Клавишник и композитор Вячеслав Горский (1953-2021)

0
Вячеслав Горский (фото © Маргарита Шол)
Вячеслав Горский (фото © Маргарита Шол)

10 ноября в Москве ушёл из жизни один из ветеранов фьюжн-сцены России — клавишник и композитор Вячеслав Горский.

Как сообщает в социальных сетях его сын, музыкант и продюсер Игорь Горский, отец был госпитализирован с переломом ноги. Операция прошла успешно, и Вячеслав восстанавливался полным ходом, но внезапно у него началась пневмония. В ночь на 10 ноября 68-летний артист попал в реанимацию, и спасти его не удалось.

Вячеслав Горский, 2000 (фото © Павел Корбут)
Вячеслав Горский, 2000 (фото © Павел Корбут)

Вячеслав Лазаревич Горский родился в Москве 11 апреля 1953 года. Дебютировал на рубеже 1960-70-х гг. в школьном ансамбле, для которого писал песни и определял репертуар; в составе был также гитарист Виталий Розенберг, ставший впоследствии одним из коллег Горского по участию в ансамбле Алексея Козлова «Арсенал», и басист Григорий Мальян, впоследствии профессиональный джазовый музыкант. В 1972 Горский окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу специального фортепиано, в 1976 — музыкально-педагогический факультет Московского пединститута им. Ленина (ныне МПГУ).

Школьный ансамбль 1969 или 1970: второй слева — Григорий Мальян, в центре в очках — Вячеслав Горский, крайний справа — Виталий Розенберг
Школьный ансамбль 1969 или 1970: второй слева — Григорий Мальян, в центре в очках — Вячеслав Горский, крайний справа — Виталий Розенберг

Но ещё в 1973 г. саксофонист Алексей Козлов пригласил его в самый первый состав своей экспериментальной джаз-рок-группы «Арсенал», которая в то время, после ряда громких запретов со стороны московских партийных властей, выступала крайне редко, но интенсивно репетировала, впервые в нашей стране создавая профессиональную концертную программу в стилистике джаз-рок и фьюжн.

Вячеслав Горский в составе «Арсенала»
Вячеслав Горский в составе «Арсенала»

Горский работал с «Арсеналом» около двух лет, в 1975 его сменил Игорь Саульский (сын известного композитора и защитника советского джазового искусства на официальном уровне — Юрия Саульского), а Вячеслав создал свою собственную группу под названием «Спектр».

Однако в 1977 г. Саульский, в свою очередь, покинул «Арсенал», готовясь эмигрировать, и Вячеслав Горский вернулся к Козлову, тем более что «Арсенал» в 1976 г. наконец обрёл официальный статус при Калининградской областной филармонии и перестал считаться «подпольным» ансамблем.
СЛУШАЕМ: «Арсенал» на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве, 1978. На клавишных Вячеслав Горский

В Москве, правда, группе не разрешали выступать до 1980 года, но с непростой программой современной инструментальной музыки «Арсенал» объехал весь Советский Союз, выступал и за его пределами.
СЛУШАЕМ: «Арсенал» на Киевском радио, 1979. Клавишные инструменты: Вячеслав Горский

А в 1981 ансамбль триумфально выступил в Государственном центральном концертном зале «Россия» в Москве, что положило конец периоду запретов на «Арсенал» и в столице. Автор этих строк, в то время 13-летний, был на том концерте, который открыл для меня целый новый мир: именно тогда я окончательно осознал, как захватывающе интересна и в то же время остро современна может быть инструментальная музыка без единой песенной строчки.

 «Арсенал» в 1982 г.
«Арсенал» в 1982 г. Единственный музыкант в очках — Вячеслав Горский

В 1983 году Вячеслав Горский покинул «Арсенал», чтобы создать собственную инструментальную группу — и увёл с собой ещё трёх музыкантов: вместе с ним в первый состав новой группы «Квадро» вошли три «арсенальца» — гитарист Виктор Зинчук, басист Анатолий Куликов и барабанщик Валерий Брусиловский.

