Скромное обаяние винила: история обложек джазовых пластинок. Эпизод IV: Бёрт Голдблатт

0
Chris Connor Sings Lullabys of Birdland, Bethlehm BCP 1001, 1954
Chris Connor Sings Lullabys of Birdland, Bethlehm BCP 1001, 1954

ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс | Эпизод II: Джим Флора | Эпизод III: Дэвид Стоун Мартин

Burt Goldblatt
Burt Goldblatt

Четвёртый персонаж нашей истории, художник и фотограф Бёрт Голдблатт (Burt Goldblatt), родился в 1924 г. в Дорчестере, окраинном районе Бостона. Его отец иммигрировал в США из Российской империи. После службы в армии Бёрт стал студентом Колледжа искусств Массачусетса, а после выпуска поступил на работу в типографию, где много работал с фотографиями и получил навыки, которым в колледже его не обучали: он освоил монтаж фотографий и их ретушь.

Далее последовал короткий период фрилансерской работы в Бостоне, и в этот период, в 1950 году, на лейбле Jolly Roger выходит первая обложка авторства Голдблатта — бутлег (неавторизованный релиз) вокалистки Билли Холидей. Кроме того, он делает несколько работ для лейбла Savoy, в том числе для некоторых пластинок Чарли Паркера. В этот период вырабатывался его индивидуальный стиль. Затем Голдблатт перебирается в Нью-Йорк, где в 1953–55 годах работает на телевидении (канал CBS) и параллельно начинает делать обложки джазовых альбомов для лейбла Bethlehem. Первая пластинка на этой фирме («Chris Connor Sings Lullabys of Birdland», Bethlehm BCP 1001) вышла в 1954 г.; автором фотографии и дизайна обложки в целом был Бёрт Голдблатт.

Chris Connor Sings Lullabys of Birdland, Bethlehm BCP 1001
Chris Connor Sings Lullabys of Birdland, Bethlehm BCP 1001

Вторая пластинка в каталоге на лейбле вновь оказалась записью вокалистки Крис Коннор с фото Голдблатта, а третья, десятидюймовый LP «Oscar Pettiford» (BCP 1003), была уже сделана в иной стилистике и показала высочайший уровень Голдблатта как графика и дизайнера.

Oscar Pettiford BCP 1003
Oscar Pettiford BCP 1003

Джазовый лейбл Bethlehem создал молодой выходец из Швейцарии Гус Вильди (Gus Wildi) в 1953 году. Как продюсеры были привлечены Крид Тейлор (Creed Taylor) и Тедди Чарльз (Teddy Charles). В 1962 году лейбл был продан King Records, после череды переходов собственности каталогом владела транснациональная компания BMG (Bertelsmann Music Group — ныне часть концерна Sony Music Entertainment). В 1953–54 годах пластинки выходили в формате 10 дюймов, а с 1955 года — в формате 12 дюймов. Миссией лейбла было издание высококачественных джазовых пластинок с единой концепцией музыки и обложек. Обложки выпускались ламинированными, что по тем временам встречалось нечасто, и на фирме уделяли много внимания их дизайну.

В одном из интервью Гус Вильди так вспоминал о своём знакомстве с Голдблаттом:

Бёрта Голдблатта мне рекомендовал, как я помню, один из изготовителей обложек, с которыми я вел переговоры в то время. Мы попросили, чтобы он приехал в офис. Я помню, что он был вооружён дорогой шведской фотокамерой Hasselblad с большим объективом. Он представил нам свои идеи по обложкам, и он был «в теме»! Как настоящий художник, которым он был, он гордился своей работой. Когда мы хотели изменить что-то, мы действительно должны были сначала «продать» это ему — и это было всем на пользу!

Для обложки 10-дюймого «лонгплэя» альт-саксофониста Чарли Мариано (BCP 1022, 1954) Голдблатт использовал рентгеновский снимок саксофона, поражавший воображение тем, что на нём были видны и внутренние части инструмента.

Mariano, BCP 1022
Mariano, BCP 1022

В 1955 г. обложка альбома дуэта тромбонистов Джей Джей Джонсона и Кэя Уиндинга «K + J.J.» (BCP 13, 1955) получила самую престижную дизайнерскую премию Нью-Йорка, награду Art Directors Club, за лучший дизайн обложки. Эта пластинка с искажённым отражением двух тромбонистов на раструбе инструмента во всю обложку вышла уже в формате 12 дюймов, ставшем для индустрии грамзаписи новым стандартом долгоиграющих пластинок. Сам Голдблатт в одном из интервью назвал эту обложку своей любимой работой.

K + J.J., BCP 13
K + J.J., BCP 13

Рассматривая его работы, начинаешь задаваться вопросами: какие эмоции вызывают его обложки, такие разные, и есть ли в них что-то общее? Я думаю, их объединяет то, что практически все они показывают процесс исполнения, творчества. Они очень джазовые по своему духу. При этом я бы разделил их на три группы:

  • фотографические;
  • графические;
  • комплексные (коллажи, монтаж, совмещение фотографий с графикой).

Мастерство Голдблатта как фотографа, по моему мнению, особенно ярко проявилось на обложке к пластинке трубача Ховарда Макги «The Return of Howard McGhee» (BCP 42, 1956). Наверное, с Голдблатта можно начинать хронологию величайших джазовых фотографов, работа которых была уже не только чистой документалистикой, но высоким искусством, неразрывно связанным с личностью музыкантов и их музыкой.

The Return of Howard McGhee, BCP 42
The Return of Howard McGhee, BCP 42

Из чисто графических работ я бы выделил упомянутую выше обложку контрабасиста Оскара Петтифорда или работу для альбома трубача Джоны Джонса «Jonah Jones» (BCP 1014, 1954).

Jonah Jones, BCP 1014
Jonah Jones, BCP 1014

Для третьей же группы лучшими иллюстрациями, вероятно, будут следующие обложки: «Carmen McRae» (BCP 1023, 10» LP, 1954), «Peggy Connelly Featuring Russ Garcia «Wigville« Band» (Bethlehem BCP 53, 12» LP, 1956) и пластинка вокалистки Бетти Роше (Betty Roché) «Take the A Train» (BCP 64, 1957) — см. следующие три иллюстрации.

Carmen McRae, BCP 1023
Carmen McRae, BCP 1023

В то время полиграфические возможности были ещё ограничены, полноцветная печать только появлялась, и уж тем более не было еще никаких компьютеров с «фотошопом». Музыканты, владельцы независимых лейблов и сами фотографы и дизайнеры были ограничены бюджетом, но работы их стали классикой джаза и дизайна и задали в индустрии грамзаписи направления развития на долгие годы. Техники, которые они применяли, были новаторскими и при этом эмоциональными и живыми. Они были неотъемлемой частью музыки, записанной на пластинках, обложки для которых делали Алекс Стайнвайсс, Джим Флора, Дэвид Стоун Мартин, Бёрт Голдблатт и другие мастера.

Peggy Connelly Featuring Russ Garcia "Wigville" Band, Bethlehem BCP 53
Peggy Connelly Featuring Russ Garcia «Wigville» Band, Bethlehem BCP 53

В интервью 1998 года Голдблатт рассказывал:

«Когда я начал делать обложки, многие производителИ не имели бюджета ни на фотографов, ни на иллюстраторов. И это значило, что я должен делать всё это сам. Но я был рад, потому что все это было моё… Многие дизайнеры ничего не знали о музыке, для которой делали обложки, ничего к ней не чувствовали. Я же ходил на репетиции или на сессии звукозаписи артистов, когда работал над обложками их дисков. Мне не платили за это. Я просто всегда хотел знать, что делаю…»

На лейбле Bethlehem (это, пожалуй, период расцвета его творчества) Голдблатт сделал около 40 обложек для «десятидюймовок» (1953–55) и порядка 160 12-дюймовых пластинок — до самого 1962 года, когда компания King выкупила у Гуса Вильди каталог и права на лейбл. Вообще в течение 1950–60-х годов Голдблатт стал автором более чем 3000 обложек дисков, в том числе для таких лейблов, как Atlantic, Decca, EmArcy, Roost и упомянутых выше Savoy и Bethlehem.

Betty Roché: Take the A Train, BCP 64
Betty Roché: Take the A Train, BCP 64

Среди тех, чьи пластинки он оформлял, были Фэтс Наварро, Иллинойс Джекет, Ред Митчелл, Декстер Гордон, Дюк Эллингтон, Нина Симон, Хэрби Мэнн, Чарлз Мингус и многие другие звёзды джаза и блюза. Среди блюзовых работ Голдблатта можно выделить эпохальную пластинку 1961 г., оказавшую значительное влияние на формирование «белого блюза» и, в конечном счёте, на всю историю рок-музыки 1960–70х гг. — «King Of The Delta Blues Singers», первое в истории издание на виниле сделанных в 1936–37 гг. записей блюзмена из Дельты Миссисипи по имени Роберт Джонсон, того самого, кто, по легенде, заключил сделку с дьяволом (в полночь, на перекрестке дорог) для достижения высот в сочинении и исполнении блюзовых песен (Columbia CL 1654).

King Of The Delta Blues Singers, 1961
King Of The Delta Blues Singers, 1961

«Большинство лейблов не интересовались искусством, ничего о нём не знали и понятия не имели, что они сами хотели видеть на обложках пластинок. Я мог решать всё сам. Печатать обложки в два-три цвета было дешевле, чем в полный цвет, но я не поэтому выбрал такую манеру оформления. Мне было, что сказать; и я знал, как именно я хочу это сказать. Я хотел создавать образы, которые бросятся в глаза покупателям, роющимся в пластинках…»

Лейбл Bethlehem

У Голдблатта была собственная студия, где он работал над обложками, делая, как он позднее вспоминал, иногда по четыре-пять макетов за ночь. Первая его студия была на Западной 56-й улице, позади Карнеги-Холла, и из её окна Голдблатт однажды увидел, как по улице проехал на белом коне сам Чарли Паркер и… въехал верхом в помещение бара, где в антрактах концертов собирались все музыканты. Дизайнер рассказывал, что в тот момент проклял себя за то, что под рукой не оказалось фотокамеры. Впоследствии он поменял помещение. Его новая студия располагалась на 46 улице Манхэттена между 6 и 7 авеню:

«Годами я видел в окно студии аранжировщика Лютера Хендерсона, который, как и я, сидел ночами над своей работой — его офис был, как и мой, на четвёртом этаже, точно напротив, через улицу. Но лично мы никогда не встречались. Много лет спустя, перед тем, как уйти на пенсию и уехать из Нью-Йорка, я позвонил ему и сказал, что это я был та ночная сова, которая пялилась на него через улицу ночь за ночью. Он засмеялся и пожалел, что мы ни разу не встретились поговорить…»

В последние годы он работал как книжный иллюстратор. «Мне предлагали заказ на редизайн всего каталога компакт-дисков Sony, — рассказывал он в 1998-м. — Но я отказался. Во-первых, мне не нравится пятидюймовый формат обложек, а во-вторых — всё, что я хотел сказать, я уже сказал».

Умер Бёрт Голдблатт в 2006 году в возрасте 82 лет.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя