Ким Волошин |
1 марта в Эль-Серрито (Район Залива Сан-Франциско, Калифорния), не дожив одного дня до своего 92-го дня рождения, умер один из самых влиятельных продюсеров грамзаписи в джазовой истории — Оррин Кипньюс.
Музыканты звали его «милым грубияном», и не без причины — речь Оррина, даже в интервью крупным изданиям, была далека от образцов политкорректности и вежливости. Во многом он оставался образцом острого на язык и непочтительного к авторитетам нью-йоркского хипстера 50-х — каковым, собственно, и был.
Директор Музея джаза в Гарлеме, саксофонист Лорен Шёнберг, говорит о Кипньюсе:
— Он известен своим гигантским наследием в продюсировании грамзаписей. Огромный каталог Riverside Records, созданный им — лучшее свидетельство его преданности искусству записи звука, позволившей запечатлеть на века столь много великолепной музыки. Но помимо этого, он был прекрасным критиком и журналистом. Задолго до появления лейбла Riverside он писал рецензии и делал интервью, которые отличало высокое писательское мастерство. Возможно, это покажется странным для тех, кто знал его как грубоватого, резкого в суждениях профессионала, но он был также тонким и терпеливым редактором.
Ветеран джазовой журналистики Дан Моргенстерн был главным редактором журнала Down Beat в 1964-1973 гг., а с 1976 по 2012 возглавлял Институт исследования джаза в Университете Ратгерса — крупнейшее джазовое исследовательское учреждение в США. Узнав о смерти Оррина Кипньюса, 85-летний Моргенстерн написал:
— Оррин прекрасно освоил редакторское ремесло в журнале для коллекционеров грамзаписей The Record Changer, который открыл ему дорогу в продюсирование пластинок. Созданный им и Биллом Гроуэром лейбл Riverside первоначально занимался переизданием материалов из каталога RCA, который Оррин уже прекрасно знал по работе в журнале… Моя долгая дружба с ним началась, когда в 1961 г. закрылся журнал Metronome, где я был главным редактором, и к Оррину ушла работать моя бывшая секретарша — и порекомендовала ему заказывать мне статьи для обложек дисков. Когда в 63-м внезапно умер его партнёр по Riverside Билл Грауэр и лейбл обанкротился, Оррин уехал в Калифорнию, чтобы работать на Liberty Records, и там ему пришлось научиться водить машину — в Нью-Йорке это умение нужно не всем, а в Калифорнии без машины не обойтись. Я же как раз переехал в Чикаго, чтобы возглавить Down Beat, и тут в городе появляется Оррин и говорит: давай пообедаем, я заеду за тобой на своей машине. Честно сказать, я занервничал. Но оказалось, он стал превосходным водителем! Это был первый наш совместный обед — и следующие шестьдесят лет мы регулярно обедали вместе, потому что оба активно участвовали в работе NARAS, Национальной академии звукозаписи США, и каждый обед начинался с того, что он своим характерным монотонным голосом (он сам называл его «жужжание Кипньюса») заказывал «Столичную» со льдом.
На конференциях Академии Звукозаписи он всегда был очень активен в обсуждениях — и демонстрировал талант, как он выражался, «безошибочного выявления фигни», о каждом случае которого он тут же без обиняков сообщал всем окружающим. Так он заработал титул грубияна, который носил с гордостью.
Именно эта способность мгновенно определять эстетическую значимость музыки сделала его одним из величайших продюсеров золотой эры джаза. Удивительно, что при своей знаменитой грубости он умел дружить с музыкантами — и многие из них были его ближайшими друзьями: пианист Билл Эванс, саксофонисты Кэннонболл Эддерли, Сонни Роллинз, Джимми Хит.
Как удачно, что в поздние годы жизни Оррина он смог снова окунуться в атмосферу 50-60-х, когда лейбл Fantasy купил каталог Riverside и начал широкую программу переизданий лучших продюсерских работ Кипньюса.
ДАЛЕЕ: подробности биографии Оррина Кипньюса, много фото, ВИДЕО
Оррин Кипньюс и Билл Гроуэр, вместе работавшие в журнале The Record Changer, основали лейбл Riverside Records в 1953 г. Первоначально лейбл переиздавал музыку, записанную ранее джазовым отделением мэйджор-лейбла RCA Victor, но к середине десятилетия логика развития музыкальной индустрии заставила Кипньюса, отвечавшего за музыкальную политику лейбла, начать записывать современных музыкантов: запись и производство пластинок нового, «долгоиграющего» формата (на 33 оборота в минуту, что позволяло выпускать альбомы, звучавшие около 20 минут с каждой стороны) резко подешевели, а качество звучания резко улучшилось, и нужно было срочно записывать и издавать новые пластинки.