Первый состав  «Квадро», 1983
Первый состав «Квадро», 1983

Репертуар группы составили инструментальные сочинения Горского — яркие, с запоминающимися мелодичными темами. Его творческое направление этого периода совпадало со стилистикой бурно развивавшегося на Западе «современного джаза» (contemporary jazz) — легко воспринимаемой широким слушателем музыки на упругой ритмической основе фанка с несложными мелодиями, идущими от афроамериканской популярной стилистики r’n’b, но с большой долей виртуозных импровизационных соло.

Состав этот проработал недолго: Брусиловский вскоре эмигрировал, Куликов вернулся в «Арсенал», а Зинчук начал успешную сольную карьеру. Однако группа «Квадро» продолжала успешно выступать: на барабанах в группе Горского играли Евгений Майстровский, Евгений Рябой и Руслан Капитонов, на бас-гитаре — Алексей Лебедев, Сергей Николаев, на гитаре — Дмитрий Четвергов… В конце 1980-х группа выступала не просто успешно — она играла на стадионах; видимо, в этот период у «Квадро» была самая широкая аудитория за всю историю этого коллектива.

На излёте советской эпохи, в 1989 г., ВФГ «Мелодия» выпустила виниловый альбом группы «Квадро» — «Ночные мечты» (в 1998 он был переиздан на компакт-диске московским лейблом Boheme Music).

Когда в 1990-91 гг. под напором рыночных механизмов рухнула советская филармоническая система, в рамках которой работала группа «Квадро», коллектив прекратил выступать. Вячеслав Горский ушёл в композиторскую работу, написал музыку к ряду документальных фильмов и к двум рок-операм: «Блуждающие звёзды» и «Герцог Синяя Борода» на либретто Павла Грушко. В его студийных работах продолжалась линия фьюжн на фанковой основе с продолжительными виртуозными соло инструменталистов (как, например, на его первом сольном мини-альбоме «Белое и чёрное», записанном в 1993), но появилась и новая для него стилистика — неоклассика. Именно в этом ключе был выдержан первый сольный альбом Горского, вышедший на компакт-диске большим тиражом — «Волшебный замок» (General Records, 1994).

В декабре 1994 в московском клубе «Метро-экспресс» состоялся концерт-презентация возрождённого «Квадро», в состав которого вошли, кроме Горского, два бывших участника группы (гитарист Четвергов и басист Николаев), а на барабанах играл… вокалист Сергей Манукян: не все знают, что начинал он как барабанщик и до сих пор прекрасно играет как на ударной установке, так и на перкуссии. Но гастрольных перспектив этот состав не имел: Четвергов был постоянно занят в группе певца Николая Носкова, Николаев — с собственной рок-группой, а Манукян чрезвычайно востребован как вокалист.

Обложка альбома 1998 г.
Обложка альбома 1998 г.: слева направо — Евгений Туляков, Руслан Капитонов, Евгений Шариков, Вячеслав Горский

Поэтому весной 1995 Горский собрал новый состав «Квадро»: Алексей Лебедев (бас-гитара), Евгений Туляков (альт-саксофон) и Владимир Роздин (ударные), которого затем сменил Руслан Капитонов. Лебедева вскоре заменил Евгений Шариков, который работал и в возрождённом «Арсенале» Алексея Козлова. В этом составе группа «Квадро» активно выступала в московских клубах и в 1997 г. сыграла в прямом эфире радиостанции «РаКурс» в джазовом шоу «Московский свинг»; концерт был записан на многоканальный магнитофон и впоследствии дописан (партии перкуссии исполнил живший тогда в Москве американский музыкант Дейв Граул), сведён и выпущен на компакт-диске под названием «Лас-Вегас» (Boheme Music, 1998). где первые восемь треков играл состав «Квадро», а последние пять представляли собой мини-альбом 1993 года «Белое и чёрное»; в альбом также вошёл трек «Испанское настроение», сыгранный в 1996 г. в дуэте с Сергеем Манукяном. Здесь снова личная нота: радиошоу «Московский свинг» продюсировал и вёл автор этих строк, под эфирным псевдонимом Константин Волков, а альбом записывала и, вместе с Горским, сводила звукорежиссёр «Московского свинга» в 1995-97 годах — Ольга Мошкова.

