Европейская джаз-конференция в Таллине: джазовая сцена ищет новые пути в изменившемся мире

1
Kadri Voorand
Kadri Voorand
реклама
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021
Киреев - Хаджиманов: тур 2021

Не будем обманывать себя: мир уже не будет таким, каким был до ноября-декабря 2019. Пандемия многое изменила, и кое-что изменила необратимо. Как и другие виды осмысленной человеческой деятельности, джазовое искусство (и обслуживающая его индустрия джаза) не были готовы к переменам. Приспосабливаться пришлось на лету. Но джазу не привыкать приспосабливаться к историческим переломам.

В Таллине, столице Эстонии, 16-19 сентября прошла Европейская джаз-конференция — съезд Европейской джазовой сети. Europe Jazz Network — это международная организация, которая объединяет 173 джазовые организации, 121 джазовый фестиваль и 66 джазовых клубов и концертных площадок в 34 странах. Это не только Евросоюз: часть стран, где есть члены EJN, не входит в ЕС (например, Сербия или Великобритания), а часть даже и расположена, строго говоря, не в Европе (например, Израиль или Турция). В прежние времена в Европейской джазовой сети были и организации-члены из России. По состоянию на 2021 г. таких нет. Однако ваш корреспондент, главный редактор российского джазового издания, участвовал в European Jazz Conference-2021, поскольку «Джаз.Ру» входит в Europe Jazz Media — вольную ассоциацию европейских джазовых изданий, которую связывают с Europe Jazz Network партнёрские отношения. Собственно, «Джаз-медиа Европы» впервые собрались и заявили о своём существовании именно в рамках Европейской джаз-конференции, и случилось это ровно 10 лет назад, в 2011 году, и тоже в Таллине: конференция путешествует по разным странам, собираясь каждый год в другом городе — в 2018 это был Лиссабон (Португалия), в 2019 — Новара (Италия).

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha
Евгений Лебедев - Артист Yamaha

Прошло почти два года с начала пандемии. И вот, пропустив 2020-й, Европейская джаз-конференция впервые после Новары собралась очно — 220 делегатов и гостей из 34 стран. Правда, не без ограничений. Приехать в Эстонию могли только полностью вакцинированные делегаты, внутри помещений (два сектора творческого квартала Теллискиви — театральный комплекс «Ваба Лава» и центр фотоискусства «Фотографиска») значительная часть участников носила маски и соблюдала «социальную дистанцию». Даже на традиционном финальном фото делегатов и гостей конференции все должны были быть в масках (фото © Рене Якобсон).

Делегаты и гости Europe Jazz Conference-2021
Делегаты и гости Europe Jazz Conference-2021

Как и на любой конференции, значительную часть программы составляли пленарные обсуждения и секционные дискуссии, на которых организаторы европейской джазовой сцены обсуждали, как жить и работать дальше в изменившихся условиях.

В последний день деловой программы конференции, 18 сентября, перед делегатами выступили также организаторы с эстонской стороны (Эстонский джазовый союз), организационная группа Европейской джазовой сети, во главе которой уже много лет стоит исполнительный директор Джамбаттиста Тофони, и представители следующей принимающей конференцию страны: в сентябре 2022 конференция планируется в Софии (Болгария).

Giambattista Tofoni
Giambattista Tofoni

Но главный интерес для нас, конечно, представляла музыкальная программа конференции. В каждом новом городе музыкальную программу показывают местные организаторы, в данном случае — Jazz Estonia, то есть Эстонский джазовый союз. Эстонская джазовая сцена не слишком обширна, в конце концов — население всей страны составляет всего 1 300 000 человек (это примерно как население Казани или Нижнего Новгорода). Но благодаря активной работе джазового отделения Таллинской музыкальной академии и не менее активной деятельности Эстонского джазового союза в стране есть довольно значительное количество интересных джазовых артистов, творчество которых поддерживают и Jazz Estonia, и целый ряд других организаций. В ряде ансамблей участвовали не только эстонские музыканты: всё-таки, несмотря на пандемические ограничения, долгие карантинные месяцы и затруднённое передвижение между странами, международное сотрудничество на джазовой сцене не прекращается.

Karja-Renard-Wandinger
Karja-Renard-Wandinger

Любопытную, близкую к фри-джазу программу показало международное трио Karja-Renard-Wandinger: эстонская пианистка Кирке Карья (Kirke Karja), французский басист Этьен Ренар (Etienne Renard) и германский барабанщик Людвиг Вандингер (Ludwig Wandinger). Правда, несмотря на фри-джазовый колорит, у меня сложилось впечатление, что это скорее современная академическая композиторская музыка, искусно имитирующая свободный джаз. Но, быть может, и наоборот.

Kirke Karja
Kirke Karja

Как и Кирке Карья, вокалистка Сусанна Александра (Susanna Aleksandra) училась в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки и работала в основном на финской джазовой сцене. Однако в её биографии есть и выступления с Игорем Бутманом и Давидом Голощёкиным в России. Кстати, Сусанна — внучка первопроходца эстонской джазовой сцены, кларнетиста и бэндлидера Александра Рябова (1928-2005).

Susanna Aleksandra Quartet
Susanna Aleksandra Quartet

Самая яркая нынешняя звезда эстонской джазовой сцены работает не только в стилистике современного европейского джаза, но и в целом ряде смежных жанров. Поэтому не слишком удивительно, что Кадри Вооранд (Kadri Voorand) выходила на сцену сразу в нескольких проектах.

Estonian Voices
Estonian Voices

Один из проектов с её участием — вокальный секстет Estonian Voices, сильный состав с яркой и увлекательной программой, которая демонстрирует весь спектр выразительных средств современного джазового вокального ансамбля a cappella (т. е. без инструментального сопровождения) — от ярких сольных партий, в которых, конечно, особенно выделялась Кадри Вооранд, до мощного битбокса в связке с низким мужским голосом, образующих ритм-секцию ансамбля.

Tormis Quartet
Tormis Quartet

Ещё один ансамбль с участием Кадри Вооранд — Tormis Quartet: две вокалистки, Кадри плюс Лийси Койксон (Liisi Koikson), и два гитариста — Пауль Даниэль (Paul Daniel) и Яак Соояэр (Jaak Sooäär). В показе этого коллектива для делегатов конференции музыка шла параллельно с видеорядом на большом экране, где были представлены на английском языке разные любопытные факты об Эстонии вперемешку с историческими пейзажными фотографиями северной страны. Но главным, конечно, была музыка — программа выдержанных в эстонском фольклорном духе песен лауреата государственной премии СССР композитора Вельо Тормиса (1930-2017) в радикально ультрасовременной аранжировке для двух голосов, двух электрогитар и живой электроники.

Kadri Voorand /  Mihkel Mälgand
Kadri Voorand / Mihkel Mälgand

Самый джазовый из показанных проектов Кадри — дуэт, в котором её партнёром выступает басист Михкель Мялганд (Mihkel Mälgand). Сама Кадри в дуэте и поёт, и аккомпанирует себе на фортепиано, а иногда ещё и играет на скрипке, а также на лету обрабатывает свой голос так называемой «живой электроникой» — применяя и «лупы» (множественные звуковые петли, иногда образующие целый хор), и тембровые эффекты, и различные эффекты задержки. Михкель играет на контрабасе — как пиццикато, так и смычком, а также на пятиструнной акустической бас-гитаре. В общем, два музыканта создают и уместно используют множество разных тембров и фактур, так что дуэтное музицирование звучит ярко и разнообразно — но главное, конечно, внутренняя музыкантская «химия» этого дуэта, которая делает их программу эмоционально богатой и музыкально глубокой. Ну, в этой «химии» ничего удивительного нет: Кадри и Михкель — партнёры не только на сцене, но и в жизни.

Kadri Voorand /  Mihkel Mälgand
Kadri Voorand / Mihkel Mälgand

Выступавший с Кадри в составе «Тормис-квартета» гитарист Яак Соояэр, создатель современной джазовой программы в Таллинской музыкальной академии и основатель Эстонского джазового союза, тоже выступил более чем с одним проектом. В состав его трио, которое показало делегатам конференции крепкую, весьма современную по звучанию программу, входят живущий в Таллине армянский контрабасист Ара Яральян (Ara Yaralyan) и лауреат финской джазовой премии Yrjö — живущий в Хельсинки барабанщик Маркку Оунаскари (Markku Ounaskari).

 Sooäär / Yaralyan / Ounaskari
Sooäär / Yaralyan / Ounaskari

Более чем один раз выступил в музыкальной программе конференции и замечательный пианист Кристьян Рандалу (Kristjan Randalu), успевший за последние годы набрать значительный международный авторитет: у него уже вышел собственный альбом на весомом европейском лейбле ECM, где как сайдмен он записывается с 2018 г. Первое выступление 17 сентября — соло, со сдержанной, довольно академичной программой камерного музицирования. Это, так сказать, классическая сторона Рандалу.

Kristjan Randalu
Kristjan Randalu

А на следующий вечер, 18 сентября, Кристьян выступил в составе Peedu Kass Momentum, Я слышал за два дня шоукейсов в Таллине много хорошей музыки, но если речь о современном джазе (ключевое слово «джаз»), то на первом месте за эти дни лично у меня стоит трио контрабасиста и композитора Пеэду Касса с Кристьяном Рандалу на фортепиано и латвийским барабанщиком Каспаром Курдеко (Kaspars Kurdeko). Умная, эмоционально зрелая, виртуозно сыгранная музыка.

Peedu Kass Momentum
Peedu Kass Momentum

Я пока не знаю, какие новые направления примет развитие джазовой сцены в Европе после пандемии. Хотя лозунгом таллинской конференции было слегка видоизменённое название пластинки Орнетта Коулмана 1959 г. — «Shapes of Jazz to Come», то есть «Очертания джаза в грядущем», — предсказать будущее невозможно. Но, судя по тому, что на апрель 2022 уже назначена пропущенная дважды (в 2020 и 2021) бременская выставка-ярмарка jazzahead!, центральный для европейской джазовой сцены форум джазовой индустрии, а в Санкт-Петербурге уже 12 и 13 ноября 2021 в очном формате пройдёт пятый форум-фестиваль Jazz Across Borders, джазовый сектор музыкальной индустрии делает всё, чтобы если и не вернуться к безвозвратно ушедшей жизни «до пандемии», то, во всяком случае, проложить какие-то новые пути к тому, чтобы музыканты могли играть, публика — их слушать, и обе стороны музыкального процесса — находить новые пути друг к другу.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяНа пороге столетия российского джаза: джазовая конференция в рамках форума Colisium в Москве
Следующая статьяЕвгений Лебедев первым среди джазовых пианистов стал Артистом Yamaha в России
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересный репортаж о конференции и, одновременно, об эстонской джазовой сцене. Сегодня в России маловато информации о джазовой жизни в бывших союзных республиках. Спасибо автору, который поделился с нами своими наблюдениями и впечатлениями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.