Клавишник и композитор Вячеслав Горский (1953-2021)

0
Вячеслав Горский (фото © Маргарита Шол)
Вячеслав Горский (фото © Маргарита Шол)

10 ноября в Москве ушёл из жизни один из ветеранов фьюжн-сцены России — клавишник и композитор Вячеслав Горский.

Как сообщает в социальных сетях его сын, музыкант и продюсер Игорь Горский, отец был госпитализирован с переломом ноги. Операция прошла успешно, и Вячеслав восстанавливался полным ходом, но внезапно у него началась пневмония. В ночь на 10 ноября 68-летний артист попал в реанимацию, и спасти его не удалось.

Вячеслав Горский, 2000 (фото © Павел Корбут)
Вячеслав Горский, 2000 (фото © Павел Корбут)

Вячеслав Лазаревич Горский родился в Москве 11 апреля 1953 года. Дебютировал на рубеже 1960-70-х гг. в школьном ансамбле, для которого писал песни и определял репертуар; в составе был также гитарист Виталий Розенберг, ставший впоследствии одним из коллег Горского по участию в ансамбле Алексея Козлова «Арсенал», и басист Григорий Мальян, впоследствии профессиональный джазовый музыкант. В 1972 Горский окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу специального фортепиано, в 1976 — музыкально-педагогический факультет Московского пединститута им. Ленина (ныне МПГУ).

Школьный ансамбль 1969 или 1970: второй слева — Григорий Мальян, в центре в очках — Вячеслав Горский, крайний справа — Виталий Розенберг
Школьный ансамбль 1969 или 1970: второй слева — Григорий Мальян, в центре в очках — Вячеслав Горский, крайний справа — Виталий Розенберг

Но ещё в 1973 г. саксофонист Алексей Козлов пригласил его в самый первый состав своей экспериментальной джаз-рок-группы «Арсенал», которая в то время, после ряда громких запретов со стороны московских партийных властей, выступала крайне редко, но интенсивно репетировала, впервые в нашей стране создавая профессиональную концертную программу в стилистике джаз-рок и фьюжн.

Вячеслав Горский в составе «Арсенала»
Вячеслав Горский в составе «Арсенала»

Горский работал с «Арсеналом» около двух лет, в 1975 его сменил Игорь Саульский (сын известного композитора и защитника советского джазового искусства на официальном уровне — Юрия Саульского), а Вячеслав создал свою собственную группу под названием «Спектр».

Однако в 1977 г. Саульский, в свою очередь, покинул «Арсенал», готовясь эмигрировать, и Вячеслав Горский вернулся к Козлову, тем более что «Арсенал» в 1976 г. наконец обрёл официальный статус при Калининградской областной филармонии и перестал считаться «подпольным» ансамблем.
СЛУШАЕМ: «Арсенал» на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве, 1978. На клавишных Вячеслав Горский

В Москве, правда, группе не разрешали выступать до 1980 года, но с непростой программой современной инструментальной музыки «Арсенал» объехал весь Советский Союз, выступал и за его пределами.
СЛУШАЕМ: «Арсенал» на Киевском радио, 1979. Клавишные инструменты: Вячеслав Горский

А в 1981 ансамбль триумфально выступил в Государственном центральном концертном зале «Россия» в Москве, что положило конец периоду запретов на «Арсенал» и в столице. Автор этих строк, в то время 13-летний, был на том концерте, который открыл для меня целый новый мир: именно тогда я окончательно осознал, как захватывающе интересна и в то же время остро современна может быть инструментальная музыка без единой песенной строчки.

 «Арсенал» в 1982 г.
«Арсенал» в 1982 г. Единственный музыкант в очках — Вячеслав Горский

В 1983 году Вячеслав Горский покинул «Арсенал», чтобы создать собственную инструментальную группу — и увёл с собой ещё трёх музыкантов: вместе с ним в первый состав новой группы «Квадро» вошли три «арсенальца» — гитарист Виктор Зинчук, басист Анатолий Куликов и барабанщик Валерий Брусиловский.

Первый состав  «Квадро», 1983
Первый состав «Квадро», 1983

Репертуар группы составили инструментальные сочинения Горского — яркие, с запоминающимися мелодичными темами. Его творческое направление этого периода совпадало со стилистикой бурно развивавшегося на Западе «современного джаза» (contemporary jazz) — легко воспринимаемой широким слушателем музыки на упругой ритмической основе фанка с несложными мелодиями, идущими от афроамериканской популярной стилистики r’n’b, но с большой долей виртуозных импровизационных соло.

Состав этот проработал недолго: Брусиловский вскоре эмигрировал, Куликов вернулся в «Арсенал», а Зинчук начал успешную сольную карьеру. Однако группа «Квадро» продолжала успешно выступать: на барабанах в группе Горского играли Евгений Майстровский, Евгений Рябой и Руслан Капитонов, на бас-гитаре — Алексей Лебедев, Сергей Николаев, на гитаре — Дмитрий Четвергов… В конце 1980-х группа выступала не просто успешно — она играла на стадионах; видимо, в этот период у «Квадро» была самая широкая аудитория за всю историю этого коллектива.

На излёте советской эпохи, в 1989 г., ВФГ «Мелодия» выпустила виниловый альбом группы «Квадро» — «Ночные мечты» (в 1998 он был переиздан на компакт-диске московским лейблом Boheme Music).

Когда в 1990-91 гг. под напором рыночных механизмов рухнула советская филармоническая система, в рамках которой работала группа «Квадро», коллектив прекратил выступать. Вячеслав Горский ушёл в композиторскую работу, написал музыку к ряду документальных фильмов и к двум рок-операм: «Блуждающие звёзды» и «Герцог Синяя Борода» на либретто Павла Грушко. В его студийных работах продолжалась линия фьюжн на фанковой основе с продолжительными виртуозными соло инструменталистов (как, например, на его первом сольном мини-альбоме «Белое и чёрное», записанном в 1993), но появилась и новая для него стилистика — неоклассика. Именно в этом ключе был выдержан первый сольный альбом Горского, вышедший на компакт-диске большим тиражом — «Волшебный замок» (General Records, 1994).

В декабре 1994 в московском клубе «Метро-экспресс» состоялся концерт-презентация возрождённого «Квадро», в состав которого вошли, кроме Горского, два бывших участника группы (гитарист Четвергов и басист Николаев), а на барабанах играл… вокалист Сергей Манукян: не все знают, что начинал он как барабанщик и до сих пор прекрасно играет как на ударной установке, так и на перкуссии. Но гастрольных перспектив этот состав не имел: Четвергов был постоянно занят в группе певца Николая Носкова, Николаев — с собственной рок-группой, а Манукян чрезвычайно востребован как вокалист.

Обложка альбома 1998 г.
Обложка альбома 1998 г.: слева направо — Евгений Туляков, Руслан Капитонов, Евгений Шариков, Вячеслав Горский

Поэтому весной 1995 Горский собрал новый состав «Квадро»: Алексей Лебедев (бас-гитара), Евгений Туляков (альт-саксофон) и Владимир Роздин (ударные), которого затем сменил Руслан Капитонов. Лебедева вскоре заменил Евгений Шариков, который работал и в возрождённом «Арсенале» Алексея Козлова. В этом составе группа «Квадро» активно выступала в московских клубах и в 1997 г. сыграла в прямом эфире радиостанции «РаКурс» в джазовом шоу «Московский свинг»; концерт был записан на многоканальный магнитофон и впоследствии дописан (партии перкуссии исполнил живший тогда в Москве американский музыкант Дейв Граул), сведён и выпущен на компакт-диске под названием «Лас-Вегас» (Boheme Music, 1998). где первые восемь треков играл состав «Квадро», а последние пять представляли собой мини-альбом 1993 года «Белое и чёрное»; в альбом также вошёл трек «Испанское настроение», сыгранный в 1996 г. в дуэте с Сергеем Манукяном. Здесь снова личная нота: радиошоу «Московский свинг» продюсировал и вёл автор этих строк, под эфирным псевдонимом Константин Волков, а альбом записывала и, вместе с Горским, сводила звукорежиссёр «Московского свинга» в 1995-97 годах — Ольга Мошкова.

Студия звукозаписи на радиостанции «РаКурс», 1997: звукорежиссёр Ольга Мошкова, барабанщик Руслан Капитонов и Вячеслав Горский
Студия звукозаписи на радиостанции «РаКурс», 1997: звукорежиссёр Ольга Мошкова, барабанщик Руслан Капитонов и Вячеслав Горский

18 декабря 1998 в КЦ «Меридиан» состоялся концерт, которым Горский отметил 15-летие «Квадро»: в нём участвовали музыканты самых разных составов группы — Анатолий Куликов, Дмитрий Четвергов, Руслан Капитонов, Алексей Лебедев, Евгений Туляков — плюс специальные гости: гитарист Игорь Бойко, вокалист Сергей Манукян (как перкуссионист) и др.

В этот же период Горский часто гастролировал в дуэте с саксофонистом Алексеем Козловым и выступал в дуэтах и трио с Сергеем Манукяном. Альбом 1998 г. «New Romantic Jazz» представлял его в стилистической нише между неоклассикой и нью-эйдж; в этой записи с ним играли Руслан Капитонов на ударных, Юрий Голубев на контрабасе и, в нескольких треках, Игорь Бойко на гитаре.

В новом столетии Вячеслав Горский выпустил полтора десятка сольных работ, стилистика которых охватывает довольно широкий диапазон — от инструментального «современного джаза» до неоклассики и даже симфо-рока. Именно в этом стиле выдержана его работа 2005. «Легенда о рыцаре», в записи которой для лейбла «Синтез» участвовали бас-гитарист Алексей Заволокин, живущий в Лондоне иранский вокалист Мехрдад Бади — коллега по раннему составу «Арсенала», а также гитарист Сергей Антоненко, барабанщик Сэм Филипс и хор Михаила Славкина «Преображение».

Альбом «Шкатулка сюрпризов» (Sintez, 2008) был записан семейным дуэтом: сын Вячеслава Горского, Игорь Горский — тоже пианист, альбом вышел под их двойным авторством.

А в 2013 г. к 60-летию артиста музыкальное издательство ArtBeat Music выпустило коллекционный четырёхдисковый бокс «Вячеслав Горский. Юбилейный альбом». Первый диск коллекции представлял сольные записи Горского, второй — дуэтные (с Алексеем Козловым, с Игорем Горским и с Сергеем Манукяном), третий — в составах различных трио и, наконец, четвёртый — в квартетных составах, в основном с разными составами группы «Квадро». Буклет подборки был украшен живописными работами Вячеслава Горского: в последние десятилетия он увлёкся живописью и графикой…
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ на сайте издательства

«Квадро» в мае 2021 года: Святослав Текучёв, Руслан Капитонов, Вячеслав Горский, Алексей Лебедев. Клуб «Форте». Фото © Миша Мельников
«Квадро» в мае 2021 года: Святослав Текучёв, Руслан Капитонов, Вячеслав Горский, Алексей Лебедев. Клуб «Форте». Фото © Миша Мельников

Вячеслав Горский продолжал выступать вплоть до самого последнего времени, часто — с коллективом под прежним названием «Квадро». В поздних составах играли барабанщик Руслан Капитонов, басист Алексей Лебедев и саксофонист Святослав Текучёв.

Во многих выступлениях группы Горского последнего времени принимала участие также вокалистка Маша Кац, с которой Вячеслав иногда работал и дуэтом.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПятый форум-фестиваль Jazz Across Borders: снова в онлайн-формате
Следующая статьяМосква, двадцать седьмой фестиваль вокального джаза
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.