беговой, здесь не было. Помещение не позволяло проводить полноценные выставки, об операх я уже не говорю. И, к сожалению, не было рояля. Тем не менее, клубная джазовая жизнь кипела, там был даже проведен 11-й фестиваль Jazz Voices.
Прошло три года, и судьба опять повернулась к нам задом. В доме, где находился «Клуб на Брестской», началась затяжная реконструкция всего здания. Находиться там стало невозможным. На какое-то время Клуб переместился в кафе «Мейерхольд», находившееся тогда в здании Зала им. Чайковского. Но эта затея была недолгой: там сменились хозяева и началась реконструкция помещения.
Господи! Когда ты уже закончишь эти испытания нашей твёрдости и непреклонности в джазовом деле? Наша постоянная публика забеспокоилась, постоянно раздавались звонки с одними и теми же вопросами «Когда?» и «Где?»
В конце концов, всё зависит от людей, от их желания и возможностей помочь в беде. С таким человеком я познакомился в 2008 году. Это был хорошо теперь известный в мире джаза Араик Акопян. Он предложил новое место для Клуба — кафе «Олимпиада 80», находившееся в спорткомплексе «Олимпийский» на Проспекте Мира. Небольшой зал, в котором можно было проводить концерты, имел карманы, напоминающие купе, в которых находились столы и светлые кожаные диваны. Возможно, в советском прошлом в этом помещении были душевые: на эту мысль наводили стены, отделанные мелкой мозаичной плиткой белого и красного цвета. Но лучше иметь такую возможность продолжить жизнь Клуба, чем прекратить её.
С Араиком установились добрые, дружеские отношения: если по Киплингу, то мы с ним оказались одной крови по своему отношению к джазу, к его продвижению, популяризации. Он курировал одновременно несколько клубов, и именно он создал тогда в том же Олимпийском комплексе знаменитый ныне «Клуб Алексея Козлова».
Два Клуба стали соседями, но не конкурентами. Араик бескорыстно помог мне в деле создания сайта, попросту сделал его. С тех пор сайт существует и стал важной информационной площадкой, на которой отражается прошлое и настоящее Клуба.
В 2010 году мэр Москвы Ю.М. Лужков был уволен со своего поста, произошла смена московской власти. Но не только на Тверской, 13 начались изменения, они пошли по всем структурам и организациям в Москве. Мы это почувствовали через довольно короткое время. Появились новые администраторы, стала расти арендная плата, изменился сам воздух, которым стало труднее дышать.
Клуб продержался примерно полгода, и стало понятно, что наша шестая крыша над головой обрушилась. На 17-м году жизни Клуба пришлось сворачиваться.
Была попытка перейти в кафе «Рэй», расположенное на Новослободской улице, но там мы продержались три месяца и сами решили покинуть это заведение, потому что хозяин не любил джаз. А это всегда важно — что у хозяина в голове!
Настроение у меня было поганое, но время шло, основная работа в институте и мой дополнительный научно-производственный бизнес отвлекали от грустной действительности, и я уже стал подумывать о том, чтобы на этом этапе прервать клубную деятельность. Вспоминались разные народные мудрости, типа «плетью обуха не перешибёшь». Действительно, в заданных обстоятельствах у меня не хватало ни времени, ни сил, чтобы бросить всё и заниматься только Клубом и капитально решать вопрос его существования. Но на это я пойти не мог, потому что у меня есть любимая работа в области автомобильной науки, исследований, испытаний.
Так шли дни, месяцы, клуб не работал. И вот однажды раздался телефонный звонок. Незнакомый мужской голос. Человек представился как Грант Робертович Ханджян, хозяин кофейни «Эссе». Он сказал, что знает о возникших у «Джаз Арт Клуба» трудностях и предлагает встретиться: возможно, мы окажемся друг другу полезными. Мы договорились о встрече в «Эссе».
Я приехал, посмотрел помещение. Ничего особенного, таких заведений много по Москве. Узнал, что кофейня работает сравнительно недавно, пока нет ничего особенного — свадьбы, дни рождения, любые поводы, которые требуют помещения с застольем. Но все это случайное, нет чего-то такого — постоянного, что стало бы магнитом для людей, нет фишки. Попсу, дискотеку развивать нет желания. Надоело. Грант рассказывал, как бы исповедовался; я внимательно слушал, мне нравилась его откровенность и искреннее желание кардинально изменить ситуацию.
Я рассказал Гранту о Клубе, об отличительных особенностях Клуба по сравнению с аналогами, огласил наши требования. Остановились мы на том, что надо попробовать, поработать в тестовом режиме, а там будет видно. На том и порешили. Вот что тогда было написано в новостях на сайте «Джаз Арт Клуба».
Восемнадцать лет непрерывной работы — это немало. За эти годы Клуб сменил семь площадок, и каждый раз не по своему желанию. Нам везде было хорошо, потому что главным для нас всегда было творчество, атмосфера, джаз. А все это определяется далеко не местом пребывания, хотя это также имеет немалое значение. Новым местом для «Джаз Арт Клуба» стала уютная кофейня «Эссе», расположенная в самом центре Москвы, на Пятницкой улице. Обаятельный, искренно любящий джаз хозяин кофейни гостеприимно распахнул двери своего кафе для нас — и, смеем надеяться, надолго.
5 октября 2011 г. состоялось открытие 18-го концертного сезона «Джаз Арт Клуба». Это был старт нашей совместной творческой деятельности, в которой мы изначально и далее помогали друг другу. Оба зала кофейни оказались забиты по самое некуда. Все искренно соскучились по джазу и друг по другу. На сцене — блистательный квинтет пианиста Дмитрия Яковлева In Time: Пётр Востоков — труба, Антон Залетаев — саксофон, Олег Соколов — контрабас и Игорь Игнатов — ударные.
Как всегда, Алексей Шиликов снимал видео, а неутомимые фотографы — Павел Корбут, Александр Забрин, Константин Севостьянов и Татьяна Курушова — щёлкали затворами фотоаппаратов.
За сравнительно короткое время скромное кафе преобразилось, был сделан ремонт, много внимания было уделено звуку, появился уют и звуковой комфорт. Это было важное вложение Гранта Робертовича, которое сработало лучше любой рекламы. Теперь это была уже не кофейня, а Джаз-Клуб «Эссе». У меня с Грантом и его командой установились добросердечные, партнёрские отношения, поскольку мы делали и делаем одно дело — продвигаем и поддерживаем отечественный джаз, помогаем молодым музыкантам в их стремлении к профессиональным высотам, потому что для музыканта важна сцена и публика. Стараемся поддерживать ветеранов джаза, давая возможность им выступать с концертными программами. При этом у «Джаз Арт Клуба» и джаз-клуба «Эссе» своя независимая программная политика.
Два Клуба объединили усилия и совместно проводят крупные акции — фестиваль Jazz Voices и фестиваль «Джаз на Москве-реке» (см. часть 1).
В этом году исполнится 13 лет нашему сотрудничеству, и я рад, что именно в джаз-клубе «Эссе» мы встречаем 30-летие «Джаз Арт Клуба».
Немного об архиве «Джаз Арт» Клуба.
За 30 лет накопилось много публикаций в СМИ, собственных статей, фотографий, видео, аудио, значков, живописи, графики. Часть этого багажа использовалась для создания презентаций и выставок к знаковым событиям, к изданию аудио и видеофильмов. Часть передана в ярославский Центр исследования джаза.
С самых первых концертов в клубе производились аудио- и видеозаписи. В результате образовался уникальный архив концертных программ, фестивалей, джемов. По этим живым записям можно проследить историю развития отечественного джаза, так как практически все московские музыканты, и не только московские, выступали на сцене клуба. Ценность архива трудно переоценить, поскольку часто записывались уникальные, нигде больше не исполнявшиеся, программы; к этому следует добавить, что части музыкантов уже нет в России, а кто-то ушёл из жизни.
На базе архива клуба в период 1998–2000 гг. на музыкальной радиостанции «Садко» велась передача «Репортаж из Джаз Арт Клуба».
Материалы архива используются для изданий CD и DVD в эксклюзивной коллекционной серии Jazz Art Club Collection.
В заключение хочу поблагодарить всех музыкантов, выступавших в Клубе, нашу замечательную публику — и вспомнить тех, кто помогал «Джаз Арт» Клубу на его жизненном пути.
Среди них:
- Владимир Фейертаг — просветитель, подвижник, джазовед
- Алексей Баташев — музыковед, писатель, продюсер, джазовый гуру
- Юрий Саульский — композитор, музыкант, общественный деятель
- Владимир Панченко — генеральный директор Госконцерта России
- Владимир Тихонов — генеральный директор АО «Аэрофлот»
- Феликс Соловьев — фотожурналист
- Владимир Каушанский — журналист
- Борис Алексеев — радиоведущий программы «Джаз для полуночников»
- Игорь Гаврилов — основатель Ярославского городского джазового центра и АНО «Центр исследования джаза»
- Аркадий Петров — журналист, историк джаза
- Дмитрий Ухов — журналист, музыковед
- Петр Ганнушкин — основатель сайта «Джаз.Ру»
- Кирилл Мошков — журналист, главный редактор портала «Джаз.Ру»
- Роман Берченко — ведущий радио «Орфей»
- Грант Ханджян — основатель джаз-клуба «Эссе»
- Анна Рычкова — директор джаз-клуба «Эссе»
- Араик Акопян — продюсер
- Светлана Конюхова — издатель
- Борис Лахметкин — звукорежиссёр
- Александр Нигматулин — звукорежиссёр
- Алексей Шиликов — видеооператор, видеомонтажёр
- Олег Клейменов — видеооператор, видеомонтажёр
- Георгий Солонина — фотограф, общественный деятель
- Владимир Лучин — фотограф
- Павел Корбут — фотограф
- Александр Забрин — фотограф
- Евгений Цукерман — фотограф
Прошу простить, если кого-то я забыл упомянуть в этом списке.
Желаю всем джазового настроения, свингового состояния души и тела, оставаться в мэйнстриме жизни и собственных увлечений. Всё это каждый может получить в музыкальных и литературно-музыкальных программах «Джаз Арт Клуба» и джаз-клуба «Эссе». Следите за информацией на сайтах клуба и «Эссе».
С уважением ко всем, кто одолел эту статью — Александр Эйдельман.
Александр, с замечательным событием — 30-летним юбилеем «Джаз Арт Клуба» поздравляю тебя. Поверь, я почитаю тебя за великое дело, которое ты, твои сподвижники-друзья, создали для нас, любителей Джаза. У нас есть свой, любимый дом — JAC. Это твоя, ваша заслуга. Всех благ вам всем. Игорь Абраменков.
Игорь, мне почетно и приятно получить от тебя теплые слова. Спасибо.
Огромное спасибо Александр.
Ваш энтузиазм и настойчивость поражает.
Спасибо за обстоятельное и интересное повествование об истории старейшего московского джаз-клуба, который в разное время стал родным домом для нескольких поколений музыкантов благодаря подвижническому труду энтузиастов джаза и, прежде всего, его организатора и бессменного руководителя Алика Эйдельмана и преданного помощника Рафа Авакова.