Неповторимый. Пианист Ахмад Джамал: к 90-летию

0
Ahmad Jamal
Ahmad Jamal
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Ахмад Джамал (Ahmad Jamal), выдающийся американский джазовый пианист и композитор, родился 90 лет назад, 2 июля 1930 года, в Питтсбурге, штат Пенсильвания. На рояле Ахмад начал играть в трёхлетнем возрасте — правда, тогда его звали Фриц Джонс: полное имя в свидетельстве о рождении — Фредерик Расселл Джонс. Но музыкант не любит, когда его называют прежним именем: в 1986 г. он даже подавал в суд на джазового критика Леонарда Фэзера за то, что тот упомянул в печати его имя при рождении.

В семь лет юный Фриц Джонс уже начал серьёзно заниматься музыкой. Однажды легендарный пианист довоенной эпохи Арт Тэйтум услышал, как играет четырнадцатилетний Джамал, и сказал: «Он будет великим!»: уже юношей пианист обладал феноменальной техникой и стремился играть не как все.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
Ахмад Джамал в 1950-е гг.
Ахмад Джамал в 1950-е гг.

В 17 лет Джамал окончил среднюю школу им. Джорджа Вестингауза и начал выступать как профессиональный музыкант в оркестре трубача Джорджа Хадсона. Поездив по гастролям с оркестром всего год, он покинул Хадсона и стал играть в квартете под названием The Four Strings. В 1950 году он принял ислам и сменил имя на Ахмад Джамал (фонетически произносится скорее Амáд. — Ред.) Его коллектив того времени представлял собой три четверти прежнего квартета, откуда ушёл его лидер, скрипач Джо Кеннеди, и, соответственно, назывался The Three Strings — Джамал на фортепиано, Эдди Кэлхаун на контрабасе и гитарист Рэй Кроуфорд, которого Ахмад превозносил за перкуссивную манеру игры на гитаре. Впоследствии в трио играли другие басисты: Ричард Дэйвис в 1953-54, затем Израэль Кросби.

Первая известность пришла к ансамблю в 1950, когда The Three Strings постоянно работали в чикагском клубе Blue Note, но подлинная слава началась, когда они выступали в нью-йоркском клубе The Embers: на один из их концертов пришёл влиятельный джазовый продюсер Джон Хаммонд, когда-то запустивший звёздные карьеры Бенни Гудмана, Билли Холидей и Каунта Бэйси. Он заинтересовался молодыми музыкантами и добился для них контракта с легендарным лейблом Okeh Records, который в тот период принадлежал корпорации Columbia. В 1951 году на лейбле вышла первая запись трио — «Ahmad’s Blues».

Впоследствии «Три струны» выпускали пластинки на лейблах Parrot (1953–55) и Epic (1955). Ахмад Джамал вскоре вернулся в Чикаго, потому что не любил играть в шумном, дымном нью-йоркском клубе и особенно сильно расстроился, когда пьяный гость подошёл, чтобы заказать музыку, и опрокинул бокал красного вина на клавиатуру рояля. Рэй Кроуфорд назад в Чикаго не поехал, и гитариста в трио не стало, пришлось брать барабанщика. Им стал выходец из Нью-Орлеана, мастер креольских ритмов Вернел Фурнье.
ВИДЕО: трио Джамала с Израэлем Кросби и Вернелом Фурнье, Чикаго, 1959
среди публики в кадре видны пианист Хэнк Джонс (стоит возле Джамала), саксофонист Бен Уэбстер с сигаретой на губе, критик журнала Down Beat Нат Хентофф с курительной трубкой, а в самом конце в камеру улыбается великий барабанщик «Папа» Джо Джонс

В том же году трио выпустило на легендарном чикагском лейбле Chess ставший бестселлером и хрестоматийным образцом искусства джазового фортепианного трио концертный альбом «At the Pershing: But Not for Me», записанный в ресторане чикагского отеля «Першинг». Звукоинженер «Чесс» Мэл Чисхолм, который за четыре вечера в «Першинге» записал весь материал альбома на двухдорожечный переносной магнитофон, рассказывал: отель в то время пользовался такой неоднозначной репутацией, что, собираясь на запись, он впервые в жизни взял с собой пистолет.

Историческое здание отеля на углу авеню Коттедж-Гроув и 64 улицы в Чикаго
Историческое здание отеля на углу авеню Коттедж-Гроув и Южной 64 улицы в Чикаго (снесено в 1980-е; в настоящее время на этом месте автостоянка)

Альбом продержался в десятке бестселлеров в США 108 недель (т.е. более двух лет) и принёс огромные деньги как лейблу, так и самому Джамалу. Музыканту это позволило исполнить мечту детства: он совершил длительное путешествие по Африке, где не выступал как пианист, но встречался со студентами университетов в Судане и Египте. Критик «Нью-Йорк Таймс» Бен Ратлифф впоследствии написал об этом альбоме:

Если вы ищете аргументы за то, что музыка может одновременно быть мэйнстримом, который доставляет удовольствие, и в то же время радикальным новаторством — следуйте за Джамалом.

Внушительный финансовый успех диска, помимо путешествия по Африке, позволил Джамалу отрыть в Чикаго собственный клуб The Alhambra. Правда, клуб проработал всего несколько месяцев: Ахмад рассказывал, что открыл его только по настоянию своих друзей и близких, но в это время он переживал развод и не нуждался ни в собственном ресторане, ни в доме с 16 комнатами, который у него в это время был в Чикаго. В 1961 Ахмад Джамал переехал в Нью-Йорк.

СЛУШАЕМ: заглавный трек альбома

Пианист стал широко известен в музыкальном мире, его музыкальные идеи подхватывали многие джазмены. Трубач Майлз Дэйвис называл Джамала одним из своих любимых пианистов; считается, что Ахмад оказал огромное влияние на звучание «Первого великого квинтета» Дэйвиса, в который входили саксофонист Джон Колтрейн, пианист Ред Гарланд, басист Пол Чэмберс и барабанщик «Филли» Джо Джонс. Майлз восторгался тем, как Джамал обращается с формой и ритмом. Дэйвис даже просил пианиста Уинтона Келли, который записался вместо Билла Эванса в пьесе «Freddie Freeloader» на эпохальном альбоме «Kind of Blue» (1959), «играть как Ахмад Джамал». Джамала считают своим кумиром Рэнди Уэстон, Кит Джарретт, Джек ДеДжонетт, Гэри Пикок и другие джазовые звёзды.

Ахмад Джамал за электропиано, конец 1960-х
Ахмад Джамал за электропиано, конец 1960-х

При этом в 1961-63 годах Джамал не выступал, так как успех альбома 1959 года избавил его от необходимости постоянно выступать для заработка. Только в 1964 г. он вернулся к концертной деятельности. В 60-е и 70-е пианист — зачастую на электромеханическом инструменте, «электропиано» — выступал и записывался с новым составом трио, в который входили контрабасист Джамил Нассер и барабанщик Фрэнк Гант. С этим составом в 1970 году Джамал записал саундтрек к известной политической комедии Роберта Олтмана «M.A.S.H!»

А 25 лет спустя Клинт Иствуд взял в звуковую дорожку к своему фильму «Мосты округа Мэдисон» две знаменитые пьесы с альбома Джамала «But Not For Me» — «Music, Music, Music» и «Poinciana».

Стиль Джамала за шесть с лишним десятилетий его творчества сильно изменился: от лёгкости и беззаботности, отличающей его записи 50-х годов — к карибским мотивам в 70-х и к хоровым коллажам и бравурным пьесам 90-х; однако импровизация всегда остаётся центральным моментом в его музыке. Вот что говорит сам Ахмад Джамал:

— Я верю в импровизацию. Импровизируют все музыканты. Даже Бах, Моцарт и Бетховен импровизировали. Импровизация и свобода — это синонимы. Цель любого музыканта — достижение свободы, но добиться этого удается редко.

Четверо лауреатов почётного звания NEA Jazz Master (Мастер джаза Национального фонда искусств США) 2009 года: отец джазовой педагогики д-р Дэвид Бейкер, пианист Дейв Брубек, барабанщик Рой Хэйнз и пианист Ахмад Джамал
Четверо лауреатов почётного звания NEA Jazz Master (Мастер джаза Национального фонда искусств США) 2009 года: отец джазовой педагогики д-р Дэвид Бейкер, пианист Дейв Брубек, барабанщик Рой Хэйнз и пианист Ахмад Джамал

Роль Ахмада Джамала в истории джазовой звукозаписи была признана Американской академией звукозаписи в 2017 г., когда 86-летний мастер получил премию «Грэмми» в категории «За заслуги в течение всей жизни».

Ахмад Джамал в Москве 7 февраля 2009 (фото © Владимир Коробицын)
Ахмад Джамал в Москве 7 февраля 2009 (фото © Владимир Коробицын)

Российская публика впервые увидела Ахмада Джамала в феврале 2009 на фестивале «Триумф Джаза». Он выступил в России с тогдашним составом своего трио, где работали басист Джеймс Кэммак и барабанщик Джеймс Джонсон III, к которым в качестве специального гостя присоединился перкуссионист-новатор Маноло Бадрена, игравший, к примеру, в легендарной фьюжн-группе Weather Report.

Бадрена, Джонсон, Кэммак, Джамал (фото © Владимир Коробицын)
Бадрена, Джонсон, Кэммак, Джамал (фото © Владимир Коробицын)

В репортаже с концерта редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков писал:

…78-летний мастер находится в прекрасной форме; ни одно из принёсших ему славу качеств его игры не пострадало от времени — по-прежнему он напористо излагает свой материал, построенный больше на игре с музыкальными пространствами, на тонком чувстве времени и на ритмических конструкциях, нежели на узнаваемых мелодиях; по-прежнему форма исполняемых пьес строится «по руке», то есть музыканты реагируют на жестикуляцию лидера, выстраивая музыку из быстро тасуемых Ахмадом конструкций и заранее отрепетированных фрагментов; по-прежнему у музыкантов нет не только выписанного нотного материала, но и сет-листа, то есть списка исполняемых тем — Джамал начинает играть, никому не сказав ни слова, и члены ансамбля должны моментально подхватить музыку, т.е. знать весь его репертуар! Особая нагрузка, конечно, при этом ложится на контрабасиста, так как значительная часть музыки Джамала — это совместное изложение материала фортепиано и контрабасом. Басист Джеймс Каммак, много лет работающий с Джамалом — музыкант удивительно внимательный, памятливый и при этом не лезущий в лидеры, но самозабвенно работающий на общий результат, на музыку, а не на голую самореализацию. Сам же Джамал по-прежнему чётко дозирует минимализм и виртуозность, то есть не давит на слушателя бесконечным потоком быстро воспроизводимых нот, но и не отказывает себе в скоростных виртуозных эпизодах, если, по его мнению, музыка этого требует. […]

7 февраля 2009, Дом Музыки: продюсер «Триумфа джаза» Игорь Бутман и Ахмад Джамал (фото © Владимир Коробицын)
7 февраля 2009, Дом Музыки: продюсер «Триумфа джаза» Игорь Бутман и Ахмад Джамал (фото © Владимир Коробицын)

Конечно, основная дола аплодисментов пришлась на долю главного хита Джамала — темы «Poinciana» Бадди Бернье и Ната Саймона, ставшей хитом благодаря нашумевшему концертному альбому «Ahmad Jamal at the Pershing: But Not for Me» в 1958 г. Этот альбом не только сделал Джамала одним из самых популярных джазовых музыкантов своего времени, поднявшись тогда аж до третьего места в американском хит-параде (да не джаза, а поп-музыки!), но и поднял против пианиста большинство тогдашних влиятельных критиков, считавших успех у массовой аудитории признаком того, что музыкант «продался». Что ж, время расставило всё по своим местам. Хотя остатки прежнего отношения к Джамалу ещё ощущаются в текстах пишущих о джазе критиков старшего поколения, сам Джамал ни на ноту не изменился — и теперь очень хорошо слышно, что его музыка точна, изящна, насквозь импровизационна (при том, что базируется на хорошо знакомом всем участникам группы материале) и в целом служит передаче от артистов к слушателю не просто потока нот, но некоей над-музыкальной сущности, мощного эмоционального фона, мастером которого Ахмад Джамал считается совершенно заслуженно.
ВИДЕО: Ахмад Джамал в Москве, 2009

Ахмад Джамал на обложке бумажного «Джаз.Ру» №8/9-2008, содержащего анонс его выступления на фестивале «Триумф Джаза-2009»
Ахмад Джамал на обложке бумажного «Джаз.Ру» №8/9-2008, содержащего анонс его выступления на фестивале «Триумф Джаза-2009», на котором основана и эта публикация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.