Легенда мировой музыки — продюсер, композитор, аранжировщик Куинси Джонс (1933–2024)

0
Quincy Jones
Quincy Jones
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

3 ноября в Лос-Анджелесе на 92 году жизни умер композитор, аранжировщик и продюсер Куинси Джонс. Обычно «массовая» пресса первым делом поясняет, что он был продюсером самого продаваемого альбома в истории поп-музыки — «Thriller» Майкла Джексона (1982). Добавляют также, что за семь десятилетий музыкальной карьеры он получил 28 премий «Грэмми» и был номинирован на эту престижную награду Академии звукозаписи 79 раз. Но Куинси Джонс был не чужд и джазу, поэтому наше издание тоже может кое-что добавить к биографии успешного продюсера поп-музыки.

Текст основан на биографическом очерке, который написал Константин Волков для бумажного «Джаз.Ру» №2-2008, и актуализирован для 2024 г.

Музыке Куинси Дилайт Джонс-младший учился с детства. Он родился 14 марта 1933 года в Чикаго и вырос в крупнейшем чёрном гетто Америки, но затем вместе с семьей переехал на далёкий Северо-Запад США, в Сиэтл, где межрасовая напряжённость была не такой острой, как в Чикаго: на новом месте Куинси и его братья оказались единственными чернокожими детьми в целой школе. В 18-летнем возрасте, в 1951 г., он получил стипендию на обучение в первом американском учебном заведении, где учили играть джаз — бостонской школе Schillinger House, которая теперь известна всему миру как колледж Бёркли. На деньги, присланные тёткой, Куинси купил билет на поезд и пересёк всю Америку с запада на восток, чтобы оказаться в Бостоне. Правда, там Джонс проучился всего год, поскольку получил предложение поехать на гастроли с очень популярным джазовым оркестром, который возглавлял вибрафонист, барабанщик, вокалист и шоумен Лайонел Хэмптон. Такими предложениями 19-летние трубачи не разбрасывались даже в 1952 г. Но колледж Бёркли до сих пор числит Куинси Джонса одним из своих самых преуспевших в музыке студентов, и его заявление о приёме в колледж выставлено в бостонском офисе Бёркли под стеклом.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

В первом же турне с Хэмптоном и его бэндом Куинси Джонс проявил большой талант к оркестровке. Хорошие аранжировщики, от которых зависит, как именно зазвучит новая музыка на концерте и в записи, всегда нарасхват. Вскоре Джонс переехал в Нью-Йорк и стал зарабатывать написанием аранжировок для джазовых звёзд, среди которых были Сара Воэн, Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Джин Крупа и ещё один музыкант, приехавший из Сиэтла — друг детства Джонса, слепой певец и пианист Рэй Чарлз.

В 1956 г. Джонс опять отправился в турне, на этот раз с оркестром трубача Диззи Гиллеспи — по странам Ближнего Востока по линии Госдепартамента США, посылавшего джазовых музыкантов в страны «третьего мира» в качестве «послов американской культуры». Вернувшись, Джонс получил контракт с компанией ABC Paramount и стал работать уже с собственным оркестром. Его записи того периода, где он дирижирует оркестром для солистов Чарлза Мингуса, Зута Симса, Бенни Картера и Хэрби Мэнна, были позднее переизданы лейблом Impulse! как альбомы «This is How I Feel About Jazz», 1974, и «Go West, Man», 1978. Но в 1957 г. Джонс переехал в Париж, где брал уроки композиции у Нади Буланже и Оливье Мессиана. Параллельно он работал на французский лейбл Barclay, где продюсировал записи Жака Бреля и Шарля Азнавура. Парижское отделение американского лейбла Mercury Records, впечатлившись его способностями, сделало Куинси своим музыкальным директором; он создал в Париже оркестр из участников только что завершившего европейское турне оркестра мюзикла «Free And Easy» и гастролировал с ним по всей Европе и Америке.
АУДИО: выступление оркестра Куинси Джонса на Ньюпортском джаз-фестивале 1961 г.

Тур прошел очень успешно в смысле отзывов критики, но совершенно провалился в финансовом плане, и от банкротства Джонса спас только срочный заём, который ему предоставил президент Mercury Records Ирвинг Грин. Этот оборотистый делец шоу-бизнеса не только вытащил Куинси Джонса из финансовой ямы: он дал ему новую работу, сделав талантливого музыканта и аранжировщика музыкальным руководителем нью-йоркского отделения своей фирмы.

К этому периоду относится знаменитая цитата Куинси Джонса:

У нас был лучший джаз-оркестр на планете, и всё же мы буквально помирали с голоду. Вот тогда-то я понял, что есть музыка, а есть музыкальный бизнес. Если я хотел выжить, я должен был усвоить эту разницу.

Работая на Mercury, Куинси Джонс инициировал рождение ряда самых интересных записей тогдашней популярной музыки: так, именно он, ещё будучи «директором по артистам и репертуару», начал работать с молодой белой певицей Лесли Гор и спродюсировал её лучшие песни, включая первый хит «It’s My Party» (№1 в мартовском хит-параде 1963 г.), за которым последовали оставившие заметный след в истории поп-культуры 60-х «Judy’s Turn to Cry», «You Don’t Own Me», «That’s The Way Boys Are» и т.д. Но самой значимой его продюсерской работой той эпохи, скорее всего, следует признать совместный альбом певца Фрэнка Синатры и оркестра Каунта Бэйси «It Might As Well Be Swing» (1964), где впервые прозвучала песенка, ставшая впоследствии «визитной карточкой» Синатры — «Fly Me to the Moon».

Фрэнк Синатра и Куинси Джонс, 1964
Фрэнк Синатра и Куинси Джонс, 1964

В 1964 г. Джонс стал вице-президентом компании Mercury Records — первым афроамериканцем, поднявшимся до такой позиции в «белом» шоу-бизнесе. И тогда же, в 1964 г., Куинси Джонс стал первым афроамериканцем, который написал музыку к кинофильму — не отдельную пьесу, а саундтрек полностью (это была лента режиссёра Сидни Люмэ «The Pawnbroker», в русской версии «Ростовщик»). С тех пор Джонс написал музыку ещё к 33 кинофильмам. Постепенно киномузыка стала его главной работой, он оставил Mercury Records и переехал в Голливуд. Он написал музыку к таким известным фильмам, как «In the Heat of the Night» (у нас он шёл как «В душной южной ночи»), «In Cold Blood» (в советском прокате — «Хладнокровное убийство») и «The Color Purple», который по-русски в разных изданиях назывался «Цвет пурпура» или «Цветы лиловые полей».

Куинси Джонс в начале 60-х
Куинси Джонс в начале 60-х

Время от времени Куинси Джонс выпускал инструментальные, главным образом — оркестровые альбомы под собственным именем; музыка с его оркестровых записей вошла в золотой фонд аранжировок для современного джазового оркестра, и эти оркестровки исполняются ныне по всему миру. Одним из самых ярких событий в его карьере тех лет был выпуск альбома «Walking in Space» (1969), воспринятого как возвращение Джонса к современному биг-бэнду после работы в Голливуде. Вошедшие в альбом пьесы были аранжированы Куинси Джонсом в ультрасовременной на тот момент джаз-роковой манере: даже супертрадиционный контрабасист Рэй Браун играл в этой записи на электрической бас-гитаре. В записи участвовали такие звёзды тогдашнего джаза, как саксофонист Расаан Роланд Кёрк, трубач Фредди Хаббард, тромбонист Джей Джей Джонсон, барабанщик Грэйди Тэйт и другие.

Правда, сам Джонс на своих записях этого периода уже не играл, ограничиваясь дирижёрскими функциями. Самые успешные его записи того периода, собравшие череду номинаций на премию Grammy, были сделаны для лейбла A&M в 1970-е гг., но игру на трубе ему пришлось полностью отставить: в 1974-м он перенёс две тяжёлые операции на головном мозге, после которых игра на трубе могла просто убить его.

Хотя творческая жизнь Джонса кажется чередой сплошных успехов, он никогда не был особенно удачлив в личной жизни. Его первый брак (1953–1967) закончился бурным разводом, вторым браком он был скоротечно и неудачно женат на шведской фотомодели, да и третий брак распался в 1986 г. Впоследствии в интервью журналу Life он честно признавался: «В любви я всегда вёл себя как собака — эгоистичный, жадный пёс… Бог так устроил, что ты можешь быть молод и можешь быть псом. Но старые псы — это такое жалкое зрелище…» В 1986-м, после третьего развода, Джонс пережил настолько сильный нервный срыв, что должен был на месяц скрыться от мира на частном острове, принадлежащем давнему приятелю — актёру Марлону Брандо.

В конце 1970-х Куинси Джонс всерьёз занялся продюсированием поп-музыки, отвергая любые упреки в коммерциализации: он говорил, что ему всё равно, в каком жанре делать хорошую музыку. Первым его клиентом стал юный певец, только что покинувший семейный ансамбль The Jackson FiveМайкл Джексон. Но продюсировал он и джаз, точнее — поп-джаз (Джордж Бенсон, Лина Хорн, Патти Остин…).

Майкл Джексон и Куинси Джонс, 1983
Майкл Джексон и Куинси Джонс, 1983  

Джонс спродюсировал две из самых продаваемых записей всех времён: альбом Майкла Джексона «Thriller» (1982), разошедшийся тиражом 104 000 000 копий (45 миллионов только в 1983–84!), и запись сводного образцово-показательного хора звёзд мировой популярной музыки «We Are The World». Эта запись была сделана в 1985 г. как благотворительный проект в помощь голодающей Эфиопии, и проект удачный: с продаж было собрано (и передано на соответствующие цели) 50 миллионов долларов, продано 7 500 000 копий сингла и 3 000 000 копий альбома. Когда Куинси спрашивали, как ему удалось собрать в одной студии два десятка самых высокооплачиваемых (и капризных!) певцов шоу-бизнеса, он отвечал, что никто не капризничал, потому что на входе в студию он повесил табличку: «Сдайте своё «Я» в гардероб. Спасибо!»
ВИДЕО: хором звёзд американской эстрады дирижирует Куинси Джонс, 1985 (монтаж съёмок студийной записи, продолжавшейся несколько дней)

В 1991 г. он (возможно, откликаясь на упрёки поклонников его джазовых работ, упрекавших Куинси в чрезмерном увлечении поп-музыкой) спродюсировал последнюю крупную работу Майлза Дэйвиса. Много лет ( с конца 70-х) он уговаривал Майлза вернуться к музыке альбомов «Miles Ahead», «Sketches of Spain» и «Porgy and Bess», точнее — к эпохальным аранжировкам Гила Эванса для этих альбомов. Майлз обычно отказывался, следуя своему правилу «никогда не оглядываться на прошлое», но в 1991-м вдруг согласился, и подготовленная Джонсом программа была сыграна на фестивале в Монтрё (Швейцария). Дэйвис умер буквально через несколько месяцев после этого выступления, так что концертный альбом «Miles & Quincy Live at Montreux» (Warner Bros, 1993) оказался его последней записью.
АУДИО: совместный альбом Майлза Дэйвиса и Куинси Джонса, запись 1991 г.

Всего в арсенале Куинси Джонса — 79 номинаций на премию Академии звукозаписи «Грэмми». Собственно премией Grammy он был награждён 28 раз: впервые — в 1963 г. за «лучшую инструментальную аранжировку» (пьеса «I Can’t Stop Loving You», оркестр Каунта Бэйси), в последний раз — в 2018 г. в категории «лучший музыкальный фильм» за документальный фильм, названный просто «Qincy», плюс специальная премия «Легенда Грэмми» в 1991 г. Уместно вспомнить также, что ещё в 1968 г. Джонс стал первым афроамериканцем, номинированным на премию Американской киноакадемии Oscar в категории «Лучшая песня» и первый, номинированный дважды в один год: в том же 1968 — за «лучшую музыку к фильму» («Хладнокровное убийство» Ричарда Брукса, по книге Трумэна Капоте). Джонс — первый и до сих пор единственный афроамериканец, номинированный на «Оскара» в категории «Фильм года» (как продюсер фильма 1986 г. «The Color Purple»). Наряду со звукооператором Вилли Бёртоном он — афроамериканец с наибольшим числом номинаций на «Оскара» (семь).

Quincy Jones
Quincy Jones

Джонс вплоть до 2010-х гг. продолжал заниматься аранжировкой, продюсированием, музыкой для кино и телевидения, создал крупную продюсерскую компанию, которая выпускала музыкальные журналы, телесериалы, кинофильмы и цифровой контент для интернет-проектов и сотовых сетей, много занимался благотворительностью, создавал стипендии и гранты для молодых музыкантов и вообще продолжал вести весьма насыщенную жизнь, в том числе и общественно-политическую.

Он также известен многочисленными громкими заявлениями в прессе. Последний скандал с участием 84-летнего продюсера разразился в начале февраля 2018, когда в интервью музыкальному журналисту Дэвиду Марчезе для сайта Vulture у Куинси сорвало тормоза, и он «понёс» всю современную музыку, от The Beatles (особенно досталось барабанщику Ринго Старру) до Майкла Джексона, и всю современную политику, начиная от президента Кеннеди (Куинси утверждал, что точно знает, по чьему заказу его убили) и вплоть до Иванки Трамп, с которой, как утверждал Куинси, он… э-э… общался. Понадобилось две недели и совместные усилия шести взрослых дочерей Куинси и других заинтересованных в его репутации лиц, чтобы он выпустил пространное заявление, в котором просил прощения за это интервью и денонсировал свои высказывания:

Когда тебе повезло прожить такую длинную и безумную жизнь, а я ведь только три года назад бросил пить, некоторые детали определённых событий затмевают то, что ты на самом деле думаешь или переживаешь — и вываливаются из тебя все сразу. Хотя мне исполняется 85 лет, я ещё понимаю, что словесный понос и оскорбительные высказывания о людях непростительны.

Ну что ж — молодец, Куинси!

В 2010 г. именно он вручал вторую премию и приз зрительских симпатий вокального конкурса на крупнейшем европейском джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария), которые получила российская вокалистка Юлиана Рогачёва. Певица впоследствии рассказывала, что легендарный продюсер, вручая ей диплом, даже темпераментно шепнул лично для неё несколько слов по-русски.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя