Джазовые значки, выпуск №9: первый джаз-фестиваль в Казани, 1984

0
джазовые значки
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 9. Казань, 1984

Значок Казанского фестиваля 1984 г.
Значок Казанского фестиваля 1984 г.

Первый значок первого казанского фестиваля. Ещё не появилось название «Джазовый перекрёсток», был клуб «Джаз-Блюз-Рок» при Молодёжном центре и были энтузиасты — научный работник Игорь Зисер и пианист Игорь Тюрлик. Они-то и решили, что джаз надо выделить — во всяком случае, отделить от рока. Три дня (30 ноября, 1 и 2 декабря) в небольшом зале МЦ звучал джаз. Выступали пианисты Валентин Бакланов, Игорь Тюрлик, Юран Шахмутдинов, джаз-рок-ансамбль «Время». Кстати, мероприятие считалось конкурсом, gредседателем жюри был московский музыковед Аркадий Петров.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Было бы здорово, если бы мой текст обогатился воспоминаниями Игоря Зисера.

Значок Казанского фестиваля 1984 г.
Значок Казанского фестиваля 1984 г.

Комментирует Игорь Зисер:

Историческая преамбула

Игорь Тюрлик. Начало 1980-х
Игорь Тюрлик. Начало 1980-х

Хотя «Джаз-Блюз-Рок клуб» существовал в Казани с 1975 года, джазовые музыканты чувствовали себя беспризорными. Деятельность клуба, который гремел в комсомольском Молодежном Центре (МЦ), основывалась на руководстве дискотечным движением и организацией рок-концертов. В это время в МЦ появился джазовый коллектив «Формация», которым руководил выпускник Казанской консерватории Игорь Тюрлик, получивший должность инструктора управления культуры. Ситуация в городе к этому времени созрела для проведения отдельного джазового смотра талантов, чем раз в год занималось управление под заголовком «эстрадно-джазовое искусство». Игорь оказался в нужное время на нужной должности, получил «добро» и организовал смотр-конкурс джазовых талантов «Джаз 84 Казань» со всеми атрибутами: жюри, дипломы, лауреаты. В организации столичного представительства ему помог я, пригласив в жюри известного в джазовых кругах московского журналиста и музыковеда Аркадия Петрова и джазового функционера Георгия «Геру» Бахчиева, с которыми меня связывали дружеские отношения.

Игорь Зисер и Аркадий Петров, 1984
Игорь Зисер и Аркадий Петров, 1984

Значки

Как положено для уважающего себя фестиваля, была выпущена художественная атрибутика, в которую входила пара значков. Газета «Вечерняя Казань», которая в лице своего главного редактора Андрея Гаврилова нас всегда поддерживала, отрядила своего художника, который и придумал первую эмблему. Значок «Джаз 84 Казань» по сути копировал московскую шрифтовую эмблему фестиваля «Джаз 82», которая мелькнула в фильме «Мы из джаза». А зоркий глаз художника Рашида Асадуллина её зафиксировал и использовал. Второй вариант более аутентичен: змей-дракон Зилант, включенный в официальный герб города Казани, развлекается за ударной установкой. Веселенькая картинка, которую художник использовал через год в афише следующего фестиваля. В 1985 году наш клуб ДБР уже полностью взял в свои руки организацию и проведение джазового фестиваля, собственное имя которого «Джазовый Перекрёсток», слава и оригинальная эмблема появились еще через пару лет, к 1987 году. Эту историю я расскажу в следующий раз.

Плакат (постер) Казанского фестиваля 1984 г.
Плакат (постер) Казанского фестиваля 1984 г.

Владимир Борисович Фейертаг напоминает:
Предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

Предыдущая статьяНеповторимый. Пианист Ахмад Джамал: к 90-летию
Следующая статьяEurope Jazz Media Chart, июль 2020: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 27 декабря 2019 Владимиру Борисовичу исполнилось восемьдесят восемь лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.