История обложек джазовых пластинок. Эпизод VII: дизайн Riverside Records

0
Riverside Records

ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс | Эпизод II: Джим Флора | Эпизод III: Дэвид Стоун Мартин | Эпизод IV: Бёрт Голдблатт | Эпизод V: Рид Майлз | Эпизод VI: дизайн лейбла Prestige

Orrin Keepnews, 2004
Orrin Keepnews, 2004

Лейбл Riverside Records был основан в 1953 году. Его основатели — Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews) и Билл Гроуэр — встретились во второй половине 40-х на студенческой скамье расположенного в Нью-Йорке Колумбийского университета. Позднее Гроуэр стал издателем популярного журнала о грампластинках The Record Changer, а Кипньюс много писал для этого издания. Наконец они решили создать собственный лейбл, первоначальной целью которого было переиздание классических джазовых и блюзовых записей 1920-х гг. Однако такими были только первые релизы (всего в серии Archives вышло около 120 наименований), а в 1954 появилась уже и первая пластинка с современным джазом — запись пианиста Рэнди Уэстона. В 1955-м первой крупной звездой лейбла стал пианист Телониус Монк, который как раз прекратил работать с Prestige и нуждался в новом контракте. Благодаря работе с Монком Riverside занял достойное место в ряду независимых джазовых лейблов 1950–60-х гг., наряду с Blue Note и Prestige.

Оррин Кипньюс и трио Билла Эванса, 1961, клуб Village Vanguard: басист Скотт ЛаФаро, Эванс, барабанщик Пол Моушн

В интервале между 1955 и 1964 годами на Riverside в серии «Современность» (Contemporary) вышло порядка 300 пластинок. Кроме Монка, на лейбле записывались саксофонисты Коулман Хокинс, Сонни Роллинз, Зут Симс, флейтист Хёрби Мэнн, трубачи Кларк Терри, Блю Митчелл и Чет Бейкер, пианисты Уинтон Келли и Билл Эванс (так, его риверсайдовская пластинка «Explorations» была переиздана в СССР на фирме «Мелодия»), братья Эддерли — саксофонист Кэннонболл и корнетист Нат, гитарист Уэс Монтгомери (его пластинка «The Incredible Jazz Guitar» была также переиздана «Мелодией»), флейтист и саксофонист Юсеф Латиф, пианист и композитор Джордж Расселл, барабанщик Арт Блэйки и другие яркие артисты. Между совладельцами было следующее распределение обязанностей: Кипньюс занимался непосредственно работой с музыкантами, а Гроуэр — продажами, финансами и вообще хозяйственной деятельностью.

В интервью газете Wall Street Journal в 2008 г. Кипньюс вспоминал:

Одним из ключевых факторов для развития «Риверсайда» и других независимых лейблов была дефляция (повышение покупательной способности денег и понижение цен. — Ред.), господствовавшая в экономике после мировой войны. В то время профсоюзная ставка для сайдмена была 41 доллар 25 центов за трёхчасовую сессию звукозаписи, для лидера — вдвое больше. Это значило, помимо прочего, что гонорар музыкантов, скажем, джазового трио за запись целого альбома мог составлять всего долларов 250 на круг. Именно поэтому независимые лейблы росли как грибы, и поэтому 50-е стали золотым веком для джаза в грамзаписи.

Оррин Кипньюс у себя дома, 2005
Оррин Кипньюс у себя дома, 2005

История лейбла завершилась задолго до кризиса джазовых лейблов конца 60-х. В 1963 г. умер Билл Гроуэр, и через год компания обанкротилась. Оррин Кипньюс в 1964 году основал компанию Milestone Records, которая в 1972 году была продана Fantasy.

Ведущими дизайнерами на лейбле Riverside были Пол Бэйкон (Paul Bacon) и Кен Диардофф (Ken Deardoff). На компанию работали фотографы Пол Уэллер и Доналд Силверстайн, но использовались работы и сторонних фотографов, среди которых были и крупные мастера — например, Уильям Клакстон.

Пол Бэйкон, дебютировавший как дизайнер обложек на Blue Note, начал работать на Riverside арт-директором в 1954 г. Обложки работы Бэйкона к пластинкам Телониуса Монка на Riverside стали своего рода визитной карточкой лейбла.

«Thelonious Monk Plays Duke Ellington» (RLP 12-201, 1958)
«Thelonious Monk Plays Duke Ellington» (RLP 12-201, 1958)

В обложке для пластинки 1955 года «Thelonious Monk Plays Duke Ellington» (издание 1958 года, каталожный номер RLP 12-201, серия Riverside Contemporary Series) использована картина французского художника-примитивиста Анри Руссо (1844–1910) «Трапеза льва»: работа Бэйкона заключается в создании верхней плашки с текстом, а точнее — в подборе цвета и шрифтов. На ярко-жёлтом фоне размещено название альбома в чёрных и пурпурных цветах. Яркие и контрастные цвета верхней части прекрасно сочетаются с картиной французского мастера. Обратите внимание на буквы: практически все они разные, но в целом смотрятся на обложке очень органично.

«The Unique Thelonious Monk» (RLP 12-209, 1958)
Обложка первого тиража альбома «The Unique Thelonious Monk» (RLP 12-209, 1958)

Обложку к первому тиражу пластинки Монка 1956 года «The Unique» выполнил Джин Гогерти (с использованием фото Кэрол Райфф). Пол Бэйкон создал обложку ко второму тиражу, вышедшему в 1958 году под тем же номером (RLP 12-209), в виде почтовой марки с изображением Монка. Это одна из его наиболее известных работ. Двухцветная печать на белом фоне, своеобразная ретушь профиля музыканта, имитирующая штриховую металлографию старой почтовой марки, характерные «филателистические» элементы делают эту обложку одной из наиболее узнаваемых в джазе.

Второй, более известный вариант обложки альбома «The Unique Thelonious Monk» (RLP 12-209, 1958)
Второй, более известный вариант обложки альбома «The Unique Thelonious Monk» (RLP 12-209, 1958)

В 1957 году выходит работа Монка «Brilliant Corners» (RLP 12-226) с обложкой авторства Бэйкона, в которой использованы фотографии музыканта в пяти ракурсах, выполненные фотографом Полом Уэллером. Их монтаж является главной находкой дизайнера. Эта обложку также можно считать одной из узнаваемых в джазовой музыке.

Thelonious Monk «Brilliant Corners» (RLP 12-226, 1957)
Thelonious Monk «Brilliant Corners» (RLP 12-226, 1957)

Хочется остановиться ещё на одной работе Бэйкона: это пластинка саксофониста Бенни Голсона «The Other Side of Benny Golson» (RLP-290, 1958). Фотография музыканта (автор Пол Уэллер) поделена на две части, и правая половина фигуры вырезана, а в её контур вписаны название пластинки и список музыкантов. Интересное решение! При этом нужно обратить внимание на очертания шрифтов и их цветовое исполнение.

«The Other Side of Benny Golson» (RLP-290, 1958)
«The Other Side of Benny Golson» (RLP-290, 1958)

В 60-е, после банкротства Riverside, дизайнер Пол Бэйкер перешёл в индустрию книгоиздания. Под его обложками выходили книги крупнейших писателей США — Нормана Мейлера, Кена Кизи, Курта Воннегута и др.

Bill Evans «Explorations» (RLP-9351, 1961)
Bill Evans «Explorations» (RLP-9351, 1961)

Необходимо отметить работы и другого дизайнера Riverside — Кена Диардоффа. Если имя Бэйкона на лейбле обычно связывают с оформлением пластинок Монка, то Диардофф прославился пластинками Билла Эванса. Одна из моих любимых и по музыке, и по оформлению пластинок — «Explorations» (каталожный номер RLP 9351, цифрой 9 отмечались стереоиздания, моно — просто 351, год 1961), но, пожалуй, тут выделяется не столько дизайн, сколько фотография работы Майка Касты.

Bill Evans «Waltz for Debby» (RLP-399, 1961)
Bill Evans «Waltz for Debby» (RLP-399, 1961)

А вот с точки зрения дизайна нельзя не отметить пластику 1961 года «Waltz for Debby» (номер 399) — очень необычное и образное решение, создающее законченное художественное произведение.

«The Soul of Jazz Piano» (9S-7, 1962)
«The Soul of Jazz Piano» (9S-7, 1962)

Нужно отметить и другой образец работы Диардоффа — «плакатный» дизайн сборника «The Soul of Jazz Piano» (номер 9S-7): обложка «играет», прежде всего, за счет подбора ярких цветов.

И совсем другой образец — пластинка композитора Джорджа Расселла «Stratusphunk» (9341, 1961). Верхняя плашка с названием и коротким текстом Рассела (в магазинах пластинки стояли в горизонтальных коробах, и потенциальный покупатель, перебирая их, сначала видел верхнюю часть обложки) и абстрактная красочная графика на основе шрифтовых решений в средней и нижний части дают в целом законченную, сбалансированную картину.

George Russell Sextet «Stratusphunk» (9341, 1961)
George Russell Sextet «Stratusphunk» (9341, 1961)

После закрытия лейбла Диардофф ушёл в медиа-дизайн и был главным художником журнала Evergreen.

Конечно, в коротком очерке сложно упомянуть все интересные работы на лейбле Riverside — ведь там выходили работы не только этих двух дизайнеров. Кроме того, лейбл имел и подразделения: так, например, часть записей выходила на сублейбле Jazzland, который достоин отдельного материала. На нем вышли, например, такие совместные проекты, как «Thelonious Monk With John Coltrane» и «George Shearing and the Montgomery Brothers». На Riverside вышло около полутысячи альбомов, на Jazzland — ещё около ста, и это всего за десятилетие работы!

Сборник «A Date With Riverside» (RLP S-4, 1957). Дизайн: Пол Бэйкон. Фото: Пол Уэллер
Сборник «A Date With Riverside» (RLP S-4, 1957). Дизайн: Пол Бэйкон. Фото: Пол Уэллер
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя