Меж двух миров: джаз в академической классике и наоборот. Композитор Николай Капустин (1937-2020)

13
Николай Капустин (1937-2020)
Николай Капустин (1937-2020)

2 июля 2020 года на 83 году ушёл из жизни выдающийся российский пианист и композитор Николай Капустин, который в 1960-70-е годы был одним из ярчайщих солистов на советской джазовой сцене, а с начала 1980-х полностью переключился на академическую композицию с богатым использованием джазовых выразительных средств.

Он родился в городе Горловка на востоке Украины 22 ноября 1937. Первые композиторские попытки юного Николая Капустина начались с сонаты для фортепиано, созданной в 13 лет. В 1951 он переехал в Москву и начал заниматься в Мерзляковском училище по классу фортепиано у Аврелиана Руббаха, который, в свою очередь, учился у Феликса Блуменфельда в одном классе с Владимиром Горовицем. Пройдя курс училища, Капустин поступил в Московскую консерваторию в класс к одному из самых авторитетных педагогов советского музыкального искусства — Александру Гольденвейзеру.

Во время учёбы в Московской консерватории Капустин сочинил и исполнил свой первый опус — Концертино для фортепиано с оркестром (1957). Это произошло в ходе дебюта автора на джазовой сцене в качестве пианиста джаз-оркестра Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) под руководством Юрия Саульского, с которым Капустин выступил на VI международном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Молодой пианист и композитор сполна хлебнул особенностей восприятия джазового искусства в СССР даже после окончания в 1955-56 годах пресловутой «эпохи разгибания саксофонов». В одном из интервью 2000-х гг. он саркастически заметил:

Быть может, правительство и смотрело на джаз с некоторым подозрением, но мне кажется, что отношение к джазу некоторых консерваторских профессоров было значительно хуже.

В том же интервью он отмечал, что его учитель Александр Гольденвейзер вряд ли знал, что днём его студент играет Бетховена, а по вечерам погружается в Дюка Эллингтона. «На самом деле он вряд ли знал, что такое джаз вообще».

Зато его учитель в Мерзляковке, Аврелиан Руббах, хорошо знал джаз и с интересом относился к тому, что пытался играть его ученик: Капустин вспоминал, что встречал своё 16-летие дома у Руббаха и весь вечер играл джаз («хотя ещё довольно неловко»), а учитель одобрительно кивал.

Несмотря на то, что в джазовом конкурсе в рамках Фестиваля молодёжи и студентов оркестр Саульского занял второе место, газета «Советская культура», отражая двойственность отношения советских чиновников к родившемуся в Америке виду музыкального искусства, откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй «Музыкальные стиляги»:

…Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодёжный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках.

Вскоре оркестр Саульского был расформирован.

Николай Капустин в составе оркестра Олега Лундстрема, 1964 (кадр из кинофильма)
Николай Капустин в составе оркестра Олега Лундстрема, 1964 (кадр из кинофильма «Когда песня не кончается»)

После разгона джаз-оркестра ЦДРИ джазовая практика Капустина свелась к минимуму: по его воспоминаниям, он в это время готовил «чудовищно сложную программу для выпускного экзамена в консерватории». Но, получив консерваторский диплом в 1961 году, Николай Капустин не пошёл по пути академического исполнительства: он сделал решительный шаг в сторону джазовых звучаний и на протяжении более чем десятилетия, с 1961 по 1972 гг., работал пианистом в джаз-оркестре Олега Лундстрема, поражая джазовую публику феноменальной виртуозной техникой.

Николай Капустин в составе оркестра Олега Лундстрема, 1967 (на заднем плане контрабасист Александр Гравис, ветеран первого, ещё харбинского состава оркестра)
Николай Капустин в составе оркестра Олега Лундстрема, 1967 (на заднем плане контрабасист Александр Гравис, ветеран первого, ещё харбинского состава оркестра)

Одиннадцать лет работы с Лундстремом стали моей «второй консерваторией»: большое количество аранжировок, выступлений и игры на слух. Мы расписывали все партии для оркестра. Мы были большими энтузиастами. Это была школа, более серьёзная, чем консерватория. (Николай Капустин)

СЛУШАЕМ: Оркестр Олега Лундстрема — «Мираж» (сочинение 1947, запись 1968)
солисты: Роман Кунсман (альт-саксофон), Николай Капустин (фортепиано)

После выступлений с эстрадным оркестром «Голубой экран» и затем с Государственным симфоническим оркестром кинематографии Капустин в конце 1970-х гг. прекратил регулярную концертную практику и в большей степени выступал как композитор современной академической музыки, при редких появлениях на концертной сцене исполняя собственные произведения, среди которых — шесть концертов для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, более 15 фортепианных сонат, камерная музыка, этюды и миниатюры. «Я по-прежнему могу импровизировать, — утверждал он в середине 2000-х. — Просто мне это больше не нравится». Он не стремился, по его собственным словам, жить жизнью джазмена: он провёл полтора десятилетия на джазовой сцене, чтобы обогатить свой композиторский язык.

Особое место в его творчестве занимают Двадцать четыре прелюдии и фуги — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму и решающее фундаментальную задачу сопряжения классического контрапункта с джазовой гармонией. Творчество Капустина сочетает в себе элементы академической и джазовой традиции: как пишет канадский музыковед Лесли Де Ат, у Капустина «музыкант-академист услышит всё богатство джазовых приёмов, и существование записанных и напечатанных нот Капустина уверит его в том, что джазовый пианизм, оказывается, поддаётся фиксации во всей своей изощрённости и ритмической сложности».

ВИДЕО: Николай Капустин и Оркестр Олега Лундстрема — Николай Капустин «Toccata Op.8» (из музыкального телефильма «Когда песня не кончается», 1964)

httpv://www.youtube.com/watch?v=UyepVRxrk9M

После выступления оркестра Лундстрема на легендарном Таллинском джаз-фестивале 1967 года писатель Василий Аксёнов писал в журнале «Юность» (очерк «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах», «Юность» №8-1967):

…И вот сейчас оркестр Олега Лундстрема на сцене Таллинского джаз-фестиваля: девятнадцать человек в шикарных концертных костюмах с буквами “ОЛ” на груди. Из прежних, чуть ли не легендарных “шанхайцев” в оркестре осталось всего пять человек. Рядом с ними, уже тронутыми сединой, сидит молодёжь: Роман Кунсман, Николай Капустин, Станислав Григорьев, Аркадий Шабашов… Исполняется композиция Кунсмана “Луч тьмы”. Это очень неожиданное, своеобразное произведение, но ещё более неожидан солирующий сейчас автор, маленький красногубый человек с бородкой таинственного лесовика. Он ещё себя покажет!

Олег Леонидович сейчас седоват, солиден, но для меня он по-прежнему остался тем же таинственным и молодым “шанхайцем”…

Роман Кунсман и Олег Лундстрем, 1967
Роман Кунсман и Олег Лундстрем, 1967

СЛУШАЕМ: Оркестр Олега Лундстрема, выступление на фестивале «Джаз 67» в Москве, лето 1967. Роман Кунсман «Луч тьмы»
соло: альт-саксофон — Роман Кунсман, тромбон — Аркадий Шабашов, фортепиано — Николай Капустин

httpv://www.youtube.com/watch?v=OFyB_B3fN_o

Как академический композитор, Николай Капустин был очень широко известен и востребован во всём мире. Изданием его сочинений занимается авторитетное германское издательство Schott Music, склонные к джазовому типу выразительности молодые пианисты наперебой исполняют музыку Капустина, и о творчестве российского композитора пишут серьёзные музыковедческие исследования. Так, в 2008 г. в Университете Цинциннати музыковед Джонатан Мэнн защитил докторскую диссертацию под названием «Red, White, and Blue Notes: The Symbiotic Music of Nikolai Kapustin». Именно по ней мы цитируем в этом очерке воспоминания Николая Капустина. Российская исследовательница Яна Тюлькова подготовила для издательства «Шотт» книгу бесед с Капустиным, но пока что она вышла только на английском языке под названием «Conversations with Nikolai Kapustin».

Николай Капустин (фото © Peter Andersson / Schott Music)
Николай Капустин (фото © Peter Andersson / Schott Music)

Один из примеров влюблённости многих молодых пианистов в творчество Капустина вновь приводит нас на российскую джазовую сцену. В 2015 г. юный китайский пианист Дай Лян, выступающий под сценическим именем А Бу, отправил видеозапись своего концерта в Джульярдской школе в Нью-Йорке, на котором он исполнил несколько произведений Капустина, на адрес администратора сайта российского композитора. По словам юного пианиста, день, когда он получил от маэстро письмо с высокой оценкой своей игры, стал одним из самых счастливых в его жизни. В том же году А Бу стал участником фестиваля «Будущее джаза», где познакомился с Игорем Бутманом.

