Европейская джаз-конференция в Таллине: джазовая сцена ищет новые пути в изменившемся мире

1
Kadri Voorand
Kadri Voorand
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

Не будем обманывать себя: мир уже не будет таким, каким был до ноября-декабря 2019. Пандемия многое изменила, и кое-что изменила необратимо. Как и другие виды осмысленной человеческой деятельности, джазовое искусство (и обслуживающая его индустрия джаза) не были готовы к переменам. Приспосабливаться пришлось на лету. Но джазу не привыкать приспосабливаться к историческим переломам.

В Таллине, столице Эстонии, 16-19 сентября прошла Европейская джаз-конференция — съезд Европейской джазовой сети. Europe Jazz Network — это международная организация, которая объединяет 173 джазовые организации, 121 джазовый фестиваль и 66 джазовых клубов и концертных площадок в 34 странах. Это не только Евросоюз: часть стран, где есть члены EJN, не входит в ЕС (например, Сербия или Великобритания), а часть даже и расположена, строго говоря, не в Европе (например, Израиль или Турция). В прежние времена в Европейской джазовой сети были и организации-члены из России. По состоянию на 2021 г. таких нет. Однако ваш корреспондент, главный редактор российского джазового издания, участвовал в European Jazz Conference-2021, поскольку «Джаз.Ру» входит в Europe Jazz Media — вольную ассоциацию европейских джазовых изданий, которую связывают с Europe Jazz Network партнёрские отношения. Собственно, «Джаз-медиа Европы» впервые собрались и заявили о своём существовании именно в рамках Европейской джаз-конференции, и случилось это ровно 10 лет назад, в 2011 году, и тоже в Таллине: конференция путешествует по разным странам, собираясь каждый год в другом городе — в 2018 это был Лиссабон (Португалия), в 2019 — Новара (Италия).

Прошло почти два года с начала пандемии. И вот, пропустив 2020-й, Европейская джаз-конференция впервые после Новары собралась очно — 220 делегатов и гостей из 34 стран. Правда, не без ограничений. Приехать в Эстонию могли только полностью вакцинированные делегаты, внутри помещений (два сектора творческого квартала Теллискиви — театральный комплекс «Ваба Лава» и центр фотоискусства «Фотографиска») значительная часть участников носила маски и соблюдала «социальную дистанцию». Даже на традиционном финальном фото делегатов и гостей конференции все должны были быть в масках (фото © Рене Якобсон).

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Делегаты и гости Europe Jazz Conference-2021
Делегаты и гости Europe Jazz Conference-2021

Как и на любой конференции, значительную часть программы составляли пленарные обсуждения и секционные дискуссии, на которых организаторы европейской джазовой сцены обсуждали, как жить и работать дальше в изменившихся условиях.

В последний день деловой программы конференции, 18 сентября, перед делегатами выступили также организаторы с эстонской стороны (Эстонский джазовый союз), организационная группа Европейской джазовой сети, во главе которой уже много лет стоит исполнительный директор Джамбаттиста Тофони, и представители следующей принимающей конференцию страны: в сентябре 2022 конференция планируется в Софии (Болгария).

Giambattista Tofoni
Giambattista Tofoni

Но главный интерес для нас, конечно, представляла музыкальная программа конференции. В каждом новом городе музыкальную программу показывают местные организаторы, в данном случае — Jazz Estonia, то есть Эстонский джазовый союз. Эстонская джазовая сцена не слишком обширна, в конце концов — население всей страны составляет всего 1 300 000 человек (это примерно как население Казани или Нижнего Новгорода). Но благодаря активной работе джазового отделения Таллинской музыкальной академии и не менее активной деятельности Эстонского джазового союза в стране есть довольно значительное количество интересных джазовых артистов, творчество которых поддерживают и Jazz Estonia, и целый ряд других организаций. В ряде ансамблей участвовали не только эстонские музыканты: всё-таки, несмотря на пандемические ограничения, долгие карантинные месяцы и затруднённое передвижение между странами, международное сотрудничество на джазовой сцене не прекращается.

Karja-Renard-Wandinger
Karja-Renard-Wandinger

Любопытную, близкую к фри-джазу программу показало международное трио Karja-Renard-Wandinger: эстонская пианистка Кирке Карья (Kirke Karja), французский басист Этьен Ренар (Etienne Renard) и германский барабанщик Людвиг Вандингер (Ludwig Wandinger). Правда, несмотря на фри-джазовый колорит, у меня сложилось впечатление, что это скорее современная академическая композиторская музыка, искусно имитирующая свободный джаз. Но, быть может, и наоборот.

Kirke Karja
Kirke Karja

Как и Кирке Карья, вокалистка Сусанна Александра (Susanna Aleksandra) училась в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки и работала в основном на финской джазовой сцене. Однако в её биографии есть и выступления с Игорем Бутманом и Давидом Голощёкиным в России. Кстати, Сусанна — внучка первопроходца эстонской джазовой сцены, кларнетиста и бэндлидера Александра Рябова (1928-2005).

Susanna Aleksandra Quartet
Susanna Aleksandra Quartet

Самая яркая нынешняя звезда эстонской джазовой сцены работает не только в стилистике современного европейского джаза, но и в целом ряде смежных жанров. Поэтому не слишком удивительно, что Кадри Вооранд (Kadri Voorand) выходила на сцену сразу в нескольких проектах.

Estonian Voices
Estonian Voices

Один из проектов с её участием — вокальный секстет Estonian Voices, сильный состав с яркой и увлекательной программой, которая демонстрирует весь спектр выразительных средств современного джазового вокального ансамбля a cappella (т. е. без инструментального сопровождения) — от ярких сольных партий, в которых, конечно, особенно выделялась Кадри Вооранд, до мощного битбокса в связке с низким мужским голосом, образующих ритм-секцию ансамбля.

Tormis Quartet
Tormis Quartet

Ещё один ансамбль с участием Кадри Вооранд — Tormis Quartet: две вокалистки, Кадри плюс Лийси Койксон (Liisi Koikson), и два гитариста — Пауль Даниэль (Paul Daniel) и Яак Соояэр (Jaak Sooäär). В показе этого коллектива для делегатов конференции музыка шла параллельно с видеорядом на большом экране, где были представлены на английском языке разные любопытные факты об Эстонии вперемешку с историческими пейзажными фотографиями северной страны. Но главным, конечно, была музыка — программа выдержанных в эстонском фольклорном духе песен лауреата государственной премии СССР композитора Вельо Тормиса (1930-2017) в радикально ультрасовременной аранжировке для двух голосов, двух электрогитар и живой электроники.

Kadri Voorand /  Mihkel Mälgand
Kadri Voorand / Mihkel Mälgand

Самый джазовый из показанных проектов Кадри — дуэт, в котором её партнёром выступает басист Михкель Мялганд (Mihkel Mälgand). Сама Кадри в дуэте и поёт, и аккомпанирует себе на фортепиано, а иногда ещё и играет на скрипке, а также на лету обрабатывает свой голос так называемой «живой электроникой» — применяя и «лупы» (множественные звуковые петли, иногда образующие целый хор), и тембровые эффекты, и различные эффекты задержки. Михкель играет на контрабасе — как пиццикато, так и смычком, а также на пятиструнной акустической бас-гитаре. В общем, два музыканта создают и уместно используют множество разных тембров и фактур, так что дуэтное музицирование звучит ярко и разнообразно — но главное, конечно, внутренняя музыкантская «химия» этого дуэта, которая делает их программу эмоционально богатой и музыкально глубокой. Ну, в этой «химии» ничего удивительного нет: Кадри и Михкель — партнёры не только на сцене, но и в жизни.

Kadri Voorand /  Mihkel Mälgand
Kadri Voorand / Mihkel Mälgand

Выступавший с Кадри в составе «Тормис-квартета» гитарист Яак Соояэр, создатель современной джазовой программы в Таллинской музыкальной академии и основатель Эстонского джазового союза, тоже выступил более чем с одним проектом. В состав его трио, которое показало делегатам конференции крепкую, весьма современную по звучанию программу, входят живущий в Таллине армянский контрабасист Ара Яральян (Ara Yaralyan) и лауреат финской джазовой премии Yrjö — живущий в Хельсинки барабанщик Маркку Оунаскари (Markku Ounaskari).

 Sooäär / Yaralyan / Ounaskari
Sooäär / Yaralyan / Ounaskari

Более чем один раз выступил в музыкальной программе конференции и замечательный пианист Кристьян Рандалу (Kristjan Randalu), успевший за последние годы набрать значительный международный авторитет: у него уже вышел собственный альбом на весомом европейском лейбле ECM, где как сайдмен он записывается с 2018 г. Первое выступление 17 сентября — соло, со сдержанной, довольно академичной программой камерного музицирования. Это, так сказать, классическая сторона Рандалу.

Kristjan Randalu
Kristjan Randalu

А на следующий вечер, 18 сентября, Кристьян выступил в составе Peedu Kass Momentum, Я слышал за два дня шоукейсов в Таллине много хорошей музыки, но если речь о современном джазе (ключевое слово «джаз»), то на первом месте за эти дни лично у меня стоит трио контрабасиста и композитора Пеэду Касса с Кристьяном Рандалу на фортепиано и латвийским барабанщиком Каспаром Курдеко (Kaspars Kurdeko). Умная, эмоционально зрелая, виртуозно сыгранная музыка.

Peedu Kass Momentum
Peedu Kass Momentum

Я пока не знаю, какие новые направления примет развитие джазовой сцены в Европе после пандемии. Хотя лозунгом таллинской конференции было слегка видоизменённое название пластинки Орнетта Коулмана 1959 г. — «Shapes of Jazz to Come», то есть «Очертания джаза в грядущем», — предсказать будущее невозможно. Но, судя по тому, что на апрель 2022 уже назначена пропущенная дважды (в 2020 и 2021) бременская выставка-ярмарка jazzahead!, центральный для европейской джазовой сцены форум джазовой индустрии, а в Санкт-Петербурге уже 12 и 13 ноября 2021 в очном формате пройдёт пятый форум-фестиваль Jazz Across Borders, джазовый сектор музыкальной индустрии делает всё, чтобы если и не вернуться к безвозвратно ушедшей жизни «до пандемии», то, во всяком случае, проложить какие-то новые пути к тому, чтобы музыканты могли играть, публика — их слушать, и обе стороны музыкального процесса — находить новые пути друг к другу.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНа пороге столетия российского джаза: джазовая конференция в рамках форума Colisium в Москве
Следующая статьяЕвгений Лебедев первым среди джазовых пианистов стал Артистом Yamaha в России
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересный репортаж о конференции и, одновременно, об эстонской джазовой сцене. Сегодня в России маловато информации о джазовой жизни в бывших союзных республиках. Спасибо автору, который поделился с нами своими наблюдениями и впечатлениями.

Добавить комментарий для Александр Кремер Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя