Эбби Линкольн (1930-2010): певица, актриса, борец за справедливость

0
Abbey Lincoln
Abbey Lincoln
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Текст основан на биографическом очерке, опубликованном в №5 бумажной версии журнала «Джаз.Ру» за 2010 г.

Август 2020 — это сразу две даты, связанные с одной из самых ярких джазовых певиц «золотой эры джаза», 1950-60-х гг.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Эбби Линкольн (Abbey Lincoln) родилась 90 лет назад, 6 августа 1930 года, а 10 лет назад — 14 августа 2010 — ушла из жизни в возрасте 80 лет.

В джазе было и есть много разносторонних личностей, но Эбби была какая-то особенная даже по джазовым меркам. Она снималась в известных фильмах, получавших престижные призы. Так, фильм 1968 г. «Ради любви Айви», где она играла рядом с самим Сиднеем Пуатье, первой афроамериканской суперзвездой киноэкрана, получил первую премию на фестивале в Сан-Себастьяне и был дважды номинирован на «Оскар», причём одна из номинаций принадлежала именно Линкольн за «Лучшую роль второго плана».

Кадр из фильма «For Love of Ivy» (1968). Слева направо актёры: Лори Питерс, Сидней Пуатье, Бо Бриджес, Эбби Линкольн
Кадр из фильма «For Love of Ivy» (1968). Слева направо актёры: Лори Питерс, Сидней Пуатье, Бо Бриджес, Эбби Линкольн

Она выпускала успешные альбомы, записанные с крупнейшими инструменталистами того времени (Сонни РоллинзМакс Роуч), и участвовала в движении за гражданские права афроамериканцев, причём на определённом этапе даже более активно, чем в работе на музыкальной сцене — настолько активно, что один известный джазовый критик в 1960-е оскорбительно определил её положение словосочетанием «профессиональная негритянка». А в последние два десятилетия жизни, много и успешно выступая на джазовой сцене, она завоевала новую репутацию — автора собственных умных и серьёзных песен.

Она родилась в Чикаго 6 августа 1930 года. Её настоящее имя — Анна Мари Вулдридж. Она была десятым ребёнком в семье, где было 12 детей. В начале 50-х, едва достигнув гражданского совершеннолетия, Анна Вулдридж отправилась из городка Каламазу в сельской части штата Мичиган, где выросла, на Западное побережье и дальше, на Гавайские острова, чтобы начать самостоятельную жизнь. В Гонолулу она два года проработала в ночном клубе, где впервые услышала пение Билли Холидей. Влияние Леди Дэй на собственное творчество Эбби Линкольн оказалось огромным, она никогда его и не скрывала: как и Холидей, она не могла «просто» петь тексты песен — она обязательно должна была пропустить текст через своё личное восприятие, верить в то, что она поёт, рассказывать свою личную, сокровенную историю, выражать собственные эмоции, а не просто пропевать ноты.

После переезда в Лос-Анджелес в середине 1950-х появилась на свет собственно Эбби Линкольн — артистическое имя, которое придумал для молодой певицы известный автор текстов песен Боб Расселл (1914-1970), написавший слова, например, для хитов оркестра Дюка Эллингтона «Do Nothin’ Till You Hear From Me» и «Don’t Get Around Much Anymore». Расселл стал менеджером Эбби и устроил ей запись первого альбома, «Affair. …A Story of a Girl in Love» (Liberty, 1956), на котором она пела довольно легковесный репертуар в сопровождении безымянного оркестра (впрочем, в качестве одного из аранжировщиков выступал саксофонист Бенни Картер, что было весомым признаком качественной работы), но голос её уже тогда обещал весьма яркое и сильное будущее.

Тогда же, в 56-м, Линкольн снялась в своём первом фильме — комедийном мюзикле режиссёра Фрэнка Ташлина «The Girl Can’t Help It» («Что ж девушке поделать»), тексты песен для которого — в том числе для заглавной темы, лёгкого рок-н-ролла в истошном исполнении Литтл Ричарда — написал её менеджер Расселл. В фильме Эбби Линкольн, одетая в роскошное красное платье (интересно, что это то самое платье, которое Мэрилин Монро носила в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» — да-да, не точно такое же, а именно то же самое!), поёт весёлый ритм-н-блюзовый номер «Spread the Word» с легкомысленными отсылками к эстетике госпелз, афроамериканских церковных песнопений.

Второй альбом Эбби Линкольн, «That’s Him», вышел на нью-йоркском лейбле Riverside в 1957 г. Это была уже вполне серьёзная джазовая работа, среди её аккомпаниаторов здесь были саксофонист Сонни Роллинз, трубач Кенни Дорэм, пианист Уинтон Келли, контрабасист Пол Чемберс и барабанщик Макс Роуч (1924-2007).

Встреча с Роучем стала, пожалуй, самой важной встречей в жизни Линкольн — она позже иронически говорила, что, познакомившись с великим барабанщиком, «сунула платье Мэрилин в печку и пошла за Максом, не оглядываясь».

Max Roach, Abbey Lincoln
Max Roach, Abbey Lincoln

Самый, наверное, известный плод сотрудничества Макса Роуча и Эбби Линкольн — это её участие в написанной Роучем яростной агитационно-пропагандистской сюите за права негритянского населения, «We Insist! Freedom Now Suite» (название сюиты не использует никакого эзопова языка: «Мы настаиваем! Свобода сейчас»). Тексты для сюиты написал Оскар Браун-мл., чьи песни Эбби Линкольн записывала ещё на своём альбоме 1957 г. Роуч записал сюиту на пластинку для лейбла Candid, и эта работа стала хрестоматийной по теме «джаз и движение за гражданские права».

Надо признать, слышало её гораздо меньшее количество людей, чем ссылается на неё как на хрестоматийный пример — когда злободневная актуальность этого незаурядного сочинения снизилась, коммерческие её продажи не впечатлили: шоу-бизнес, конечно, с успехом переваривал и осваивал «протест» 60-х как товар, но не в таких раскалённо-радикальных воплощениях. Существует несколько разной степени удачности видеоверсий (точнее, киноверсий) сюиты, сделанных в основном в Европе: лучше всего известна та, что снята западногерманским телевидением в Баден-Бадене (вокал — Эбби Линкольн, барабаны — Макс Роуч, саксофон — Клиффорд Джордан, фортепиано — Коулридж Перкинс, бас — Эдди Кан).

Тут-то репутация Эбби Линкольн в шоу-бизнесе и пошатнулась. Из многообещающей джазовой певицы она стала активисткой афроамериканского протестного движения, той самой, по выражению критика-расиста, «профессиональной негритянкой». И последней её записью во все 1960-е годы стал альбом «Straight Ahead» (Candid) — тот самый альбом, один из треков которого («Retribution») и побудил белого критика столь уничижительно отозваться о певице.

В 1962 г. Линкольн вышла замуж за Макса Роуча, погрузилась в борьбу за гражданские права и на долгих два десятилетия прекратила выступления на джазовой сцене. Правда, она снималась в кино, главным образом в фильмах чёрных режиссёров с чёрными актёрами, но не только: тут был и любимый фильм лидера чёрных радикалов Малькольма Икс — «Nothing But a Man» (1964), и упомянутый выше «For Love of Ivy» с Сиднеем Пуатье, но были и более «развлекательные» работы. По мере того, как к концу десятилетия отпугнутые её репутацией продюсеры более серьёзных фильмов переставали звонить, они постепенно стали единственным видом заработка для Эбби. Был и телесериал 1968 г. «The Name of the Game», и даже один эпизод в самом первом, оригинальном сериале «Mission: Impossible» (1971). Не было только музыки.

Актёр Айван Диксон и Эюи Линкольн в фильме «Ничто, кроме мужчины» (1964)
Актёр Айван Диксон и Эбби Линкольн в фильме «Ничто, кроме мужчины» (1964)

Движение шло разными путями, и не все они вели ввысь. Логика борьбы вмешивалась в логику жизни. В 1970 г. браку Линкольн и Роуча пришёл конец, певица (впрочем, в это время совсем не выступавшая) покинула Нью-Йорк и поселилась в Лос-Анджелесе в скромнейшей квартирке над гаражом, а в 1972-м на время вообще уехала из Соединённых Штатов — туда, куда её, как ей казалось, вела та самая логика борьбы: в Африку. Там она была героиней и наслаждалась своей репутацией борца за чёрное дело.

Два народа дали ей почётные африканские имена: в Гвинее её назвали Амината, а в Заире — Мосека, и это второе имя ей настолько нравилось, что довольно долгое время она даже подписывалась как Эбби Мосека Линкольн. В Африке она начала писать песни. Но после развода с Максом Роучем больше никогда не вышла замуж.

В 1980-е Линкольн вернулась в Нью-Йорк, стала вновь выступать и записываться. Достойны внимания два её альбома-посвящения Билли Холидей, записанные во второй половине 80-х для европейского лейбла Enja. Именно тогда на её жизненном пути появился Жан-Филипп Алляр, продюсер французского отделения лейбла PolyGram. Начиная с 1990 г., он спродюсировал восемь её альбомов для лейбла Verve, и первый же — «The World Is Falling Down» — получил очень хороший приём и у критики, и у публики.

Газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала интервью с Эбби Линкольн по поводу выхода этого её альбома, ставшего, волею судеб, последним в её дискографии. Когда альбом вышел, Эбби как раз оправлялась от операции на открытом сердце, которую перенесла весной 2007 г. Она с гордостью говорила о своих песнях и, процитировав корреспонденту текст одной из них, сказала:

—Не знаю, почему кто-то может захотеть бросить всё это. Я, например, не хочу. В этом весь смысл моей жизни.

Она и не бросала: Эбби Линкольн выступала до последних дней своей жизни, регулярно появляясь, например, в знаменитом нью-йоркском клубе Blue Note. Путешествовала она и по джазовым фестивалям, особенно в Европе.

Поздние годы жизни Эбби Линкольн хорошо показаны в 90-минутном документальном фильме «Abbey Lincoln: The Music is the Magic», завершённом режиссёром-оператором Кэрол Фридман в 2010 г.: мы видим сильную, гордую и талантливую женщину, живущую одной только музыкой. Да, её голос уже совсем не таков, каким он был в молодости. И что с того? «Я многому научилась у Билли [Холидей], — говорила она в интервью газете Washington Post в 2006 г. — Я пою не для того, чтобы показать, какой у меня хороший голос. Я пою, чтобы рассказать историю. И делаю это не для того, чтобы кого-то развлечь: я делаю это для себя самой». Такой Эбби и ушла из жизни.

Предыдущая статьяПродюсер Станислав Майнугин приглашает в Ярославскую область на опен-эйр «Джаз тихой заводи»
Следующая статьяПианист Брэд Мэлдау: полвека в поиске внутри и вне пределов мэйнстрима
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.