Барабанщик Рой Хэйнс (1925–2024)

0
Рой Хэйнс в Москве, 2013 (фото: Владимир Коробицын)
Рой Хэйнс в Москве, 2013 (фото: Владимир Коробицын)

12 ноября 2024 в своём доме в пригороде Нью-Йорка на острове Лонг-Айленд ушёл из жизни легендарный джазовый барабанщик Рой Хэйнс (Roy Haynes). Ему было девяносто девять лет. Он выступал вплоть до начала 2020-х.

Когда 15 лет назад радиостанция WKCR-FM, принадлежащая Колумбийскому университету в Нью-Йорке, провела марафон с обзором всех записей, в которых участвовал Хэйнс, потребовался 301 час эфирного времени: игра Роя с комментариями ведущих звучала в эфире круглосуточно с 11 по 23 января 2009 г., и ни один трек не повторялся. Хэйнс — один из немногих барабанщиков, кто профессионально играл свинг, бибоп, авангард и фьюжн в те десятилетия, когда эти стили были актуальны. Да и то сказать, его профессиональная карьера продолжалась более 80 лет!

В честь легенды джазовых барабанов мы впервые воспроизводим в сетевом формате биографический очерк, который Диана Кондрашина написала для бумажного «Джаз.Ру» №3/4-2010, когда Хэйнсу исполнилось 85 лет.

Roy Haynes (photo: Ted Curland Associates)
Roy Haynes (photo: Ted Curland Associates)

Празднование, состоявшееся в нью-йоркском клубе Blue Note, растянулось ни много ни мало на пять дней. Каждый вечер именинник проводил по три часа на сцене вместе со своим бэндом и приглашёнными гостями, среди которых были саксофонист Кенни Гарретт, басист Крисчен Макбрайд и трубач Рой Харгроув, а также давний партнёр по сцене — пианистом Чик Кориа. Хэйнс — низкорослый, но подтянутый, подвижный, шутящий без устали с публикой и музыкантами — во время работы по-настоящему преображался: он играл сосредоточенно и предельно внимательно, переживая за каждую ноту и реагируя на соло своих музыкантов. Звучание этих барабанов не спутаешь ни с чем: звонкий, в то же время мягкий звук с характерным звучанием тарелок и хай-хэта — всё это то, за что Роя Хэйнса в свое время прозвали «Snap Crackle». В переводе на русский это прозвище, несомненно, теряет свои фонетические свойства и снижает значение до примитивного «Треск-щёлк», но во всяком случае, даёт скромное представление о том, почему манера игры мастера Роя Хэйнса — неподражаема.

Рой Хэйнс танцует вокруг ударной установки во время выступления с ансамблем Fountain of Youth на фестивале «Триумф джаза» в Светлановском зале Дома музыки в Москве, 2013 (фото: Владимир Коробицын)
Рой Хэйнс танцует вокруг ударной установки во время выступления с ансамблем Fountain of Youth на фестивале «Триумф джаза» в Светлановском зале Дома музыки в Москве, 2013 (фото: Владимир Коробицын)

В ряду таких великолепных барабанщиков, как Арт Блэйки, Макс Роуч или Кенни Кларк, имя Роя Хэйнса занимает заслуженное место: Хэйнс — один из тех, кто начинал карьеру в конце эпохи свинга, развивался и обретал популярность вместе с бибопом, затем оставался одной из ключевых фигур в эру пост-бопа и впоследствии не отказывался от проектов, связанных с фьюжн и джаз-роком. Барабаны Хэйнса звучат на самых известных пластинках самых разных жанров: от одной из первых работ пианиста Маккоя Тайнера в качестве бэндлидера «Reaching Fourth» и классики джазового трио «Now He Sings, Now He Sobs» Чика Кориа до джаз-фьюжн-альбома гитариста Пэта Мэтини «Question and Answer». В качестве лидера Хэйнс выпустил 32 альбома и до сих пор на удивление плотно занят работой в собственном коллективе, который, не переждав и месяца после непростого юбилейного «марафона» в клубе Blue Note в марте, поспешил отправиться в мировое турне. Действительно сложно поверить, что за всей этой активностью стоит человек, которому недавно исполнилось 85 лет.

Рой Оуэн Хэйнс родился в Бостоне в 1925 году в семье эмигрантов с острова Барбадос. Начав карьеру музыканта в подростковом возрасте ещё в родном городе, во время Второй мировой войны барабанщик получил постоянную работу в группе, которая давала концерты в клубе при военной базе в городе Нью-Лондон, штат Коннектикут. Саксофонист Чарли Холмс, с которым Хэйнс играл в этой группе, как-то раз порекомендовал молодого барабанщика пианисту и руководителю свинг-оркестра, панамскому пианисту Луису Расселлу: с первых выступлений в легендарном нью-йоркском танцзале Savoy Ballroom в оркестре из 18 музыкантов и начинается профессиональная музыкальная карьера Роя Хэйнса.