Ноябрь 2016. Игорь Бутман, Николай Капустин и А Бу (фото © Павел Корбут)
Ноябрь 2016. Игорь Бутман, Николай Капустин и А Бу (фото © Павел Корбут)

Благодаря этому мечта А Бу о встрече с его любимым композитором стала реальностью. Накануне 79 дня рождения маэстро, который жил уединённо и не любил публичности, принял у себя дома 17-летнего А Бу и Игоря Бутмана. При встрече присутствовал прославленный российский джазовый фотограф Павел Корбут.

Ноябрь 2016. Игорь Бутман, А Бу и Николай Капустин (фото © Павел Корбут)
Ноябрь 2016. Игорь Бутман, А Бу и Николай Капустин (фото © Павел Корбут)

ВИДЕО: А Бу (КНР) исполняет первую часть Второго концерта Николая Капустина для фортепиано с оркестром (1974)
Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана и камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр Павел Овчинников. Светлановский зал ММДМ, 21.11.2016

httpv://www.youtube.com/watch?v=_A136kFtwBI

В 1989 г. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила пластинку «Николай Капустин. Джазовые пьесы для фортепиано», на которой музыку Николая Капустина играл сам Николай Капустин. В конце 2010-х лейбл «Мелодия» переиздал эту запись в цифровых форматах.

В своих «Воспоминаниях» один из ярчайших музыкантов советской джазовой сцены 60-х, трубач Андрей Товмасян (1942-2014), писал о Капустине:

Николай Капустин, […] игравший в составе ЦДРИ вместе с Рычковым, один из самых техничных и профессиональных пианистов. У него за плечами две консерватории, по классу фортепиано и по классу композиции. Он блестящий аранжировщик. Он долго работал у Олега Лундстрема (до Виталия Долгова).

Играл Коля с большим мастерством, виртуозно, и знал всё на свете. Мне ни разу не пришлось работать с ним долго, но я играл с ним несколько раз вместе. Обо мне Капустин (со слов Баташёва) сказал так: «Играть на трубе умеет только Товмасян!»

Я знаю, что в 1980-90 годах Коля много писал классики и джаза, словом, он ушёл в композиторское русло. Техника Капустина виртуозна.

реклама на джаз.ру

13 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Скажите пожалуйста, есть ли книги или статьи об этом пианисте? Не могу ничего найти кроме книги по-английски.

    • Статья, к которой Вы написали комментарий — это тоже «статья об этом пианисте» (и композиторе). Других текстов о Капустине, тем более на русском языке, не так много. В 1980-90-е гг. в России вышло в виде нотных партитур несколько его произведений (но большая часть публиковалась уже в 2000-е на Западе). Часть литературы о Капустине упоминается и в нашей статье:

      «… Так, в 2008 г. в Университете Цинциннати музыковед Джонатан Мэнн защитил докторскую диссертацию под названием «Red, White, and Blue Notes: The Symbiotic Music of Nikolai Kapustin». Именно по ней мы цитируем в этом очерке воспоминания Николая Капустина. Российская исследовательница Яна Тюлькова подготовила для издательства «Шотт» книгу бесед с Капустиным, но пока что она вышла только на английском языке под названием «Conversations with Nikolai Kapustin»…»

      Насколько нам известно, книга Я. Тюльковой за прошедший с момента появления нашей публикации год пока что на русском языке не вышла.

      В 2103 г. в издании «Молодой учёный» №2(49) вышла статья студента Уфимской Академии искусств им. Исмагилова — Искандера Гафарова — под названием «Николай Капустин. Штрихи к портрету» (стр. 444-447), там автор более или менее подробно излагает хронологию творчества композитора. Судя по приведённым им цитатам и ссылкам в библиографии, он добросовестно прочитал англоязычные источники и для удобства не читающих на международном языке науки процитировал их по-русски (часть этих цитат есть и в нашей статье, т.к. наш автор читал часть тех же источников).

      В более поздние времена статья Гафарова уже цитируется как авторитетный источник; так, в Музыкальном альманахе Томского государственного университета в 2019 опубликована статья Дарья Ионкиной «Проблемы интерпретации джазового стиля на примере Прелюдии № 2 из цикла «24 прелюдии для фортепиано» ор. 58 Николая Капустина» — она уже вовсю ссылается на статью Гафарова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.