Студия звукозаписи на радиостанции «РаКурс», 1997: звукорежиссёр Ольга Мошкова, барабанщик Руслан Капитонов и Вячеслав Горский
Студия звукозаписи на радиостанции «РаКурс», 1997: звукорежиссёр Ольга Мошкова, барабанщик Руслан Капитонов и Вячеслав Горский

18 декабря 1998 в КЦ «Меридиан» состоялся концерт, которым Горский отметил 15-летие «Квадро»: в нём участвовали музыканты самых разных составов группы — Анатолий Куликов, Дмитрий Четвергов, Руслан Капитонов, Алексей Лебедев, Евгений Туляков — плюс специальные гости: гитарист Игорь Бойко, вокалист Сергей Манукян (как перкуссионист) и др.

В этот же период Горский часто гастролировал в дуэте с саксофонистом Алексеем Козловым и выступал в дуэтах и трио с Сергеем Манукяном. Альбом 1998 г. «New Romantic Jazz» представлял его в стилистической нише между неоклассикой и нью-эйдж; в этой записи с ним играли Руслан Капитонов на ударных, Юрий Голубев на контрабасе и, в нескольких треках, Игорь Бойко на гитаре.

В новом столетии Вячеслав Горский выпустил полтора десятка сольных работ, стилистика которых охватывает довольно широкий диапазон — от инструментального «современного джаза» до неоклассики и даже симфо-рока. Именно в этом стиле выдержана его работа 2005. «Легенда о рыцаре», в записи которой для лейбла «Синтез» участвовали бас-гитарист Алексей Заволокин, живущий в Лондоне иранский вокалист Мехрдад Бади — коллега по раннему составу «Арсенала», а также гитарист Сергей Антоненко, барабанщик Сэм Филипс и хор Михаила Славкина «Преображение».

Альбом «Шкатулка сюрпризов» (Sintez, 2008) был записан семейным дуэтом: сын Вячеслава Горского, Игорь Горский — тоже пианист, альбом вышел под их двойным авторством.

А в 2013 г. к 60-летию артиста музыкальное издательство ArtBeat Music выпустило коллекционный четырёхдисковый бокс «Вячеслав Горский. Юбилейный альбом». Первый диск коллекции представлял сольные записи Горского, второй — дуэтные (с Алексеем Козловым, с Игорем Горским и с Сергеем Манукяном), третий — в составах различных трио и, наконец, четвёртый — в квартетных составах, в основном с разными составами группы «Квадро». Буклет подборки был украшен живописными работами Вячеслава Горского: в последние десятилетия он увлёкся живописью и графикой…
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ на сайте издательства

«Квадро» в мае 2021 года: Святослав Текучёв, Руслан Капитонов, Вячеслав Горский, Алексей Лебедев. Клуб «Форте». Фото © Миша Мельников
«Квадро» в мае 2021 года: Святослав Текучёв, Руслан Капитонов, Вячеслав Горский, Алексей Лебедев. Клуб «Форте». Фото © Миша Мельников

Вячеслав Горский продолжал выступать вплоть до самого последнего времени, часто — с коллективом под прежним названием «Квадро». В поздних составах играли барабанщик Руслан Капитонов, басист Алексей Лебедев и саксофонист Святослав Текучёв.

Во многих выступлениях группы Горского последнего времени принимала участие также вокалистка Маша Кац, с которой Вячеслав иногда работал и дуэтом.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПятый форум-фестиваль Jazz Across Borders: снова в онлайн-формате
Следующая статьяМосква, «Джазовые голоса». Двадцать седьмой фестиваль
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.