Главные альбомы-7. Пианист Алексей Подымкин о самых важных для себя джазовых пластинках

0
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Пианист Алексей Подымкин продолжает рассказывать читателям «Джаз.Ру» о джазовых альбомах, которые сформировали его как артиста. В седьмом (из запланированных 10) выпуске речь идёт о двух альбомах, в создании которых участвовал германский аранжировщик, дирижёр и композитор Клаус Огерман.

Продолжение. См. Выпуск №1; Выпуск №2Выпуск №3Выпуск №4; Выпуск №5; Выпуск №6

Конечно, есть абсолютно очевидные, я бы даже сказал — хрестоматийные альбомы, мимо которых пройти невозможно ни одному уважающему себя джазовому музыканту, ответственно и серьёзно относящемуся к пути, который он выбрал. В этом списке обязательно будут альбомы (и явно не по одному) Майлза, Монка, Бёрда, Трэйна, Келли, Мингуса, Диззи, Роллинза, Дюка, Блэйки, Шортера, Хендерсона, Гетца, Маккоя, Силвера, Хаббарда, Декстера и многих других гигантов из числа тех, кого в джазе принято назвать только одним именем, неважно — личное ли это имя, прозвище или фамилия.

Но я стараюсь в этом цикле текстов рассказать в первую очередь истории появления того или иного альбома в моей жизни, причём в связи с конкретными людьми.

Два альбома, которые я выбрал на сегодня, связывает то, что в работе над ними участвовал Клаус Огерман (Claus Ogerman). При этом записали эти альбомы очень разные, но очень близкие мне пианисты при участии джазовой ритм-секции и почти симфонического оркестра.

обложка альбома
обложка альбома

Oscar Peterson «Motions and Emotions» (MPS, 1969)

Альбом с Питерсоном более легкослушаемый, более коммерческий. Во многом — благодаря выбранным мелодиям: некоторые из на слуху у большинства людей («Sunny», «Yesterday», «Eleanor Rigby»). Понимаю, что сейчас навлеку на себя гнев и проклятия «битломанов», но скажу честно: я не люблю музыку «ливерпульской четвёрки» и даже придерживаюсь мнения, что их появление и возникший впоследствии дикий ажиотаж вокруг них повернул развитие популярной музыки не в то русло. Но это всего лишь моё личное мнение.

Поэтому, конечно, этот альбом меня заинтересовал не наличием двух битловских хитов, а в первую очередь новой для меня формой взаимодействия джаза и академической музыки.

Аранжировки Огермана звучат очень изысканно. Особенно меня впечатлили тогда оркестровые интродукции и те моменты, когда после этих интерлюдий начинает играть ритм-секция. В этом было что-то завораживающее. Удивительно, но и сейчас, спустя 30 лет, ощущения те же самые.

И, конечно, интересна история, как у меня эта пластинка оказалась.

В Барнауле в те годы единственным полноценным джазовым событием был ежегодный фестиваль, который проходил весной в ДК Меланжевого комбината. В основном участвовали местные силы, музыканты из сибирских и уральских городов и — иногда — гости из Москвы, Донецка, Риги и Ленинграда. Фестиваль обычно шёл два-три дня, и для меня это всегда был настоящий праздник, несмотря на то, что организаторы фестиваля много лет подряд с завидным постоянством отказывали мне в участии в концертной программе фестиваля, неизменно приговаривая «маладой ишшо».

И вот на одном из фестивалей я познакомился с одним известным новосибирским музыкантом, у которого как раз купил эту пластинку и ещё альбом Эрролла Гарнера (на восточногерманском лейбле Amiga-Jazz). Цена была кусачая, конечно, и явно завышенная: 10 советских рублей за Гарнера и 30 за Питерсона — но я не торговался и потом ни на секунду не пожалел о своих приобретениях. В будущем мы очень тесно общались с этим человеком, сыграли вместе не один десяток концертов, записали не меньше шести дисков и откатали не один гастрольный тур. И он на протяжении многих лет абсолютно безвозмездно снабжал меня записями из своей огромной коллекции, за что я ему очень благодарен — не говоря о том, как много он сделал для развития джаза в Сибири. Зовут этого человека Сергей Беличенко. Здоровья ему!

Алексей Подымкин и Сергей Беличенко
Алексей Подымкин и Сергей Беличенко

От редакции. Альбом был записан в 1969 году. Квартет Оскара Питерсона (гитарист Бакки Пиццарелли, басист Сэм Джонс и барабанщик Бобби Дёрэм) играл в любимой европейской студии Оскара Питерсона — MPS в городке Филлинген-Швеннинген в регионе Шварцвальд на самом юге Германии, близ границы со Швейцарией. Владелец студии, миллионер Ханс-Георг Бруннинг-Швер, выступил здесь в роли не только инвестора-продюсера, но и звукоинженера. Студия работает и сейчас, хотя её основатель ушёл из жизни полтора десятилетия назад. В его честь она называется теперь по его инициалам — HGBS. Там по-прежнему стоит тот же, что в 1969 году, рояль «Бёзендорфер Империал», который поставил туда Фридрих Гульда и на котором так любил играть Оскар Питерсон.

Интересно, что оркестровые партии для этого альбома были записаны вовсе не в Германии, а в Нью-Йорке, в A&R Studios: Огерман к тому моменту уже десять лет жил в Нью-Йорке и занимался написанием аранжировок для поп-музыки. Но Оскару Питерсону активно не понравился рояль в нью-йоркской студии, а вот в рояль в далёком Филлингене он был буквально влюблён. Когда пианист объявил, что не будет играть на имеющемся в нью-йоркской студии инструменте, оркестр уже сидел в студии, и Бруннинг-Швер встал перед непростым решением: музыкантам следовало заплатить в любом случае, они уже были наняты, будет играть Питерсон или нет. Поэтому оркестр был записан в Нью-Йорке, а квартет Питерсона наложили через несколько недель в Германии. Столь впечатлившие Алексея переходы от оркестровой ткани к звучанию джазового квартета — результат искусного монтажа, выполненного задолго до прихода цифровых технологий сугубо аналоговыми способами.

«Bill Evans Trio with Symphony Orchestra» (Verve, 1966)

обложка альбома
обложка альбома

Альбом с Биллом Эвансом, конечно, намного серьёзней и глубже. Вот это действительно можно без преувеличения назвать примером настоящего симфоджаза.

Примечательно: до того, как у меня появилась эта пластинка, в мои руки благодаря моему доброму барнаульскому приятелю Славе Иванову, который тогда учился в Гнесинском институте в Москве, попали ноты этого альбома, которые я начал тщательно разбирать.

Музыка, которую я услышал в исполнении трио Билла Эванса и оркестра под управлением Огермана, превзошла мои ожидания. Она оказалась более многослойной, более многоцветной (при том, что основной цветовой тон всего альбома — приглушённый, строгий, ассоциативно очень напоминает картины художников «Северного Возрождения» — Питера Брейгеля или Лукаса Кранаха). И снова Клаус Огерман проявляет себя в этой работе как Мастер, создающий идеальную атмосферу для обрамления импровизационных эпизодов в исполнении трио.

Клаус Огерман и Билл Эванс
Клаус Огерман и Билл Эванс

От редакции. Этот альбом был записан в октябре и затем в декабре 1965 года в знаменитой студии звукоинженера Руди Ван Гелдера в городке Инглвуд-Клиффс, штат Нью-Джерси — рядом с центром Нью-Йорка, но в другом штате, за рекой Гудзон. Точный состав оркестра, которым дирижировал при записи Клаус Огерман, неизвестен. Мало того, источники разнятся и относительно того, кто именно играл в трио Билла Эванса: на контрабасе совершенно точно был Чак Израэлс, а вот партии ударной установки разные историки джаза приписывают кто Ларри Банкеру, а кто — Грэйди Тэйту. Зато точно известно, кто был продюсером альбома: Крид Тейлор, будущий создатель лейбла CTI и связанного с его релизами характерного звучания, тоже богатого на введение в джазовый контекст тембров симфонического оркестра.

Если вы ещё не слышали эти записи, советую послушать оба этих альбома: они демонстрируют важность индивидуального подхода в деле написания аранжировки. И чем круче аранжировщик, тем больше в его арсенале красок и кистей.

И ещё мне очень нравятся два альбома Огермана в сотрудничестве с саксофонистом Майклом Бреккером: «Cityscape» (1982) и «Claus Ogerman featuring Michael Brecker» (1991), а также совершенно невероятный по музыке «Symbiosis» (1974) Билла Эванса — также с аранжировками Клауса Огермана.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя