Фото © Марина Скрипкина
Новый опен-эйр фестиваль появился на джазовой карте России. Называется он «Осень в Швейцарии». Швейцария — историческое название старейшего парка Нижнего Новгорода, города, отмечающего в этом году 800-летний юбилей и пережившего по этому поводу грандиозное благоустройство. Открытие после благоустройства парка «Швейцария» как раз и ознаменовалось двухдневным джазовым фестивалем, который прошёл 11 и 12 сентября. Название, кстати, придумал нынешний глава города Юрий Шалабаев.
— Идея фестиваля родилась в ходе обсуждения с областным руководством и федеральными гостями, которые приезжали осматривать ход благоустройства, — рассказал Юрий Шалабаев. — Поступило предложение провести джазовый фестиваль, тем более, что джаз пользуется популярностью у нижегородцев. Сегодня мы видим, как тепло воспринята эта идея.
Действительно, нижегородцы живо откликнулись на предложение провести два дня в парке на разных его площадках. Неверная сентябрьская погода милостиво улыбнулась, солнце светило вовсю, вход свободный — что ещё нужно любителю джаза, соскучившемуся по большим музыкальным событиям?
Организаторы фестиваля, Юлия Скугаревская, Евгений Шишенков и Дарья Гительсон, собрали и реализовали программу меньше чем за две недели. Стандартная концепция фестиваля на открытом воздухе со свободным входом — первый день отдан нижегородцам, на второй приглашены звёзды мировой величины — привлекла и семьи с детьми, которых притягивала атмосфера праздника, и ценителей со стажем.
Парку «Швейцария», раскинувшемуся на три с половиной километра по высокому берегу Оки, больше ста лет. Самая разная музыка не раз звучала на его просторах, начиная с легендарной танцплощадки, где в семидесятых годах гремела культовая рок-группа «Второе дыхание». Но такое, чтобы на нескольких камерных площадках одновременно играл джаз, в «Швейцарии» произошло впервые.
Шесть нижегородских составов, некоторые из которых были собраны специально под фестиваль, — это группы Parolibre, Rushband, дуэт Uptown, два трио — Евгения Шишенкова и Вадима Абрамова, и квартет Сергея Журакова. В последнем собрались самые сильные музыканты — саксофонист Владимир Макаров, клавишник Дмитрий Громов, басист Сергей Жураков и барабанщик Леонид Бронштейн, у троих за плечами десятилетия джазовых выступлений. Конечно, это был день джазовой традиции.
На афише второго дня — Даниил Крамер и Игорь Бутман, в особом представлении не нуждающиеся. Оба — народные артисты России, достигшие запредельных исполнительских высот музыканты, оба — композиторы, аранжировщики, организаторы, популяризаторы, общественные деятели. Местные матёрые любители джаза помнят эти имена еще по 80-90-м годам, когда в Горьком / Нижнем Новгороде закладывались мощные джазовые традиции, постоянно проводились джазовые концерты и фестивали («ММК-джаз», «Джаз России» и другие), работали джаз-клуб «Джем-престиж» и джазовое «Радио Престиж». Игорь Бутман был одним из партнёров продюсера Вячеслава Уланова (1949-2009), с которым они вместе осуществляли международные проекты. Многие зрители со стажем пришли целенаправленно послушать этих музыкантов — причём с их постоянными сценическими партнёрами, а не в сопровождении местных сессионных музыкантов (не в обиду им сказано).
Не случайно Игорь Бутман напомнил журналистам, что большинство нижегородцев очень хорошо разбирается в музыке.
— Здесь всегда интересно, всегда здорово. Город с большими джазовыми традициями! Приходит молодой мэр, рассказывает о джазе. Надеюсь, что нас будут приглашать каждый год, и мы будем предъявлять что-то новое и радовать; надеюсь, что будут играть и наши зарубежные коллеги самого высочайшего уровня, — сказал он.
Оба хэдлайнера прозвучали зажигательно и подняли до максимума градус восторга у публики. Даниил Крамер, постоянный гость нижегородской филармонической сцены, год за годом привозит сюда свои джазовые абонементы. Блистательный пианист, Крамер чутко реагирует на флюиды публики. Перед выступлением он практически полностью, за вычетом одной композиции, поменял свою программу. Балансируя между классикой и джазом, порхая над клавишами, демонстрируя свою филигранную технику, удивляя узнаваемыми вставками из классических пьес, Даниил Крамер увлекает публику неизменно. Не стал исключением и этот фестиваль.
Саксофонист-стихия, Игорь Бутман обрушился на нижегородцев всей своей многогранной мощью: сокрушительный драйв и напор, инструментальное могущество, импровизационная свобода, тонкий джазовый юмор, бешеный темп (а он же ещё и постоянно подгоняет свой квартет!) Авторские композиции и джазовые стандарты, попурри из советских мультфильмов, которому подпевали и хлопали (в первую очередь дети, конечно), «Ностальгия» и несколько вокальных номеров, о которых надо сказать отдельно.
В квартете Игоря Бутмана играют прекрасные молодые музыканты: гитарист Евгений Побожий, контрабасист Артём Баскаков, пианист-вокалист Олег Аккуратов. «Лучший в мире контрабасист», «лучший в мире гитарист» — представлял их лидер. Ну, барабанщик Эдуард Зизак, почти всегда выступающий с Игорем Бутманом в Нижнем Новгороде, — точно лучший в мире, с этим постулатом согласились все, с кем я успела поделиться впечатлениями от фестиваля. Барабанщик от Бога, поражающий и чувством ритма, и динамикой, и техникой, и виртуозными соло. Виртуоз к виртуозу, что еще скажешь об этом коллективе!
Олег Аккуратов для многих оказался джазовым откровением. Конечно, в Нижнем Новгороде смотрят «Голос». Но Аккуратов на «Голосе» и Аккуратов на одной сцене с Бутманом — это два разных Аккуратова. Конечно, несколько вокальных номеров, включая «Caravan» и «I Feel Good», не дают полного представления о вокальных возможностях и тембре голоса 32-летнего исполнителя. Но замечательные особенности его скэта невозможно не оценить.
Отдельная похвала Аккуратову-пианисту. Легкое туше, мощные пассажи, яркая выразительность, импровизационная свобода. А беглость временами такая, что я, признаться, так и вспомнила Сергея Курёхина времён «The Ways of Freedom» на лейбле Leo Records — альбома, оставшегося примером запредельной фортепианной техники.
Года два назад Олег, пробившись через барьеры пандемии, выступил у нас в Кремлёвском концертном зале. Судя по записям, этот концерт тоже не показал всего его потенциала. Хорошо бы послушать сольный концерт или отделение в сопровождении высококлассных партнёров.
Отдельно — о музыканте, который в составе трио открыл второй день фестиваля. Тони Карапетян — нижегородец. Помню его 11-12-летним мальчиком, впервые вышедшим на сцену фестиваля «Джаз России» — после победы на фестивале-конкурсе «Рояль в джазе». Это был Рубикон, пройдя который, классический пианист обнаружил себя в стране синкоп и свинга и начал исследовать джазовые границы и возможности — как исследует их до сих пор.
Тони вырос в большой дружной музыкальной семье с многообещающим смешением кровей: цыганская, еврейская, армянская. По материнской линии — много поколений артистов и музыкантов, по отцовской — больше деловых способностей, но тоже с творческой ноткой. Алексей Буздыханов, дядя Тони — фьюжн-гитарист с бенсоновскими и этническими нотками — был героем передачи «TV-сейшен», которую мы с телеколлегами сделали в 90-х. Разбирая старые аудиокассеты, я отметила комплименты, которые произнёс об этом гитаристе Алексей Николаевич Баташёв. В общем, музыки в доме хватало!
Тони — из тех музыкантов, кто сам формирует свою судьбу. Он много выступает и в родном городе, и в Москве, где играет в Клубе Алексея Козлова, и в других городах страны. Он уже выборочно относится к сотрудничеству и в музыке ограничивает себя стилями, которые отзываются в душе. Впрочем, стилей таких — изрядно, кроме того, Тони с одинаковым интересом движется туда, где неизвестность, и туда, где многое понятно. Таким образом, получается весьма необычный творческий фарватер, который достаточно трудно описать, но очень интересно следить за его поворотами.
— Я ни на ком особо не фокусируюсь, — объясняет Тони, — хотя мне нравятся определенные музыканты, стилистика power trio с элементами рока, пути развития этнической, фольклорной музыки.
Таким образом, от самого традиционного состава джазового трио — рояль, контрабас, барабаны — ждать традиционной музыки как раз не приходится. Участники трио высказываются на равных, имея написанный «скелет» композиции с сонатной, например, формой; наполняют ее эмоциями, фантазируют…
Пример такой композиции услышали на фестивале нижегородцы. «Просветление» — это довольно-таки серьёзная история про переживания современного человека. Сомнения, размышления, страх, почти апокалипсис. Чуткий слушатель распознает боли сегодняшней ковидной действительности даже в соло барабанщика Петра Ившина. Но за болью следует просветление!
И такой сложной музыке тоже есть место на джазовом фестивале.
— Формируя программу, мы следовали пожеланиям городского руководства, — объяснил концепцию Евгений Шишенков, музыкант, отельер, организатор концертов и фестивалей. — Двухдневный фестиваль предполагал присутствие звёзд мировой величины. Присоединился Тони Карапетян со своим трио, его популярность растет, он много гастролирует. Первый день мы отдали нижегородским музыкантам. Любой фестиваль — возможность некоего свежего глотка для нижегородских музыкантов, чтобы не падать духом и продолжать играть джаз. Этот день показал огромный энтузиазм нижегородских музыкантов, которые на общем гала-концерте рвались на сцену.
Огромный энтузиазм проявили не только музыканты, но и зрители. «Было такое ощущение, что это не наш город, а какой-то курортный. Столько людей, пританцовывающих, улыбающихся», — резюмировали в соцсетях.
P.S. Во время пресс-подхода автор этих строк задала вопрос Игорю Бутману.
Игорь, вы видели разные времена джаза: когда им занимались только любители, когда первые шесть советских джазовых солистов и составов стали выездными (включая «Аллегро», где вы играли, кстати), когда джазовое информирование было только в самиздате, когда джаз вышел на филармонические сцены, на федеральные ТВ каналы и т.п. Как, по сравнению с этими разными периодами джаз живет сейчас? Чего ему не хватает, и что в расцвете?
— У нас абсолютно полная свобода творчества, свобода передвижений. Сегодня музыканты имеют абсолютную свободу коммуницировать со своими коллегами из-за рубежа, выезжать на гастроли, встречаться в России, играть, импровизировать, работать, обмениваться идеями. Появляются международные проекты, международные группы: в онлайн, не в онлайн. У современных музыкантов есть все возможности. Огромный доступ к зрителям, доступ к славе, к узнаваемости. Ну, как мы узнаем, например, что есть такой музыкант Артём Баденко из Ростова-на-Дону? Мы увидели его в YouTube. Или Евгений Побожий — увидели его в соцсетях. Узнали, прочитали, кто-то порекомендовал. Можно ездить в любую страну мира, тебе никто не запрещает, тебя пригласили — визу получи и езжай. А некоторым можно и без визы ездить. Так что сейчас абсолютно другое время, джаз развивается, растёт потрясающая молодёжь, которая имеет возможность учиться во всем мире — и в Европе, и в Штатах, и в Азии, и у нас. К нам приезжают музыканты, которых мы никогда не мечтали услышать.
А чего не хватает?
— Единственное, чего не хватает, — работы над мастерством. Для того, чтобы заниматься, изучать, есть всё. Тем, у кого получается, хватает всего.
ВИДЕО: сюжет о фестивале на канале День ГородаНН