29 марта в Московском концертном зале «Зарядье» выступит джазовый дуэт Гонсало Рубалькаба (фортепиано) и Амилтон де Оланда (мандолина). Участники дуэта — живущий в Майами кубинский волшебник фортепианной импровизации Гонсало Рубалькаба (Gonzalo Rubalcaba, р. 1963), троекратный лауреат премии Grammy, и Амилтон де Оланда (Hamilton de Holanda Vasconcelos Neto, р. 1976), бразильский мастер игры на бандолиме (португальско-бразильская разновидность мандолины).
Рубалькаба не раз выступал в России, в том числе и буквально в прошлом году: летом 2024 г. его сольный сет стал музыкальной и эмоциональной вершиной Санкт-Петербургского джазового фестиваля. Однако в Москве маэстро не играл более 20 лет. Что же до Амилтона де Оланды, то он и вовсе никогда не бывал в российской столице, а ведь это один из признанных мастеров и новаторов бразильской национальной музыки шору (choro). Это родившаяся в Рио-де-Жанейро виртуозная городская танцевальная музыка, которая в бразильской культуре играет даже более важную роль, чем самба и босса-нова.
ВИДЕО: Амилтон де Оланда играет соло на мандолине, 2013
За счёт важной роли импровизации в музыке шору буквально напрашивалось построение моста между шору и джазом, и этот шаг сделал именно Амилтон де Оланда: среди его многочисленных альбомов, пять из которых были номинированы в США на Latin Grammy, есть совместные записи с итальянским джазовым пианистом Стефано Боллани («O Que Será», ECM, 2013) и его испанским коллегой Чано Домингесом («Chabem», 2022, в записи участвовал также бразильский фьюжн-перкуссионист Рубем Дантас). А летом 2024 г. вышел совместный альбом, который записали Амилтон де Оланда и Гонсало Рубалькаба — «Collab» (Sony Music Brasil), тоже номинированный на Latin Grammy.
Старейший американский джазовый журнал DownBeat писал об этой работе:
Эта прекрасно выстроенная запись сочетает в себе агрессивные афро-кубинские мотивы Рубалькабы с более мягкими, но не менее сложными бразильскими мотивами де Оланды, давая возможность обоим мастерам показать мастерство в собственных уникальных стилях.
Важное слово здесь «собственные»: стили обоих мастеров глубоко индивидуальны, Рубалькаба играет сложный, но захватывающе увлекательный современный джаз с определённым афро-кубинским оттенком, а де Оланда — виртуозный шору на 10-струнной плоской мандолине (бандолим — португальская разновидность мандолины — не округлая сзади, а плоская). И всё это сочетает не только элементы разных музыкальных культур, но и элементы разных темпераментов двух больших мастеров, увлекательно исследующих горизонты современного полистилистического импровизационного искусства.
ВИДЕО: Гонсало Рубалькаба со своим трио (Матт Брюэр кб, Эрик Харланд уд) в Dizzy’s CLub Coca Cola, Нью-Йорк
29 марта, 19:00, Московский концертный зал «Зарядье» (ул. Варварка, 6c4, ближайшее метро Китай-город, 13 выход). 6+. Билеты онлайн (2000–12000 ₽)
АУДИО: альбом 2024 г. на сервисе Zvuk.com (без авторизации воспроизводятся первые 30 секунд каждого трека)