Как хранят историю джаза на его родине? Музей Джаза в Новом Орлеане: общедоступное и сокровенное

2
New Orleans Jazz Museum

«Джаз.Ру» начинает публикацию цикла очерков об американских музеях джаза и других исследовательских и просветительских заведениях, которые сохраняют, изучают и пропагандируют историю джазового искусства. Цикл основан на материалах, полученных делегацией российского Центра исследования джаза в ходе стажировки по теме «Менеджмент джазовых архивов в США» летом 2019 года в рамках программы профессионального обмена International Visitor Leadership Program. Часть материалов была собрана в ходе аналогичной экспедиции с целью изучения системы исследования и сохранения джазового наследия в США, состоявшейся в январе 2019 и поддержанной компанией The Real Jazz Ambassadors, LLC.

NEW: Как хранят историю джаза на его родине? Старейший в мире Нью-Орлеанский джазовый архив им. Хогана

Считается, что джаз родился в Новом Орлеане. На самом деле процесс зарождения джаза и других направлений популярной «вернакулярной» (неакадемической) музыки на рубеже XIX и XX столетий происходил одновременно во многих регионах американского Юга, но миф уже так укоренился, что опровергать его бесполезно. Тем более что сам город Нью-Орлеан, его жители, его руководство и особенно его бизнес очень хорошо понимают маркетинговую ценность репутации «родины джаза». Да что там, в Нью-Орлеане даже аэропорт назван именем Луи Армстронга!

Вывеска Нью-Орлеанского международного аэропорта им. Луи Армстронга. В эмблеме силуэт реактивного самолёта соединён с геральдическим символом Орлеанского дома — лилией.
Вывеска Нью-Орлеанского международного аэропорта им. Луи Армстронга. В эмблеме силуэт реактивного самолёта соединён с геральдическим символом Орлеанского дома — лилией.

Есть в Нью-Орлеане и Музей Джаза.

Основное фойе Музея джаза
Основное фойе Музея джаза

New Orleans Jazz Museum находится в здании, первоначально построенном для производства денег. Old U.S. Mint, то есть Старый монетный двор — государственное учреждение, где делали металлические деньги сначала для США, затем для Конфедерации, а после поражения Юга в гражданской войне 1860-х гг. — снова для США, начеканив за XIX столетие около 427 миллионов серебряных и золотых монет. Потом в здании была федеральная тюрьма, в которой уже в ХХ веке сидели главным образом бутлегеры — нарушители «сухого закона». А теперь там Музей Джаза.

Здание Old U.S. Mint, ныне Музей джаза
Здание Old U.S. Mint, ныне Музей джаза

Музей был создан в 1961 году, первоначально как частная инициатива. Его коллекции переезжали с места на место, пока в 1977 г. не были подарены Государственному музею штата Луизиана и в начале 1980 г. открылись для публичного доступа там, где они находятся и сейчас — в Старом монетном дворе. Здание пострадало в дни урагана «Катрина» в 2005 г., но в 2008 открылось снова, и в последние годы Музей джаза Нью-Орлеана занял уже все этажи здания, а не только второй, как до урагана, разделившего историю «Города-полумесяца» (Crescent City), или Большого Ленивца (Big Easy), как называют его жители, на время «до Катрины» и «после Катрины».

Входим в общедоступную часть помещений Нью-Орлеанского Музея Джаза. Девиз музея — Jazz in the very place it was born («Джаз в том самом месте, где он родился»). Вряд ли, конечно, джаз родился именно в федеральной тюрьме, но что Нью-Орлеан был одним из важнейших центров формирования профессиональной популярной музыки, из среды которой родилось джазовое искусство — это точно.