— Я оказался в бизнесе грамзаписи быстрее, чем понял, как это произошло и что мне делать, — рассказывал Кипньюс в интервью журналисту портала Allaboutjazz.com Ар Джей ДеЛюку в 2007 г. — В общем, я испортил себе такое замечательное хобби: сделал его работой, которой зарабатывал на жизнь. В то время было полно таких же, как я — джаз-фэнов, которые объявили себя продюсерами, и некому было сказать им: да какой ты продюсер? Я был совладельцем компании, я считал, что могу быть джазовым продюсером — и кто бы меня остановил?
Решающий шаг был сделан в 1955 г., когда Кипньюс заключил контракт с пианистом по имени Телониус Монк. Великого джазового композитора в то время недооценивали, к нему как пианисту относились с пренебрежением, а давняя история с изъятием у него музыкантской лицензии за чужие прегрешения не давала ему выступать в нью-йоркских клубах; к тому же у Монка был кабальный контракт с Prestige Records, где его тоже не ценили. Кипньюс выкупил контракт Монка по номинальной цене. Так началось сотрудничество одного из величайших джазменов ХХ столетия с лейблом Riverside, который документировал значительную часть его творческого наследия.
— Говорят, что я открыл Монка, — говорил Кипньюс в том же интервью. — Ерунда. Ни я, ни кто бы то ни было другой не открывал Телониуса. Как можно открыть свет, воздух или воду? Они просто существуют. Монка пытались замалчивать, преуменьшать его значение, игнорировать его, но он продолжал жить и работать. Я очень горжусь, что мне удалось помочь ему в этом. Но я уверен в том, что Монка создал только сам Монк.
ВИДЕО: «Stablemates» — посвящение продюсеру Оррину Кипньюсу с альбома ансамбля барабанщика Филли Джо Джонса «Drums Around the World» (Riverside, 1959).
Соло: Кэннонболл Эддерли (альт-саксофон), Бенни Голсон (тенор-саксофон), Блю Митчелл (труба) и Филли (барабаны).
httpv://www.youtube.com/watch?v=arRKKRwu9u8
После банкротства Riverside Оррин Кипньюс пару лет работал как продюсер-фрилансер, а в 1966 создал новый лейбл — Milestone, главными звёздами которого стали саксофонисты Джо Хендерсон, Ли Кониц, Гэри Бартц и пианист Маккой Тайнер. Лейбл проработал до 1973 г., когда его каталог выкупила фирма Fantasy, и Кипньюс стал её вице-президентом (подписав от лица этого лейбла контракт, в частности, с саксофонистом Сонни Роллинзом). В 1985 он создал очередной собственный лейбл, Landmark, где выпускал, например, записи вибрафониста Бобби Хатчерсона.
В 1984 г. Оррин получил премию «Грэмми» за альбом пианиста Билла Эванса «The Interplay Sessions», а в 1988 — ещё две, за «Лучший исторический альбом» и «Лучшую статью для буклета», обе — за эпохальное переиздание «Thelonious Monk: The Complete Riverside Recordings». В 2004 г. Академия Звукозаписи вручила ему награду «За заслуги в течение жизни».
В 2010 г. Оррин Кипньюс стал лауреатом премии «Мастер джаза» Национального фонда искусств США (National Endowment of the Arts) — высшей американской награды в области джазовой музыки. Не будучи музыкантом-исполнителем, Кипньюс был назван «Мастером» как лауреат специальной Премии им. А.Б.Спеллмана за «Поддержку джаза» (A.B. Spellman NEA Jazz Masters Award for Jazz Advocacy), учреждённой в своё время Спеллманом — художественным руководителем Национального фонда искусств с 1975 по 2005 г. — именно для того, чтобы отмечать заслуги перед жанром представителей музыкальной индустрии.
И это только начало года… А много ли таких преданных деятелей осталось…
Мир и покой его праху.
О.К-выдающийся человек..Лет 15 назад нам с вокалисткой Напуа Дэвой посчастливилось провести пару часов в его компании в одном из кафе Сан Франциско..Светлая память..