Скромное обаяние винила: история обложек джазовых пластинок. Эпизод III: Дэвид Стоун Мартин

0
David Stone Martin: Jam Sessions No. 8 (Clef, 1952)
David Stone Martin: Jam Sessions No. 8 (Clef, 1952)

ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс | Эпизод II: Джим Флора

David Stone Martin
David Stone Martin

Дэвид Стоун Мартин (David Stone Martin) родился в 1913 г. в Чикаго, в 1935-м завершил образование в Чикагском художественном институте. На становление Мартина как графика и художника повлияло творчество выходца из Российской Империи Бена Шана (р. 1889 в Каунасе, в еврейской семье), чьим ассистентом он одно время был.

Мартин работал художественным директором компании Tennessee Valley Authority и корреспондентом ряда изданий, а в начале 40-х перебрался в Нью-Йорк. В 1943 г. он выпустил серию рисунков, посвященных работе медиков на фронтах Второй мировой войны, в которой он участвовал как военный корреспондент.

Мартин интересовался джазом и был близко знаком с легендарной пианисткой Мэри Лу Уильямс, которая в 44 году познакомила его с владельцем лейбла Asch Records Мозесом Эшем. Этот человек оставил заметный след в развитии американской музыки, став впоследствии (в 1948) основателем лейбла Folkways, сыгравшего огромную роль в развитии движения «фолк-возрождения» 1950–60-х гг. В результате знакомства с Эшем вышла первая работа Мартина как оформителя: он выполнил обложку для шеллачной пластинки на 78 об/мин. для Мэри Лу Уильямс.

Mary Lou Williams Trio (Asch Records 351, 1945)
Mary Lou Williams Trio (Asch Records 351, 1945)

С этого момента началось сотрудничество Мартина с разными звукозаписывающими компаниями — Asch, Disk, Stinson и др. В 40-е, в «шеллачном» периоде (до наступления эры винила), я бы ещё выделил  работу с записью саксофониста Коулмана Хоккинса. Её стиль, подача, настроение характерны для большинства работ Мартина.

Coleman Hawkins On Asch Records (Asch Records 355, 1945)
Coleman Hawkins On Asch Records (Asch Records 355, 1945)

С 1950 г. начинается сотрудничество с продюсером и подвижником джаза — импресарио Норманом Гранцем (Norman Grantz), корни которого также из Российской Империи: его родители — выходцы из Тирасполя. Мартин выполняет дизайн «лого» для концертной серии «Jazz at the Philharmonic», которая на долгие годы стала основным проектом Гранца —  изображение трубача, которое использовалось не только на плакатах к турам, но и позже, в оформлении пластинок лейблов Гранца (Clef — с 1946, Norgran — с 1953, Verve — с 1956), а также на некоторых записях лейбла Mercury.

JATP poster
Рекламный постер европейского тура Jazz at the Philharmonics 1953 года
  • Clef Records: Оскар Питерсон, Джин Крупа, Арт Тейтум, Каунт Бэйси, проект Jazz at the Philharmonic
  • Norgran Records (1953–1956): Лестер Янг, Луис Беллсон, Чико О’Фаррилл, Стэн Гетц, Джонни Ходжес, Бадди Рич
  • Verve Records, легендарная 8000 серия: Билли Холидей, Диззи Гиллеспи, Вуди Херман, Бен Уэбстер, Сонни Ститт, Билл Эванс и др.
лейбл Norgran с «трубачом»
лейбл Norgran с «трубачом»

Вспоминая немного плакатные работы пионера джазовой обложки Алекса Стайнвайсса или яркие и курьёзные работы Джима Флора, мы видим, как заметно отличаются от них работы Мартина. Появляется драматизм, порою трагичность, попытка понять внутренний мир музыканта, его страсть и творческий процесс. Джаз стал другим:, более сложным, индивидуальным, менее эстрадным и развлекательным. Это время и музыку прекрасно почувствовал Мартин, сумев отразить свои ощущения в графических работах. Нерв чувствуется во всех линиях. Безусловно, Мартин прекрасный график, сочетающий в своих работах традицию и реализм с модернизмом, книжную графику, плакатные техники и цвет.

Пожалуй, его работы можно считать образцом глубокого проникновения в образность музыки, создания для оформления музыкальных носителей визуальных образов, неотъемлемых от записанных на этих носителях звучаний. Используя достаточно простые техники, Мартин создал визуализацию, без которой сейчас уже сложно представить музыку великих исполнителей тех лет. В виде примера — несколько пластинок Билли Холидей. Сочетание графики, красок и шрифтов дают полную драматизма картину и, мне кажется, передаёт весь трагизм исполнительской манеры Леди Дэй.

Billie Holiday, Clef 169, 10" LP, 1954
Billie Holiday, Clef 169, 10″ LP, 1954
Holiday «Billie Holiday Sings», Mercury/Clef 118, 10" LP, 1953
Billie Holiday «Billie Holiday Sings», Mercury/Clef 118, 10″ LP, 1953
Billie Holiday «Music for Torching», Clef 669, 12" LP, 1955
Billie Holiday «Music for Torching», Clef 669, 12″ LP, 1955
Billie Holiday «Recital by Billie Holiday», Clef 686, 12" LP, 1955
Billie Holiday «Recital by Billie Holiday», Clef 686, 12″ LP, 1955
Billie Holiday «All Or Nothing At All», Verve 8329, 12" LP, 1957
Billie Holiday «All Or Nothing At All», Verve 8329, 12″ LP, 1957

Дэвид Стоун Мартин выполнил более 400 обложек джазовых пластинок с записямии множества музыкантов, среди которых Джелли Ролл Мортон, Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Билли Холидей, Элла Фицджералд, Коулман Хокинс, Лестер Янг, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Джон Колтрейн, Стэн Гетц, Оскар Питерсон и другие. Посмотрите, как выразительны лицо и поза трубача Диззи Гиллеспи на этой работе:

The Modern Jazz Sextet (Norgran 1076, 12" LP, 1956)
The Modern Jazz Sextet (Norgran 1076, 12″ LP, 1956)

И, пожалуй, моя любимая обложка Мартина — «с руками». Графика, цвета, шрифты, общая композиция и результат — яркая, глубокая, выразительная и запоминающаяся работа.

Harry Edison: Mr. Swing (Verve 8353, 12" LP, 1959)
Harry Edison: Mr. Swing (Verve 8353, 12″ LP, 1959)

Мартин также делал обложки для лейблов RCA Victor, Capitol и Decca, а в 70–80-х годах — для Pablo (последнего лейбла Нормана Гранца) и других фирм грамзаписи. Работал он и как журнальный график, в том числе и для джазового журнала Down Beat. Вне джазового сообщества наиболее известны его работы для журнала Time периода 1966–69 гг., например — сентябрьский номер 1966 года с портретом Роберта Кеннеди.

Time Magazine 1966

В 1961 г. [журнал Down Beat] …заключил договор с художником Дэвидом Стоуном Мартином на создание 11 обложек. Все 11 работ были великолепны, особенно царственное изображение Билли Холидей, украсившее февральский номер 1962 г. [Издатель журнала Джек] Маер утвердил неслыханный по тем временам бюджет соглашения — двести долларов за обложку, причём речь шла только о праве однократного воспроизведения работ художника…

Кирилл Мошков, «Индустрия джаза в Америке. XXI век»

DownBeat magazine 1961

Умер Дэвид Стоун Мартин в 1992 году. Его обложки виниловых и шеллачных пластинок являются, пожалуй, самыми востребованными у коллекционеров, и некоторые из его работ размещены в крупнейших музеях США (Музей современного искусства, «Метрополитен-музей», Чикагский институт искусств и Смитсоновский институт). По мнению известного шведского коллекционера Торбьёрна Сёрхуса, Мартин — «самый коллекционируемый из всех дизайнеров обложек альбомов, и его инициалы DSM — пароль «свои» для коллекционеров по всему миру».

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя