Летом 2021 года международный фестиваль «Джазовая провинция» отметил свой двадцать пятый день рождения серией концертов в нескольких городах России. На самом деле юбилей «Джазовой провинции» пришелся на 2020 год, но, по понятным причинам, фестиваль не смог отпраздновать его должным образом.
В этом году, несмотря на всё ещё непростую эпидемиологическую обстановку, у друзей фестиваля появилась возможность после двухлетнего перерыва снова услышать живьём создателя и бессменного руководителя «Джазовой провинции» — курского пианиста Леонида Винцкевича и его ансамбль New Art.
В юбилейных концертах «Джазовой провинции» также приняли участие музыканты из Германии: это происходило в рамках Года Германии в России 2020/21. Германию представлял неповторимый Аркадий Шилклопер, а также уже выступавшие в России несколько лет назад Kairos Trio.
Фестиваль стартовал 18 июня в московском джаз-клубе «Эссе», который уже несколько лет по праву удерживает позиции одного из лучших джазовых мест столицы — благодаря оригинальным проектам и громким именам российских и зарубежных музыкантов, выступления которых составляют ежедневную афишу клуба. К Леониду Винцкевичу и New Art на сцене присоединилась вокалистка Ксения Коробкова. Она принимала участие в фестивале «Вейсэ Джаз» Игоря Бутмана и в телешоу «Голос» Первого канала, где стала полуфиналисткой пятого сезона, а также выступала в Карнеги-холл в Нью-Йорке. А во втором отделении выступил мультиинструменталист и мастер импровизации на духовых инструментах — Аркадий Шилклопер, почётный член Международного общества валторнистов, активно сотрудничающий с камерными, духовыми, джазовыми и симфоническими оркестрами. В его арсенале 16 музыкальных инструментов, но в этот вечер гости «Эссе» услышали два: валторну и флюгельгорн.
В следующий вечер поклонникам джаза в клубе «Эссе» был представлен коллектив немецких музыкантов — Йоханнес Маас (гитара), Файт Штайнманн (виолончель) и Яник Хюш (ударные). Название Kairos Trio было выбрано не случайно: в древнегреческой мифологии Кайрос — бог счастливого мгновенья. Сильное и эмоциональное выступление немецких музыкантов вдохновлено великим наследием музыкальных традиций со всего мира — мелодиями, в которых так гармонично сливаются тонкие нюансы с драйвовыми ритмами.
Импровизация — то, что отличает джаз от других музыкальных направлений. Однако импровизировать музыкантом пришлось не только на сцене. К сожалению, ковидные ограничения не дали реализовать обещанные фестивальные концерты и мастер-классы в Туле на этом этапе. На данный момент ведутся переговоры с руководством тульского творческо-индустриального кластера «Октава» о возможности проведения там осенних концертов.
Следующим городом, приветствовавшим «Джазовую провинцию» стал Орёл. 21 июня на сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева арт-директор фестиваля Леонид Винцкевич и New Art совместно с Ксенией Коробковой представили публике свою программу, в которой большую часть композиций написал саксофонист Николай Винцкевич, сын Леонида — обладатель премии Майлза Дэйвиса, игравший с легендарными джазменами от Лайонела Хэмптона и Рэнди Бреккера до Ленни Уайта. Николай неоднократно представлял российский джаз на фестивалях Европы, Америки, Скандинавии и много выступал по всей России.
Очень тепло слушатели встретили Аркадия Шилклопера, поклонники завалили его вопросами и долго не отпускали музыканта после концерта.
Для ребят из Германии концерты «Джазовой провинции» стали первыми за всё время с начала пандемии, поэтому в каждой ноте немецкого трио ощущалась радость общения со слушателем.
23 и 24 июня на родине фестиваля — в Курске, в концертном зале «Свиридовский» — состоялись концерты с участием тех, кто на протяжении многих лет был лицом «Джазовой провинции». Открывал концерт член Союза композиторов, обладатель российского ордена Дружбы, а также Премии им. Уиллиса Коновера («Голос Америки»), автор энциклопедических словарей о джазе, множества статей и книг — Владимир Фейертаг, широко известный в джазовых кругах не только в России, но и далеко за её пределами. На сцене поклонников приветствовали хозяева фестиваля — Леонид Винцкевич и New Art, состав которого уже несколько лет остается неизменным. Это саксофонист Николай Винцкевич, ещё один член династии — бас-гитарист Сергей Винцкевич, брат Леонида, выступавший с ним на джазовых площадках России, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии и Германии, а также яркий московский барабанщик Вартан Бабаян и курский гитарист Александр Малаховский — талантливый музыкант, обладающий собственным звучанием, который также принимал участие в международных джазовых фестивалях России, Эстонии и Литве. С ними на сцену выходила и Ксения Коробкова, украсившая своим голосом несколько композиций. В концерте принял участие Аркадий Шилклопер, покоривший публику своим мастерством, и Kairos Trio, чьё эмоциональное выступление не оставило никого равнодушным.
Гостями концерта в первый вечер стал контрабасист Евгений Онищенко, доцент кафедры джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных, автор методических пособий для контрабаса. Не обошлось без кадровой импровизации и здесь: к сожалению, народный артист России, легендарный джазовый пианист Игорь Бриль, который в своё время неоднократно был участником «Джазовой провинции», не смог на этот раз присутствовать на фестивале. Его заменил талантливый, очень глубокий музыкант, один из самых известных в мире российских джазовых пианистов — Яков Окунь.
За барабанами был Александр Зингер, барабанщик универсального дарования (он выступает и на джазовой сцене, и в рок-музыке — в частности, в группе певицы Земфиры), который заворожил публику своим мастерством. Концерт был посвящен памяти Германа Лукьянова, одного из ярчайших отечественных джазменов, вводивших интонационный и мелодический язык русского музыкального фольклора в стилистическую систему модерн-джаза 60-х.
С каждым днем фестиваль набирал обороты, и 24 июня на сцене КЗ «Свиридовский» поклонникам джаза был представлен поистине грандиозный концерт, посвященный композитору Джорджу Гершвину и ставший настоящим праздником как для музыкантов, так и для слушателей.
Открывал концерт Симфонический оркестр Курской государственной филармонии. Дирижировал прекрасный интерпретатор произведений Гершвина — Фредди Каден, под руководством которого оркестр всегда приобретает новые краски, ритмику и энергетику. К симфоническому оркестру на сцене добавились именитые мастера: академический трубач Евгений Гурьев — солист оркестра Государственного академического Большого театра России, его джазовый коллега Виталий Головнёв, уже много лет живущий в Нью-Йорке и выступающий на джазовых сценах по всему миру, ну и, конечно, Николай Винцкевич.
Во втором отделении был представлен проект «Симфоджаз братьев Ивановых», имеющий историю продолжительностью уже почти четверть века. Братья Ивановы — заслуженные артисты РФ Михаил Иванов (фортепиано) и Андрей Иванов (контрабас) — в нынешнем воплощении своего монументального проекта вышли на сцену с Александром Зингером на ударных.
Солировали вокалистки Полина Орбах и Мари Карне. «Симфоджаз братьев Ивановых» входит в число самых посещаемых концертных абонементов в столице и стал своеобразной творческой мастерской для многих известных отечественных и зарубежных музыкантов как джазового, так и академического направления.
Завершился вечер феерическим джемом, где учитель и ученик — Леонид Винцкевич и Михаил Иванов — играли за одним роялем.
В этот же вечер продюсер и постоянный партнёр фестиваля «Джазовая провинция» в Воронеже — Александр Лукинов — представил в своём городе гостям арт-пространства «На Крыше под куполом» немецких музыкантов Kairos Trio и Аркадия Шилклопера.
Концерты проходили с соблюдением карантинных мер, количество мест в зале было ограничено, и не все смогли попасть в КЗ «Свиридовский», поэтому 25 июня Леонид Винцкевич с New Art и Kairos Trio дали бесплатный концерт на Театральной площади Курска для всех желающих. А уже на следующий вечер Винцкевич и New Art радовали публику Воронежа, а Kairos Trio дали концерт в Курске, в клубе Red Stone.
А 27 музыканты снова собрались вместе «На Крыше» в Воронеже. С высоты птичьего полёта открывался удивительный вид на город, что добавляло особенный шарм вечеру джаза. К удовольствию публики, Аркадий Шилклопер не только сыграл композиции на валторне и флюгельгорне, но и представил свой знаменитый альпийский рог! Инструмент изготовлен не из традиционного дерева, а из углепластика, что позволяет сохранить звучание, потеряв в весе.
Праздник джаза в Воронеже стал возможен благодаря создателю площадки «Под куполом» — Виктории Шестаковой. Здесь не только выступают именитые джазмены, но и стартуют многие некоммерческие проекты, образовательные программы и начинающие музыканты.
Заключительный концерт первого этапа фестиваля прошел в Брянске 28 июня. Всё те же ковидные ограничения не позволили музыкантам из Германии присутствовать на этом вечере. Тем не менее, концерт прошёл на высшем уровне. Диалог музыкантов и публики, обмен эмоциями и энергетикой — это то, чего всем нам особенно не хватает в условиях пандемии.
Заключительные концерты юбилейного XXV фестиваля планируется провести осенью. Можно с уверенностью сказать, что публику ждет не менее звёздный состав музыкантов. Надеемся, что всё получится.
Администрация фестиваля благодарит Комитет по культуре Курской области, программу «Год Германии в России» (Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, Гёте-Институт в Москве, а также Российско-Германская внешнеторговая палата), Курскую государственную филармонию, «Кемикал Лидерс», Вагонмаш, банк ВТБ Воронеж, Igor Butman Music Group, радио «Орфей», радио Jazz 89.1 FM, портал Jazzpeople, журнал «Джаз.Ру» и других партнёров в городах маршрута.
Спасибо за интересный репортаж, особо хочу отметить: фотографии просто шикарные.