Начало экспозиции, посвящённой Луи Прима
Начало экспозиции, посвящённой Луи Прима

В настоящее время музей вернулся к работе в обычные дни после нескольких месяцев карантина — правда, посетители обязаны носить маски и соблюдать нормы «социального дистанцирования». Музей в очередной раз «ротировал» свою экспозицию: большую часть года в открытых для публики экспозиционных помещениях сменяют друг друга пять основных выставок. В 2019 и 2020 это «Drumsville: эволюция нью-орлеанского ритма», «Наблюдения за нью-орлеанской музыкой» — выставка работ художников Ноэля Рокмора и Эмили Риз, рисовавших музыкантов 1950-60-х гг. с натуры; выставка к 100-летию со дня рождения классика нью-орлеанского ритм-н-блюза, выступавшего под псевдонимом Длинноволосый Профессор (Professor Longhair). Четвёртая экспозиция называется «Cherchez la Femme» и посвящена женщинам в истории нью-орлеанской культуры. А в дни, когда делегация российского Центра исследования джаза посетила Музей, он показывал выставку «Дичайший!», посвящённую Луи Прима (1910-1978) — самому знаменитому итало-американцу из Нью-Орлеана.

Луи Прима носил это на сцене!
Луи Прима носил это на сцене!

Луи Прима начинал музыкальную карьеру в родном городе, и даже когда переехал в Нью-Йорк в 1934, первый свой нью-йоркский ансамбль упрямо назвал Prima and his New Orleans Gang — «Прима и его нью-орлеанская банда».

Часть экспозиции, посвящённой Луи Прима
Часть экспозиции, посвящённой Луи Прима

Музей джаза представляет не только выставки: у него есть и постоянная экспозиция. Вот этот ободранный корнет — почти точно тот самый инструмент, на котором в воспитательном доме для малолетних преступников учился играть 13-летний Луи Армстронг.

Корнет, на котором (предположительно) учился играть Луи Армстронг

Часть постоянной экспозиции Нью-Орлеанского Музея Джаза посвящена предметам, связанным с ранней историей городской музыкальной сцены. Вот, например, типичный инструментарий джаг-бэнда — уличного ансамбля ударных инструментах. Именно в таких jug bands выковывалась в начале прошлого века ритмика, лёгшая в основу изначального джазового ритма.

Инструментарий джаг-бэнда: металлические канистры, консервные банки, жестянки, детские пищалки и т.п.
Инструментарий джаг-бэнда: металлические канистры, консервные банки, жестянки, детские пищалки и т.п.

Ещё один ударный инструмент в коллекции — уже не «типичные образцы», а исторический артефакт: дар легендарного Папы Джека Лэйна, одного из корифеев ранней нью-орлеанской сцены. Дарственную надпись первому хранителю Музея — Эдмонду «Доку» Сушону — старенький Папа сделал от широкой души прямо на всю ширину своего барабана.

Барабан Папы Джека Лэйна

А ещё на третьем этаже Нью-Орлеанского Музея Джаза находится небольшой концертный зал, где джазовые концерты проводятся не просто регулярно, а целых 365 раз в год — но не обязательно каждый день, а иногда по несколько в течение одного дня. В день нашего посещения, 2 июля 2019, например, играл самодеятельный джаз-ансамбль работников Национальной службы парков США. И неплохо играл!

Типичный концерт в зале Музея Джаза
Типичный концерт в зале Музея Джаза

Есть здесь и просто приметы времени, артефакты, тесно связанные с эпохой формирования ранних корней джазового искусства. Таково, например, механическое пианино из коллекции New Orleans Jazz Museum. Если вставить валик с механической записью нот популярной пьески, такие инструменты играли сами по себе, без пианиста. В Америке такие инструменты называются player piano, фортепиано-самоиграйка.

player piano
player piano

А теперь входим в святая святых Музея Джаза! Здесь начинается рабочая зона. Этих внутренностей New Orleans Jazz Museum не видят обычные посетители — только сотрудники, профессиональные исследователи и специальные гости.

Рабочие помещения музея: зона обработки и хранения бумажных документов
Рабочие помещения музея: зона обработки и хранения бумажных исторических документов
Выйти на эту галерею второго этажа просто так тоже нельзя, только в сопровождении сотрудников.
Выйти на эту галерею второго этажа просто так тоже нельзя, только в сопровождении сотрудников.
Вид на старинную Барракс-Стрит с галереи, ведущей в рабочую зону Нью-Орлеанского Музея Джаза. Вдали, за крышами Французского квартала, видны высотные здания делового центра города.

Вид на старинную Барракс-Стрит с галереи, ведущей в рабочую зону Нью-Орлеанского Музея Джаза. Вдали, за крышами Французского квартала, видны высотные здания делового центра города.

Входим в хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза. Здесь бережно сохраняют множество артефактов, которые имеют отношение к истории джаза. Значительная часть этих коллекций даже не экспонируется, но тщательно сохраняется. Например, на следующем фото не просто склад контрабасов: каждый инструмент — с историей, каждый принадлежал какому-то известному музыканту, вплоть до самодельного трёхструнного контрабаса, которым владел один из самых ранних контрабасистов в джазе — Альсид «Слоу Дрэг» Паваго (Alcide «Slow Drag» Pavageau). То же касается и всех инструментов из богатейшей коллекции Музея.

В хранилище коллекции исторических музыкальных инструментов
В хранилище коллекции исторических музыкальных инструментов

Богатейшая коллекция исторических инструментов New Orleans Jazz Museum хранит, конечно, далеко не только контрабасы. Вот эта труба, например, принадлежала Диззи Гиллеспи. Он не жил в Новом Орлеане, но сам специально подарил один из своих инструментов Музею, посетив его ещё в 1965 г. Отдельно лежит сменный изогнутый раструб, специально изготовленный для Диззи.

Одна из главных драгоценностей коллекции — позолоченный мундштук для трубы модели Schilke LA2, сделанный специально для Луи Армстронга, самого знаменитого уроженца Нью-Орлеана. В 1970 Армстронг подарил мундштук своему другу Флойду Левину, а тот в 1988 г., в свою очередь, подарил его Музею.

мундштук Луи Армстронга
мундштук Луи Армстронга

Ещё один бесценный артефакт: этот корнет принадлежал Биксу Байдербеку, первому значительному белому солисту-импровизатору раннего джаза (1903-1931).

корнет Бикса Байдербека

Фонд Музея насчитывает более 100 музыкальных инструментов, и у каждого из этих инструментов тоже есть своя история. В 2016 году один из крупнейших в США специалистов по сохранению исторических музыкальных инструментов, Эмануэле Маркони из Национального музея музыки в Вермиллионе (Южная Дакота), произвёл четырёхдневную экспертную ревизию всего этого фонда и поздравил его хранителя Дэвида Кумяна с тем, что инструменты хранятся в идеальных условиях — например, у духовых инструментов не провисает ни одна часть, все части инструментов опираются на мягкую подложку, так что после десятилетий хранения не образуются изгибы металла — и их состояние в целом превосходное.

часть фонда музыкальных инструментов Музея Джаза
часть фонда музыкальных инструментов Музея Джаза

В коллекции Музея джаза есть и самые разные устройства для записи и воспроизведения звука из разных эпох — и каждое из них тоже обладает собственной историей и появилось в Музее не просто так. Многие принадлежали известным музыкантам и другим деятелям истории музыки.

Хранилище исторических музыкальных аппаратов
Хранилище исторических музыкальных аппаратов

В коллекции New Orleans Jazz Museum имеются и фонографы, самые ранние коммерческие устройства для записи и воспроизведения звука. Их производили в конце XIX и начале XX века.

В коллекции New Orleans Jazz Museum гораздо больше, чем два фонографа. Эти два — некомплектные: нет рупоров-усилителей и ещё кое-чего по мелочи.
В коллекции New Orleans Jazz Museum гораздо больше, чем два фонографа. Эти два — некомплектные: нет рупоров-усилителей и ещё кое-чего по мелочи.

Особая зона хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза отведена под хранение исторических документов и мелких артефактов. Всё это тщательно учтено, каталогизировано и при необходимости может быть найдено по компьютерной базе данных музея в считанные минуты.

Хранилище документов и мелких артефактов
Хранилище документов и мелких артефактов

Нью-орлеанский Музей джаза — не единственное учреждение в 400-тысячном городе, которое занимается изучением историей джаза и распространением знаний об этом виде музыкального искусства. Это неудивительно: всё-таки весьма значительная часть ранней истории джаза связана именно с Нью-Орлеаном, и значительная часть артефактов, документов, фото- и киноматериалов этой ранней истории осела именно в Нью-Орлеане. Кроме того, «родина джаза» не стала одним лишь мемориалом джазовой истории: уже в «новое» и «новейшее» время музыкальной истории в Городе-Полумесяце продолжала развиваться собственная, в высшей степени оригинальная музыкальная сцена, региональные особенности которой генетически связаны с ранней историей джаза и продолжают подпитывать эту сцену даже более ста лет спустя.

Hogan Jazz Archive

Исторически первым таким учреждением был Нью-орлеанский джазовый архив им. Уильяма Рэнсома Хогана (William Ransom Hogan Jazz Archive @ Tulane University) — подразделение Университета им. Тулейна, одного из старейших учебных заведений Юга США. Он был создан в 1958 г. по инициативе тогдашнего декана исторического факультета университета, чьё имя теперь носит. Первым куратором учреждения Архива был известный историк джаза Уильям Расселл, в январе 1989 г. его сменил музыкант и историк, сын известного джазового бэндлидера 1940-х гг. Брюс Бойд Рэйбёрн, который оставался во главе исследовательской деятельности Нью-орлеанского джазового архива до конца 2017 г. Летом 2019 российская делегация посетила Архив, где с нами встретился заместитель куратора Линн Абботт, который при Рэйбёрне был штатным архивистом учреждения. Нынешний куратор Архива, музыкальный журналист и ведущая винилового шоу на нью-орлеанской радиостанции WWOZ Мелисса Вебер, вступила в должность через месяц после нашего приезда, так что с ней мы, увы, не общались.

Здание, где находится Hogan Jazz Archive
Здание, где находится Hogan Jazz Archive

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Как хранят историю джаза на его родине? Старейший в мире Нью-Орлеанский джазовый архив им. Хогана

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяГлавные альбомы-5. Пианист Алексей Подымкин о самых важных для себя джазовых пластинках
Следующая статьяЗаписки музыканта. Всюду жизнь: Стас Майнугин о VI джазовом фестивале в Альметьевске
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Кроме корнета, хайли лайкли принадлежащего Луи Амстронгу, и автографа на платке, для обычной публики в этом музее нет ничего того, что напоминало бы о маэстро: ни предметов, ни афиш, ни описания в тексте.

    Зато очень много полудолларовых монет, что очень точно соответствует названию музея.

    • А это и не музей Луи Армстронга, это музей американского джаза. К соответствующим датам бывают экспозиции, полностью посвящённые Армстронгу — вот как описанная в тексте экспозиция, посвящённая Луи Приме. Но темы Армстронга — только небольшая часть того, чем занимается музей. Напомним, что Армстронг провёл в НО только первые 22 года своей жизни и почти ничего, что с этими годами связано, не сохранилось. Всё, что в фондах нью-орлеанского музея есть по Амстронгу, было подарено им самим уже в 60-е гг.
      Если хочется посмотреть «то, что напоминало бы о маэстро», идти надо в Дом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке. Там, собственно, почти всё, что Армстронг отставил в этой жизни — в том доме он прожил почти 30 лет и в нём же умер. Рассказ об этом музее у нас ещё впереди.

Добавить комментарий для Редакция Джаз.Ру Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.