24–27 октября прошёл легендарный джазовый фестиваль, один из старейших в России — Международные Дни джаза в Архангельске. В этом году он проводился в рамках Международных недель музыки. Дни джаза-2024 были посвящены 80-летию со дня рождения Владимира Резицкого (1944–2001) — основателя фестиваля, легендарного музыканта и продюсера.
Архангельский джаз-фестиваль — всегда обширный, многокомпонентный проект. В этом году он проходил на трёх городских площадках, представил более ста музыкантов и подарил гостям и участникам несколько дней яркого праздника. О том, каким он был, рассказал продюсер фестиваля — руководитель продюсерского центра «Архангельск-Джаз» гитарист Тим Дорофеев (фото по всему тексту: Наталья Кравченко).
— Программа была наполнена важными событиями, которые шли параллельно с концертными выступлениями. Фестиваль открылся показом яркого, запоминающегося ролика архангельского видеохудожника Сергея Жигальцова, который талантливо, изобретательно и с юмором оживил архивные фото Владимира Резицкого. Ещё одно событие в ряду юбилейных посвящений — презентация уникального издания, книги «Резицкий», над которой её авторы, музыковед Елена Сергиевская, художник Алексей Григорьев и продюсер проекта Игорь Флейшман, работали около года.
ФОТО: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра фотографий
В рамках фестиваля представил выставку своих работ известный фотохудожник, один из самых интересных мастеров, снимавших джазовых музыкантов — Александр Забрин (Москва).
В один из фестивальных дней состоялся показ фильма санкт-петербургского режиссёра Дмитрия Милькова — «Олег Юданов». Фильм сделан в рамках проекта «Культурный ландшафт» и посвящён памяти недавно ушедшего легендарного музыканта, нашего друга и соратника: съёмка в этом фильме оказалась последней для Олега.
СМОТРИМ фильм Дмитрия Милькова «Олег Юданов» из цикла «Лахта Центр. Культурный ландшафт»
Мой «Арт-ансамбль» представил новый диск «Сказки про любовь», записанный совместно с белорусским вокальным ансамблем «Камерата» и вышедший в музыкальном издательстве ArtBeat Music.
Отдельно хочу отметить просветительские мастер-классы, которые провели в «Джаз-клубе Тима Дорофеева» гости нашего фестиваля: гитарист, художественный руководитель ансамбля «Уральский диксиленд Игоря Бурко» Валерий Сундарев, музыковед, арт-директор джазового фестиваля в Челябинске «Какой удивительный мир» Наталья Риккер и московский музыкальный журналист Кирилл Мошков — ведущий нашего фестиваля.
Основная программа по традиции была очень насыщенной и строилась по принципу разнообразия: в ней был и современный экспериментальный джаз, и традиционные направления. Получился большой праздник для всех, кто ценит джазовую культуру.
В день открытия 25 октября концертную программу открыл известный испанский гитарист Анхель Онтальва, который играл собственную авторскую музыку — электронный гитарный фьюжн с элементами фри-джаза. В ансамбле с ним выступала архангельская ритм-секция — Николай Клишин (бас) и Алексей Барандов (ударные). Синтез разных исполнительских традиций получился очень интересным.
Следующими на сцену вышли участники знаменитого петербургского трио, работающие вместе уже почти четверть века: Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков и Андрей Кондаков. Эти три мастера, великолепные мультижанровые музыканты, уже много лет играют и современный джаз, и свои прочтения классики.
ФОТО: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра 17 фотографий
И Гайворонский с Волковым, выступавшие тогда дуэтом, и Кондаков со своими тогдашними проектами приезжали в Архангельск еще в далёких 80-х годах прошлого века. Они всегда наши желанные гости, их выступление всегда становится событием. У каждой из их авторских композиций, прозвучавших на архангельской сцене, была своя незабываемая музыкальная аура.
СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Закрывал первый фестивальный день «Уральский диксиленд Игоря Бурко» (Челябинск). Этот коллектив был в Архангельске лишь однажды, в конце 70-х, а в этом году произошел интересный и долгожданный культурный обмен — «Арт-ансамбль» принимал участие в челябинском джаз-фестивале «Какой удивительный мир», а уральцы в ответ приехали на наши Дни джаза. Диксиленд — музыка, которая, как оказалось, сейчас нечасто звучит на фестивалях, но каждый раз её очень тепло встречает публика. В программе была традиция, исполнялись и советские песни в диксилендовой обработке. Это создавало атмосферу первой половины прошлого века, возвращало слушателей к истокам джазовой музыки.
ФОТО: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра 7 фотографий
Второй фестивальный день 26 октября мы начали нашим традиционным дневным концертом «Дети в джазе». В этом году, как и в прошлом, программу курировала Мария Корель, руководитель уникального проекта «Дети. Музыка. Жизнь», поддержанного фондом «Линия культуры» и продюсерским центром «Архангельск-Джаз». Звучали джазовые композиции в исполнении юных саксофонистов, певцов, гитаристов. Эстрадно-джазовый оркестр проекта «Дети. Музыка. Жизнь» возглавил с этого года новый руководитель — знаменитый архангельский музыкант, басист «Арт-ансамбля» Николай Клишин, вдохнувший в коллектив новую жизнь. Оркестр выступил с новой программой и показал очень высокий уровень. Радует, что юное поколение активно занимается джазовой музыкой, что свой опыт ему передают сильные наставники и педагоги.
Вечерний концерт в этот день открывал прекрасный дуэт молодых московских музыкантов — талантливый пианист, участник знаменитого фестиваля в Монтрё Андрей Марухин и замечательная певица Александра Черноусова, которая выступает под сценическим именем Telliodora.
У неё оригинальный тембр, ей близки блюз и соул; это перспективная вокалистка высокого уровня.
ШИЛКЛОПЕР / КИРИЧЕНКО / ИВАНУШКИН / ПОПОВ: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра 18 фотографий
Затем пришло время незабываемого музыкального действа от квартета из Москвы, в котором играли Аркадий Шилклопер, Аркадий Кириченко, контрабасист Игорь Иванушкин и молодой многообещающий барабанщик Леонид Попов.
Мультиинструменталист Аркадий Шилклопер играл и на альпийском роге, и на валторне, и на морской раковине, создавая вместе с партнерами по ансамблю богатую палитру тембров и музыкальных красок.
В одной из композиций принял участие вокалист «Арт-ансамбля» Константин Седовин, вместе с изобретательным Аркадием Кириченко они показали настоящее шоу, фейерверк таланта и юмора на высочайшем уровне.
Завершала программу второго фестивального дня певица Анастасия Лютова и её «Лютый бэнд». Сегодня это один из самых известных и популярных составов, работающих в направлении джазового мэйнстрима. Прозвучали авторские композиции, аранжировки джазовых стандартов — и всё это в очень стильном и виртуозном исполнении.
ФОТО: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра 15 фотографий
Третий день по традиции мы отдаем архангельским музыкантам.
Из этого ряда не выбивался и дуэт пианиста Алексея Подымкина с гитаристом Николаем Куликовым — Николай родился и учился в Архангельске, так что он не только москвич, но и наш, северянин.
Для каждых Дней джаза архангельские коллективы стараются подготовить новую программу, продемонстрировать свой творческий рост от года к году. Ансамбль Игоря Горькового, в котором играют басист Георгий Стрелков, саксофонист Виктор Хабаров и барабанщик Валерий Журавлев, играл и аранжировки популярных пьес, и авторские композиции своего руководителя.
Группа «ПреКрасный город» гитариста Алексея Питалова и вокалистки Анны Акимовой ведёт активную творческую деятельность, играет авторскую музыку, Анна исполняет композиции на разных языках. Это всегда очень интересные полуакустические программы.
Выступал и МКJazz — проект Марии Корель; звучали авторские композиции с красивым уникальным вокалом и замечательной секцией духовых: Давид Литовченко — труба, Ярослав Склёмин — саксофон, Владимир Метёлкин —тромбон.
В финальном отделении заключительного дня фестиваля был представлен совместный проект «Арт-ансамбля» Тима Дорофеева и Камерного оркестра Поморской филармонии под руководством Владимира Онуфриева с приглашенным гостем, которым стал пианист Всеволод Тимофеев (Москва).
Для этого проекта я нашел в Санкт-Петербурге прекрасного аранжировщика Дмитрия Сереброва, подобрал красивый балладный репертуар.
В программе были мои авторские композиции — «Баллада Владимир» памяти Владимира Резицкого, «Малиновый вальс», который мы посвятили Олегу Юданову, а также знаменитые темы моих кумиров — Пэта Мэтини, Джона Маклафлина — в новом прочтении.
Многие, и музыканты, и слушатели, не ожидали, что результат получится настолько необычным и интересным. Но джаз для того и существует, чтобы давать слушателям выбор, предлагать новый опыт, показывать результаты экспериментов, в очередной раз доказывающие, что джазовая музыка — прогрессивный вид искусства, где раздвигаются привычные рамки и важнейшую роль играет импровизация.
ФОТО: нажмите на первый кадр галереи для последовательного просмотра 8 фотографий
Конечно, все дни джаз звучал в «Джаз-клубе Тима Дорофеева» — здесь проходили и джемы участников фестиваля, и полноценные концертные выступления. В фойе АГКЦ в перерывах между отделениями создавал джазовую атмосферу Максим Кипкаев: его проект «Виниловый джаз» тоже стал доброй традицией нашего фестиваля.
В этом году одной из наших площадок стал Дом коммерческого собрания, где 24 октября прошел концерт группы Владимира Петровского «Порато Баско», объединившей музыку, живопись, поэзию и перформанс.
Меня, как руководителя фестиваля, эти Дни джаза порадовали восторженными отзывами публики. Фестиваль проходил при полных залах, и это говорит о том, что джаз продолжается, что он приносит радость, когда слушатели в очередной раз убеждаются, насколько он может быть разнообразным.
Хорошо, что на сцене выступали и совсем молодые перспективные музыканты, и опытные мэтры. Всегда интересно наблюдать, как встречаются разные поколения.
За качественный звук на концертах фестиваля, как всегда, отвечала команда B&M PRO под руководством звукорежиссёра Михаила Мардера, наши давние друзья и соратники.
Неизменно радуют наши ведущие, Елена Сергиевская и Кирилл Мошков (Москва), у которых получился очень яркий дуэт. Они тонко и деликатно дополняют друг друга, и концерты благодаря им получаются интересными не только музыкально, но и информационно.
И, конечно, надо поблагодарить нашу слаженную команду — организаторов и волонтёров, наших водителей, сотрудников Поморской филармонии и АГКЦ, без самоотверженной работы которых такой большой праздник не смог бы состояться. Хочу сказать отдельное спасибо Артёму Гнипе, который помогает нам и в организации фестиваля, и в выпуске дисков, а также администратору фестиваля Константину Седовину. Фестиваль проходил при поддержки Министерства культуры Архангельской области и городского Управления культуры. В этом году у нас появился новый партнёр — Альфа-банк, я этому очень рад и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Дни джаза-2024 завершились, итоги подведены, впереди Дни джаза-2025!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: смотрим интервью Тима Дорофеева журналу «Джаз.Ру»!