♪ Джазовый пианист Евгений Лебедев стал Артистом Yamaha: музыкант подписал договор о сотрудничестве с российским представительством японской корпорации. Более 2000 выдающихся музыкантов по всему миру являются Артистами Yamaha — это пианисты и гитаристы, исполнители на духовых и ударных. Среди них — сэр Пол Маккартни и Джейми Каллум, Эл Фостер и сэр Элтон Джон, Алиша Киз, Хироми Уэхара, Денис Мацуев и многие другие. Евгений Лебедев стал первым российским джазовым пианистом в этом статусе.
Евгений Лебедев — это музыкант, который учился у всего мира, но сделал себя сам.
(Анатолий Кролл)
Евгений Лебедев — один из самых ярких джазовых музыкантов своего поколения, обладатель премии журнала Billboard и выпускник прославленного колледжа Бёркли (Berklee College of Music) в Бостоне. Победитель международного конкурса джазовых исполнителей в Бельгии, призёр конкурса пианистов в рамках Джаз-фестиваля в Монтрё (Швейцария) и конкурса Made In New York Jazz Competition (США), он принимал участие в крупнейших джазовых фестивалях мираСреди тех, с кем играл Лебедев — барабанщики Джек ДеДжонетт, Терри-Лин Кэррингтон, Ленни Уайт и Кенвуд Денард, басист Маркус Миллер, трубач Рэнди Бреккер, саксофонисты Давид Санчес, Джо Ловано и Джордж Гарзон, гитарист Дэвид Фьючински и др.
В настоящее время Евгений выступает вместе с басистом Антоном Ревнюком и барабанщиком Игнатом Кравцовым в составе LRK Trio, который вошёл в обойму самых экспортируемых российских джазовых коллективов.
Будучи активно концертирующим пианистом, Евгений много времени уделяет сочинению музыки и педагогической деятельности: он — член Московского Союза композиторов и преподаватель Академии Джаза Игоря Бутмана, проводит различные семинары, курсы и мастер-классы.
Как вы пришли к джазу и когда поняли, что это ваше призвание?
— Честно говоря, не знаю, можно ли назвать призванием то, о чём мечтаешь с детства и к чему стремишься. Для меня скорее это мечта! Ведь я начал заниматься фортепиано и джазом достаточно поздно по профессиональным меркам — в 15 лет, а до этого занимался в музыкальной школе как аккордеонист. Но желание было сильнее здравого смысла, и хорошо, что я тогда не осознавал всех рисков и трудностей, ведь ни разу с тех пор не пожалел. А само решение я принял, посетив в Доме композиторов концерт, который организовывал Юрий Сергеевич Саульский. На афише было написано: «Молодые играют джаз». После этого вечера я не спал несколько ночей и решил, что если и буду продолжать играть музыку, то только такую.
Кто ваши музыкальные кумиры?
— О, их много. Главные джазовые кумиры — это Хёрби Хэнкок, Чик Кориа и Кит Джарретт. Но самый большой вдохновитель — это, пожалуй, Иоганн Себастьян Бах. Он настоящий трудоголик, фанат своего дела, при этом лишённый самолюбования и самовозвеличивания, хоть он и знал себе цену. Не понимаю, как даже чисто физически возможно сделать хотя бы половину того, что он сделал. А какое наследие он оставил! У Баха нет ничего случайного. Всё продуманно и одновременно импровизационно, математически точно, но и возвышенно чувственно. Его произведения всегда имеют несколько слоёв для восприятия, а звучит в итоге завораживающая музыка! Современному искусству не хватает Баха, мне кажется.
Что для вас значит стать Артистом Yamaha?
— Думаю, у каждого человека есть любимый киноактёр, которого, не зная лично, любишь настолько, что создаётся ощущение родства. Похожая история у меня с инструментами Yamaha. Пусть это не покажется странным, но ещё будучи ребёнком, я уже чувствовал себя артистом Yamaha, когда терял счёт времени, музицируя на своём первом синтезаторе. И не так уж важно, есть контракт или нет. С одной стороны, после подписания соглашения ничего особенного не изменилось — инструменты Yamaha окружают меня уже тридцать лет, а с другой, — это, конечно, большая радость, но и ответственность. Поэтому надеюсь, что буду полезен любимому бренду как артист.
Расскажите про историю ваших взаимоотношений с инструментами Yamaha. Каким было первое знакомство и на каких инструментах вы особенно любите сейчас играть?
— Я чётко помню, мне было лет семь. Мы с семьёй гостили у моей двоюродной сестры. Её супруг тогда недавно купил синтезатор Yamaha с автоаккомпанементом и сыграл нам несколько мелодий. Сказать, что я был в шоке — это ничего не сказать! Я был заворожён возможностями инструмента. Даже не знал, что такое бывает. Родители всё поняли и купили мне Yamaha PSR-51. Вот это было счастье! Потом была Yamaha 510. Я обожал эти инструменты. Потом в первый раз поиграл на концертном рояле Yamaha в зале Фонда культуры, когда стал стипендиатом «Новых имён». В тот вечер мне сразу стало ясно: Yamaha — мой инструмент! Получаю удовольствие от игры на всех роялях Yamaha, от кабинетных до больших концертных. А пианино Yamaha у меня всегда вызывают приятную ностальгию по колледжу Бёркли. Там их, к счастью, было в изобилии, и нагрузки они выдерживали серьёзные. Очень люблю свой старенький цифровой инструмент Yamaha P-95. Его давно сняли с производства, и есть модели лучше, но я свой ни за что не предам. Он не раз меня выручал в Америке, перенёс перелёт в багаже через океан, и я на нём много занимаюсь до сих пор.
ВИДЕО: Евгений Лебедев тестирует новое портативное цифровое фортепиано Yamaha P-125 и рассказывает о том, как оно может использоваться профессиональными музыкантами для домашних занятий
Какими качествами должен обладать инструмент, на котором вам хотелось бы играть на сцене и дома?
— Здесь у меня чёткое представление, хотя, сперва надо разобраться для какого дома и для какой сцены. Так как сам я живу в квартире, то пианино Yamaha Silent Piano — это, пожалуй, самый лучший вариант. Во-первых — это прекрасный акустический инструмент, а во-вторых, это и превосходное цифровое пианино с возможностью заниматься в наушниках. Для сцены я всегда выбираю только акустический инструмент, и здесь многое зависит от площадки. Хотя я не сильно придирчив к тому, какая именно модель Yamaha должна быть на сцене, так как точно знаю, что обязательно найду подход к инструменту.
Цифровые инструменты занимают все больше места в жизни музыкантов. Открывают ли они какие-то дополнительные возможности для исполнителя и композитора?
— Могу привести совершенно конкретный пример. Весной 2020 года я проснулся ранним утром с чёткой музыкальной идеей. Это была ещё не пьеса, а только идея, состоящая из гармонии и ритма. Не стал будить всех и сразу сел за цифровой инструмент в наушниках. Поискал различные вариации и сразу же записал фрагмент в память цифрового фортепиано. Дальше проснулись дети, начались обычные бытовые хлопоты. Естественно, днём я уже не помнил утренний набросок, но был за него спокоен, так как он был надёжно сохранён в памяти инструмента. Уже вечером я спокойно завершил композицию: быстро пришла мелодия поверх основной идеи и оформилась пьеса целиком. Скоро выпустим её с LRK Trio. Называется «Groundhog Day». Меня не могут не радовать подобные «плюсы» цифровых инструментов.
Как вы считаете, какие функции цифрового фортепиано можно использовать в процессе обучения игре джазовой музыки?
— Абсолютно все. От метронома и автоаккомпанемента до переключения различных тембров и разделения клавиатуры. Для обучения джазу цифровой инструмент идеален, я считаю. Но про занятия на акустическом пианино не нужно забывать тоже!
ВИДЕО: Евгений Лебедев делится своими впечатлениями о новом поколении цифровых фортепиано серии Clavinova и представляет флагманскую модель Yamaha Clavinova CLP-785
Вы много играете в ансамбле, расскажите, пожалуйста, чем вас привлекает этот тип музицирования?
— Чем больше занимаюсь джазом, тем больше осознаю, что музыка — это не ноты. Музыка — это энергия. И именно в ансамбле особенно чувствуешь этот обмен энергией между артистами и публикой. Здесь происходит невербальное общение, и музыкальная беседа способна завести вас очень далеко. Ноты, конечно, тоже важны, но только если в них есть энергия.
Как вы начали преподавать и с какими трудностями чаще всего сталкиваются ученики?
— Активно преподаю уже лет пятнадцать, хотя совсем не собирался этим заниматься. Более того, даже опасался, и сам никогда бы не начал, если бы не спрос: не стал отказывать желающим учиться и постепенно втянулся в процесс, так как понял, что сам благодаря этому развиваюсь. Вот уже третий год я являюсь преподавателем Академии Джаза Игоря Бутмана и получаю огромное удовольствие от процесса. Самая распространённая трудность у учеников — это, пожалуй, неуверенность в своих силах. Конечно, я могу назвать много других, чисто технических трудностей; но неуверенность, думаю, самая важная, так как тянет за собой все остальные. Сам себя не считаю очень уж уверенным человеком, но именно музыка и помогает обрести уверенность и закалить волю.
С чего бы вы посоветовали начать человеку, который хочет импровизировать, но не знает, как это делать?
— Здесь важно просто начать. Ведь импровизация — это своего рода выход из привычной зоны комфорта, и чем раньше музыкант начинает выходить из этой зоны, тем дальше он сможет продвинуться в искусстве импровизации. Сейчас есть множество пособий, курсов, талантливых педагогов, которые помогут начинающему импровизатору, но если не выходить каждый раз из зоны комфорта, то ничего не получится.
ВИДЕО: вебинар Евгения Лебедева по основам джазовой импровизации с нуля
Какие советы вы могли бы дать начинающим джазовым музыкантам?
— Первокурсникам в Академии Джаза я всегда даю сначала письменное задание, где студенты должны описать, зачем они хотят заниматься джазом, к чему стремятся, какие у них глобальные и обозримые цели и что им может помешать в достижении этих целей. Пожалуй, написать такое эссе я бы и посоветовал начинающим музыкантам. Мне кажется, это вообще важно для творческого человека. Нам необходимо понимать, куда и как двигаться в творчестве, а не просто плыть по течению.