Luis Russell, Roy Haynes, 1945
Luis Russell, Roy Haynes, 1945

А уже через пару лет, в 1947-м, Хэйнса замечает саксофонист Лестер Янг и приглашает в свою группу. «Я был кем-то вроде зачинщика для Преза (Prez – прозвище Лестера Янга, сокращённо от «President» — Авт.), — признаётся Хэйнс, — как Тони Уильямс для группы Майлза Дэйвиса… Когда я впервые присоединился к его бэнду, я был приятно взволнован, потому что Янг считал, что я хорошо свингую. Ему не нравились барабанщики, которые слишком увлечённо погружались в процесс, а я играл по-другому — левой ногой и правой рукой. Я танцевал, но не терял контроль. Уверен, это то самое, что вело меня все эти годы, когда я играл со всеми этими великими людьми. Возможно, часто я предлагал определённый ритм. Так [Чарлз] Мингус говорил: «Рой Хэйнс, ты не играешь ритм, ты его внушаешь».

Перси Хит, Майлз Дэйвис, Рой Хэйнс, Чарли Паркер (около 1946)
Перси Хит, Майлз Дэйвис, Рой Хэйнс, Чарли Паркер (около 1946)

В 1950-х и 1960-х Хэйнс выступал едва ли не со всеми именитыми джазменами своего времени. С 1949 по 1952 год Рой Хэйнс играл в квинтете Чарли Паркера, в 1954-1959 гастролировал и записывался в студии с Сарой Воэн, в конце 1950-х не раз выступал в составе ритм-секции Телониуса Монка, сделал восемь записей с Эриком Долфи в начале 1960-х, постоянно работал со Стэном Гетцем по 1965 год, с 1963 по 1965 регулярно подменял Элвина Джонса в составе квартета Джона Колтрейна, а с 1968 года начал плодотворное сотрудничество с Чиком Кориа. На одной из первых крупных студийных работ с Сарой Воэн — речь идёт об альбоме «In The Land of Hi-Fi» — барабанщик ещё отступает на второй план, вычерчивая чёткий ритм мажорным выкрикам духовых и крутым вокальным виражам неподражаемой Сары, но именно эта безупречность выдаёт почерк чуткого музыканта и большого профессионала своего дела.

Чарлз Мингус, Рой Хэйнс, Телониус Монк, Чарли Паркер. 1948
Чарлз Мингус, Рой Хэйнс, Телониус Монк, Чарли Паркер. Клуб Open Door в квартале Гринвич-Вилледж, 1948

Зато ранний альбом Хэйнса 1958 года «We Three», на котором в его трио играют Финеас Ньюборн (фортепиано) и Пол Чемберс (контрабас), уже в полной мере проявляет ту творческую манеру молодого музыканта, с которой он будет столь востребован в самых разных именитых составах. Многословные импровизации Ньюборна как бы вступают в перекличку с утончённым ритмом Хэйнса, сыгранным по большей части на тарелках; Рой иронично выдерживает паузы так, будто всегда стремится запаздывать на тысячную долю секунды.

Несколько лет, проведённых рядом с Телониусом Монком, несомненно научили молодого барабанщика лучше слышать музыку без лишних объяснений. «В работе с Монком всегда был подвох, — вспоминает Хэйнс. — У него был музыкальный язык без слов. Это то, что ты чувствуешь и слышишь, это как продолжающийся диалог. Нужно было слушать этого парня, потому что он мог задавать страннейший ритм, который мог меняться по ходу композиции».
АУДИО: Thelonious Monk Quartet «In Walked Bud», 1958
Телониус Монк ф-но, Джонни Гриффин тенор-саксофон, Ахмед Абдул-Малик к-бас, Рой Хэйнс уд. Запись концерта в клубе Five Spot, альбом «Misterioso»

Впрочем, работа с каждым из носителей великих имён привносила что-то своё: среди тех, с кем не раз играл Рой Хэйнс — Бад Пауэлл, Майлз Дэйвис, Сонни Роллинз. Он участвовал в записи «золотого» альбома тромбонистов Кая Уиндинга и Джей Джей Джонсона с пианистом Биллом Эвансом и басистом Полом Чемберсом, ему также удалось отыграть на одной сцене с Билли Холидэй в один из последних её концертов в клубе Storyville в Бостоне в апреле 1959-го — концерте, запись которого впоследствии была издана на пластинке.

Рой Хэйнс в 1970-е гг.
Рой Хэйнс в 1970-е гг.

Хэйнс как бы объединяет несовместимое: на альбоме «Te-Vou!» 1994 года матовый звук фьюжн-гитары Пэта Мэтини встречается с упругим басом Крисчена Макбрайда и кристальным альт-саксофоном Дональда Харрисона в сопровождении аккомпанемента пианиста Дэйва Кикоски, и вместе этот звёздный состав музыкантов играет, к примеру, сбивчивую тему «Trinkle, Tinkle» Телониуса Монка.

Кстати, именно с этим стандартом на концерте в Blue Note произошла забавная история. Это был последний день из пяти, отведённых клубом на празднование дня рождения Роя Хэйнса. Хэйнс играл с Чиком Кориа; второй сет, по обыкновению более непосредственный и спонтанный, состоял в основном из оригинальных интерпретаций популярных стандартов: «Autumn Leaves», к примеру, «Segment» Чарли Паркера (во вступлении к которому Чик Кориа сразил публику фирменными виртуозными пассажами, в конце концов заискивающе стукнув неизвестно откуда взявшейся барабанной колотушкой по струнам рояля) и — как раз-таки — «Trinkle Tinkle» Монка. Бывавшие в нью-йоркском клубе Blue Note знают: скромное пространство клуба не подразумевает даже бокового выхода со сцены — музыканты пробираются в гримёрку на второй этаж прямо через столики. По окончанию концерта Кориа и Хэйнс неспешно продвигаются мимо не успевших разбежаться зрителей, и Чик в полный голос обращается к коллеге: «Рой, мы не договаривались играть «Trinkle Tinkle»! Я никогда не играл твою аранжировку и напортачил, прости, дружище». Недоразумение заключалось лишь в том, что и Хэйнс, и его «молодёжь» играли не только в теме, но ещё и в импровизации «изюминку» стандарта — такт на две четверти, чем постоянно вводили в заблуждение пианиста, привыкшего к оригинальной версии Монка, в которой вместо двухчетвертного такта — обычный четырёхчетвертной.

В 2004 Хэйнс записал альбом в квартете c совсем молодыми музыкантами: это были Маркус Стрикланд (саксофон, бас-кларнет), Мартин Бехерано (фортепиано) и Джон Салливан (бас). Альбом получил действительно красноречивое название: «Fountain of Youth», «Источник молодости»: речь шла, конечно, не только о сайдменах, которым на то время не было и тридцати, но и о лидере коллектива, биологический возраст которого — 79 лет — вступал в очевидное противоречие с внутренней энергией и мироощущением самого музыканта. «В музыке есть что-то особенное, и когда ты находишь правильных людей, которые понимают, что ты хочешь сказать собственной музыкой, всё срастается. Что и происходит с этим молодым квартетом на пластинке. И любовь, и уважение — всё можно услышать», говорил впоследствии Рой Хэйнс об этой работе.

Несомненно, она стала важной вехой в жизни легендарного барабанщика: с тех пор Хэйнс привлекает в свою группу, названную по альбому The Fountain of Youth Band, только молодых и перспективных музыкантов. Сейчас — именно тот состав, который выступал в клубе Blue Note в марте 2010 года: всё тот же пианист Мартин Бехерано, а также саксофонист Джалил Шоу и басист Дэвид Уонг.

Казалось бы, ставить точки и определять рубежи с таким настроем — лишнее, но и это Хэйнс не обошёл стороной: последний альбом барабанщика — внушительная трёхтомная экскурсия по самым ярким моментам в творческой карьере музыканта: от Лестера Янга и Бада Пауэлла через замечательный альбом-посвящение Чарли Паркеру «Birds of a Feather», записанный с Кенни Гарреттом, Роем Харгроувом, Дэйвом Кикоски и Дэйвом Холландом, до записей с молодым квартетом последних лет. «A Life in Time — The Roy Haynes Story» — так называется это издание, с долей иронии сместившее акценты в нужном направлении: речь скорее не о долгой жизни великого музыканта, но о жизни музыканта Роя Хэйнса в великое время.
АУДИО: Gary Burton, Chick Corea, Pat Metheny, Roy Haynes, Dave Holland «Question And Answer», 1998

Рой Хйэнс (фото: Гульнара Хаматова) на обложке «Джаз.Ру», 2013
Рой Хйэнс (фото: Гульнара Хаматова) на обложке «Джаз.Ру», 2013
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя